Вверх по лестнице, ведущей в НИС

Воссоздание национальной инновационной системы (НИС) - непременное условие конкурентоспособности России в мировой системе разделения труда. Первый шаг сделан: государство определило приоритеты инновационной политики. За идеологией должна последовать программа конкретных действий.
Не полет в космос, не телевидение, не ядерную энергетику и не открытия в генетике ведущие ученые-экономисты назвали самым важным научным достижением XX века. По их мнению, наиболее сильное влияние на развитие общества оказало создание национальной инновационной системы (НИС). В США за последние 20 лет затраты на науку составили примерно 6 - 7% всех бюджетных расходов. Если учесть, что бюджет США значительно превышает валовой внутренний продукт нашей страны, станет ясно, что наша страна подобные средства на научные исследования тратить не может. Но если мы не хотим окончательно придать экономике сырьевую направленность, нужно найти разумный ответ на вопрос, как обеспечить конкурентоспособность России в мировой системе разделения труда.

На обочине прогресса
По моему мнению, чтобы двигаться вперед, надо трезво оценить динамику конкурентоспособности нашей промышленности за последние 20 лет. Необходимо назвать отрасль и продукцию, которые превосходят по параметрам, экономическим и эксплуатационным показателям зарубежные аналоги. Одновременно требуется выявить глубинные причины утраты страной пальмы первенства во многих видах гражданской и военной продукции. При анализе, несомненно, обнаружится наше существенное отставание в области фундаментальных исследований по технологиям получения металлов и полимерных материалов с заданными точностными и прочностными характеристиками, позволяющими соблюдать требования по износостойкости и долговечности. Соответственно, в России не может изготавливаться высокоточное оборудование с высокоскоростными режимами обработки, что приводит к неконкурентоспособности российских машиностроительных предприятий по выработке на одного работающего.

Положение усугубляется высокой степенью морального и физического износа основных фондов. По данным Госкомстата Удмуртской республики, степень износа основных фондов в промышленности региона превышает 53%. Фактическое положение дел еще хуже. Во-первых, измененные правила бухгалтерского учета позволяют бывшее в употреблении оборудование, приобретенное предприятием, ставить на учет как новое. Во-вторых, в последние годы с целью повышения конкурентоспособности подавляющее большинство предприятий образовывали дочерние акционерные общества, передавая им в уставные капиталы основные фонды. Итог: истинная степень износа оборудования неизвестна, а данные Госкомстата России не отражают действительности.

Результаты обследования промышленных предприятий Удмуртии на предмет фактических сроков выпуска эксплуатируемых машин и оборудования показали: только 9,1% единиц парка имеют возраст менее 10 лет. В целом по России коэффициент обновления основных фондов в промышленности с 1990 по 1999 годы снизился с 6,9 до 1,1%. При таких темпах полная замена основных средств может быть произведена один раз в 90 лет. В то же время развитые страны обновляют оборудование раз в 6 - 7 лет, что позволяет им совершать скачки в техническом развитии. А российская промышленность остается на обочине прогресса. Не случайно в 2000 году Россия занимала по "индексу технологий" последнее место среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики.

Начнем с налогов
Развитие науки и ее тесное взаимодействие с промышленностью официально объявлены в России общегосударственным приоритетом. По словам президента Владимира Путина, "необходима инновационная, с рыночным уклоном, модель организации науки, которая будет определять суть реформирования науки, в первую очередь академической". Правительство Российской Федерации в декабре 2002 года приняло "Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологии", затем уточнена федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 - 2006 годы". Распоряжением правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 года № 1187-р утвержден "План мероприятий на 2003 - 2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования". Это свидетельствует о стремлении федерального правительства найти пути перехода на рельсы инновационной экономики.

Сложность этой многомерной задачи заключается в том, что допустимые решения не могут быть оптимальны по всем локальным критериям одновременно. Поэтому выбор должен осуществляться на основе схемы компромиссов. Для промышленников, как и для правительства Российской Федерации, важно стимулировать потребительский спрос. Но для этого нужно повысить пенсии, зарплату как бюджетникам, так и занятым на производстве. А деньги для пенсионеров и бюджетников поступают за счет налогов с товаропроизводителей. Поскольку сумма поступлений в бюджет определяется как произведение процента налоговых ставок на налоговую базу, ее можно наращивать при снижении процента налоговых ставок, но при опережающем росте налоговой базы.

Благодаря позитивному для нашей страны состоянию мировой конъюнктуры последних лет имеются хорошие предпосылки для снижения фискального давления на предприятия обрабатывающих отраслей и создания условий их ускоренного технического перевооружения. С этой целью необходимо предоставить льготу по налогу на прибыль, учитывающую расходы налогоплательщика на техническое перевооружение и капитальные вложения. Эту льготу целесообразно предоставить одновременно с освобождением от уплаты таможенных пошлин и НДС на уникальное оборудование и новейшие технологии, ввозимые в Россию для целей технического перевооружения предприятий и не имеющие аналогов в России. Введение этих льгот создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий за счет их переоснащения, будет способствовать повышению уровня технологической оснащенности производства. Однако только эта мера не позволит существенно повысить конкурентоспособность страны в современном мире.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы эффективно заработала национальная инновационная система по цепочке: фундаментальные исследования [ поисковые НИР [ прикладные НИОКР [ технологии, конструкции [ производство [ рыночная реализация. Надо учитывать: если государство будет поддерживать только фундаментальные исследования и поисковые НИР, мы можем оказаться в ситуации, когда из-за неспособности отечественного производственного комплекса реализовать научные идеи Россия будет фактически спонсировать высокоразвитые страны, куда и уйдут разработки наших ученых. В то же время государство не может, да и не должно вкладывать огромные средства по всей цепочке: от фундаментальных исследований до рыночной реализации. Но создать условия, чтобы производственный сектор был чувствителен к новым идеям, разработкам и мог воплотить передовые идеи в товар, пользующийся спросом на рынке, государство простонапросто обязано.

Берегите "крупняк"
В чем это должно выразиться? По моему мнению, необходимо в первую очередь создать на законодательном уровне условия для эффективного формирования и функционирования вертикально и горизонтально интегрированных структур. Для этого следует принять закон "О холдингах", внести изменения в Гражданский кодекс в части введения основных положений о деятельности холдингов, концернов, в том числе направленных на аккумулирование прибыли дочерних обществ. Из мировой практики известно: только крупные корпорации способны сконцентрировать значительные финансовые ресурсы для проведения переоснащения и перехода на новую ступень технического развития общества.

Крупные вертикально и горизонтально интегрированные корпоративные структуры будут определять устойчивость российской экономики, а малые и средние предприятия - служить связующим звеном и, одновременно, исполнителями их заказов. При этом любое малое или среднее предприятие, если оно правильно определит вектор развития, может впоследствии превратиться в крупную корпорацию. Пример тому - Microsoft, бурный прогресс которой начался после того, как Биллу Гейтсу удалось заключить договор с компанией IBM на поставку программного обеспечения для ее компьютеров.

Не менее важная проблема - создание условий в банковском секторе для долгосрочного кредитования и долгосрочных займов под низкие проценты реальному сектору экономики на проведение технического перевооружения и внедрение новейших технологий. Пока банки России никоим образом не заинтересованы в выдаче длинных кредитов: риски по ним значительно выше, чем по краткосрочным. Вероятно, следовало бы принять федеральный закон, аналогичный закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации": государство должно дать банковской системе весомую гарантию того, что оно действительно поддерживает инвестиционную направленность экономического роста в стране.

Притчей во языцех стал вопрос об ускорении возврата НДС по экспортным поставкам. Может быть, и есть компании, которые за счет лазеек в законодательстве или путем прямого подкупа чиновников добиваются от государства возврата НДС по фиктивным сделкам. Но это наверняка единичные случаи. Основная масса предприятий-экспортеров страдает незаслуженно. Вероятно, можно составить реестр компаний, возврат НДС которым обеспечивается в течение, например, одного месяца. Государство по отношению к крупным промышленным предприятиям должно отказаться от фискальной направленности налоговой политики. В то же время руководители промышленных предприятий должны видеть свою задачу в ежегодном увеличении рабочих мест и выплачиваемой сотрудникам зарплаты, а также налоговых платежей в бюджеты всех уровней на основе опережающего роста объемов производства и продаж продукции, работ, услуг, в том числе за рубеж. Противостояние государства и промышленного сектора противоестественно. У нас одна задача - обеспечить экономический рост. Это подтверждают и слова президента: "Успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя".

Спецнаказ "оборонки"
Исторически сложилось так, что в Удмуртской республике крупные промышленные предприятия относятся к оборонно-промышленному комплексу. Поэтому хочу затронуть еще два наболевших вопроса. Первый касается долгосрочного государственного оборонного заказа. К сожалению, до сих пор отсутствует практика заключения с предприятиями договоров по гособоронзаказу хотя бы на два-три года, и это не позволяет головным предприятиям наладить планомерную работу с контрактами. В результате в цепочке соисполнителей государственного оборонного заказа создается нервозность. Должен отметить существенное улучшение дел по оплате поставленной продукции в сравнении с 1998 - 2001 годами. Однако государство пока не в полном объеме выполняет свои функции в соответствии с действующим законодательством, в том числе в части авансовой оплаты за будущие поставки продукции.

Второй вопрос - мобилизационные мощности. Понимая важность обеспечения национальной безопасности, мы вынуждены содержать мощности, гарантирующие выполнение задания времени "Ч". До недавних пор предприятия освобождались от уплаты налогов на мобилизационное имущество. Новый закон о налоге на имущество эту льготу отменил, что снизило конкурентоспособность предприятий оборонно-промышленного комплекса, поставив их в неравные условия по сравнению с предприятиями, не обремененными содержанием мобилизационных мощностей.

Как известно, спрос рождает предложение. Чтобы у промышленных предприятий появился платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию, их работа должна быть рентабельной. Когда же предприятия искусственно загоняются в долговую яму несвоевременной оплатой по гособоронзаказу, снятием льгот по содержанию мобилизационных мощностей, требованиями авансовых налоговых платежей, односторонним начислением пеней и штрафов, вести разговор об инновационной политике проблематично.

Нужен диалог
Развитые страны, имея богатый опыт работы в рыночных условиях, выработали комплекс мер, направленных на эффективное развитие промышленных предприятий. В США, в частности, для увеличения платежеспособного спроса действует экспортно-импортный банк, который кредитует потребителей продукции промышленных предприятий, в том числе за рубежом. Отрадно отметить, что в бюджете России на 2004 год заложены средства на поддержку промэкспорта, в том числе 500 млн долларов на государственные гарантии и 50 млн долларов на субсидирование банковских ставок.

Населению, приобретающему товары длительного пользования, на Западе предоставляются льготы.

В нашей стране дореволюционный опыт работы в рыночных условиях давно позабыт, а новый не приобретен. Пока мы делаем только первые шаги в деле создания условий для инновационного развития экономики России.

В "Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года", предложенных Совету безопасности РФ сообществом органов власти, представителей науки и промышленности Урала, по моему мнению, правильно определены цели государственной политики в области развития национальной инновационной системы. Приоритетными там названы: обеспечение качественных позитивных преобразований в области медицины, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, информации и телекоммуникаций, связи; усиление конкурентоспособности российской экономики; внедрение современных экологически чистых энерго- и ресурсосберегающих технологий. Определены задачи государственной политики в области развития национальной инновационной системы, предусматривающие, в частности, развитие внутреннего рынка наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости и глубокой степенью переработки; совершенствование системы подготовки кадров для инновационной деятельности.

Нет сомнения в том, что намеченные рубежи по удвоению валового внутреннего продукта, по доведению доли инновационного продукта России на мировом рынке до уровня не менее 1 - 1,5% будут достигнуты. Порукой тому служит нормализующаяся система диалога бизнеса и власти. Если мы будем слушать и слышать друг друга, то совместными усилиями добьемся многого.

"Эксперт-Урал"