Российская организация высокой социальной эффективности

14 февраля 2006 г. заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации К.Г.Андросов выступил на мероприятии по подведению итогов и награждению победителей V всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»

Материалы из выступления Заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации К. Г. Андросова на торжественной церемонии подведения итогов V всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

В соответствии с основной задачей конкурса - содействовать распространению позитивного опыта лучших социальных проектов, демонстрирующих взаимосвязь социальной и экономической эффективности бизнеса, работа по проведению конкурса продолжалась в течение всего года.

Состоялось 7 семинаров по обмену опытом, в которых участвовали руководители и специалисты служб социального развития и управления персоналом 220 организаций из различных регионов страны. Представители организаций, представивших наиболее интересных социальные программы, заслушивались на заседаниях конкурсной комиссии.

В сентябре 2005 года в г. Заречном Пензенской области проведена научно-практическая конференция с участием представителей 42 организаций.

Рабочей группой конкурсной комиссии осуществляется работа по совершенствованию методики проведения конкурса и подведения его итогов. Эта работа будет продолжена и в 2006 году.

На участие в V конкурсе в адрес конкурсной комиссии поступило 870 заявок - материалов от предприятий и организаций 40 отраслей экономики страны, общественных организаций, органов местного самоуправления из 75 регионов Российской Федерации, в том числе от акционерных обществ 70 %,

государственных унитарных предприятий 12 %,

муниципальных унитарных предприятий 17 %,

производственных кооперативов 1 %.

Наибольшее число заявок на участие в конкурсе поступило от коллективов организаций г. Москвы, Московской, Свердловской, Самарской, Томской, Пермской областей, Краснодарского края, Башкортостана, Ханты-Мансийского автономного округа. Руководители администраций этих регионов приняли самое активное участие в размещении информации о конкурсе в региональных СМИ, привлекли к участию в конкурсе ведущие предприятия.

Большую активность по участию в конкурсе проявили предприятия и организации металлургии, машиностроения, строительства, оборонной промышленности, нефтегазодобывающей и химической промышленности.

В этом конкурсе, как и в предыдущие годы, активное участие принимают ООО «Тюментрансгаз», ОАО НК «Роснефть, ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Первый автокомбинат им. Краузе», ФГУП «Уральский электрохимический комбинат», добившиеся значительных результатов в социальном развитии своих коллективов.

В конкурсе приняли участие крупные и средние, а также малые предприятия. Организации - участники конкурса по количеству работающих в коллективах распределились следующим образом:

менее 100 человек - 8, 5 %;

100 - 300 человек - 15 %;

300 - 1000 человек - 25 %;

1000 - 5000 человек - 30 %;

свыше 5000 человек - 21,5 %.

В соответствии с Порядком проведения всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» 21 декабря 2005 года под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова состоялось заседание Организационного комитета по подготовке и проведению конкурса, на котором были утверждены победители V всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

Были сохранены 6 основных номинаций. Это:

- «Оплата труда и социальные выплаты»;

- «Квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки»;

- «Условия и охрана труда»;

- «Реализация социальных программ»;

- «Ресурсосбережение и экология»;

- «Малое предприятие высокой социальной эффективности».

До 37 было увеличено число отраслевых номинаций, исходя из состава участников V конкурса.

Было выделено также, как и в предыдущем конкурсе, 13 дополнительных номинаций, соответствующих направлениям социальной работы организаций:

- реализация социальных программ для ветеранов Великой отечественной войны;

- организация и реализация системы дополнительного пенсионного обеспечения;

- развитие системы общественного питания на производстве;

- развитие системы медицинского обеспечения работников;

- организация культурно-просветительской работы в коллективе;

- организация санаторно-курортного лечения и отдыха работников;

- организация спортивно-оздоровительной работы;

- реализация жилищных программ;

- развитие систем образования и профессиональной подготовки;

- организация работы с молодежью;

- организация работы по охране материнства и детства;

- благотворительная деятельность;

- реализация региональных, местных и отраслевых социальных программ.

ООО «Тюментрансгаз», добившемуся наиболее высоких результатов в социальной работе, присвоено почетное звание «Российская организация высокой социальной эффективности 2005 года».

Конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности» проводится Правительством Российской Федерации с участием общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов. То есть фактически является одним из проявлений частно-государственного партнерства (ЧГП) с широким представительством общественных организаций.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) определены приоритетные направления частно-государственного взаимодействия:

производственная и транспортная инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов);

жилищно-коммунальное хозяйство;

финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, и развитие инновационной инфраструктуры;

профессиональное образование и система переподготовки кадров;

здравоохранение и социальные услуги;

информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.

Распространенным механизмом частно-государственного финансирования социальной сферы стали окружные и региональные конкурсы социальных и культурных проектов, предполагающие выделение грантов из бюджетов различных уровней, а также на условиях долевого финансирования с бизнесом. Известным примером здесь является опыт Ярмарок социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа, ставших механизмом управления развитием инноваций в социальной сфере.

Однако, более широкое привлечение частных инвестиций в развитие социальной сферы через механизмы ЧГП невозможно без проведения реформы бюджетного сектора. Существующий статус бюджетного учреждения, характерный для подавляющего большинства государственных и муниципальных организаций социальной сферы, фактически блокирует возможность привлечения частных инвестиций. До проведения реформы бюджетного сектора развитие механизмов ЧГП в социальной сфере будет концентрироваться лишь на передаче в частный сектор (аутсорсинге) непрофильных для бюджетных учреждений видов деятельности, таких как обслуживание объектов недвижимости.

Важным условием эффективного ЧГП является формирование институтов информационного взаимодействия органов исполнительной власти и бизнеса при выработке экономической политики, подготовке проектов нормативных правовых актов, разработке и реализации бюджетных программ.

В настоящее время в России существует ряд действующих институтов частно-государственных консультаций, к которым в частности следует отнести Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации и Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Механизм частно-государственных консультаций применяется в рамках процесса присоединения России к ВТО. На базе РСПП действует Рабочая группа по присоединению России к ВТО, которая непосредственно занимается разработкой предложений по возможным позициям переговорщиков по отраслям, находящимся в их компетенции.

Только за 2002-2004 гг. Минэкономразвития России при участии Комитетов Государственной Думы Российской Федерации, РСПП, ТПП и региональных Администраций провело более 135 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 45 субъектах Федерации. По этой проблематике было проведено свыше 500 встреч с участием представителей российского бизнеса.

Вместе с тем, существующие механизмы консультаций бизнеса и государства недостаточны для решения поставленной задачи. В практической деятельности государственных органов не развиты механизмы публичного обсуждения общественно значимых решений. Консультации с объединениями работодателей носят фрагментарный характер и полностью зависят от усмотрения ведомств, что не может не сказываться на качестве и проработанности решений.

В соответствии Концепцией Административной реформы в 2006 - 2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. № 1789-р, будут разработаны и внедрены организационные механизмы:

проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений;

проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;

включения представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти;

создания и деятельности при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества.

В Российской Федерации планы ЧГП частично реализуются в форме утверждаемых Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти концепций и планов действий по развитию отдельных секторов и отраслей экономики, федеральных целевых программ.

Так, федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей бизнеса были разработаны проекты стратегий развития ряда секторов экономики.

Государственная поддержка венчурного инвестирования также осуществляется с использованием механизмов ЧГП. Схема создания мотивации для привлечения частного капитала в отечественную систему венчурного инвестирования в высокотехнологичном секторе экономики основана на диверсификации рисков венчурных инвесторов за счет прямого финансового участия государства в формировании венчурных фондов. Примером здесь является деятельность некоммерческой организации «Венчурный инновационный фонд» (ВИФ), созданный согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 362-р. Свою деятельность ВИФ организует путем участия в уставном капитале создаваемых региональных и отраслевых венчурных фондов, доля инвестиций в каждом из которых не должна превышать 10%.

Меры по дальнейшему развитию венчурного инвестирования в регионах России с целью привлечения частного и корпоративного венчурного капитала для создания региональных венчурных фондов предусмотрены в ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.

Очень серьезным направлением ЧГП является содействие развитию промышленного дизайна и продвижению национального брэнда. Недооценка важности этой работы оказывается одним из значимых факторов, сдерживающих конкурентоспособность отечественной продукции. Назрела необходимость разработки соответствующих мер во взаимодействии с представителями отрасли.

Незаменимы также механизмы ЧГП в решении проблемы энергосбережения. Высокий уровень энергоемкости отечественной промышленности является одним из важнейших барьеров к росту ее конкурентоспособности. В машиностроении доля энергозатрат в промышленно развитых государствах не превышает 3-6%, тогда как в России она составляет 12%. При этом, по данным Центра по эффективному использованию энергии лишь немногим более 10% промышленных предприятий инвестируют хотя бы какие-то средства в энергосберегающие проекты.

К числу наиболее актуальных проблем, сдерживающих развитие механизмов энергосбережения на производственных предприятиях, следует отнести дефицит кадров, способных разработать и реализовать программу снижения энергетических издержек, недостаток опыта банковского кредитования проектов в области энергосбережения. В Российской Федерации готовится к реализации проект Международной финансовой корпорации (группа Всемирного Банка) в области содействия энергоэффективности предприятий, предполагающий сочетание технической консультационной помощи в оценке кредитных рисков с льготным финансированием коммерческих банков - кредиторов проектов в области энергосбережения, а также принятие МФК на себя потерь в случае невозврата 5% от объема портфеля предоставленных каждым из банков кредитов.

Кроме того, формируется нормативная правовая база поддержки реализации проектов в сфере энергоэффективности и энергосбережения с использованием механизмов Киотского протокола.

Одной из приоритетных мер по содействию энергосбережению должно стать создание совместными усилиями бизнеса и государства системы сбора и распространения данных об удельных расходах энергии на производство различных видов продукции и реализацию отдельных технологических процессов в целях оценки возможностей повышения эффективности использования энергии на промышленных предприятиях.

Инструменты ЧГП используются в развитии внешнеэкономических связей.

В целях оказания поддержки национальным экспортерам промышленной продукции в 2003-2005 годах в стране началось формирование универсальных, широко используемых в мировой практике механизмов государственной финансовой поддержки экспорта. Была разработана Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. В качестве агента Правительства Российской Федерации, ответственного за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, определен «Росэксимбанк». На цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции в федеральном бюджете на 2005 год было предусмотрено 600,0 млн. долларов США.

Новым инструментом поддержки экспорта стало выделение из федерального бюджета средств на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г.

Важной формой поддержки экспорта является информационная поддержка. Так, Минэкономразвития России запущена в открытый доступ в сети Интернет информационно-поисковая система «Экспортные возможности России». В рамках данной системы предоставляется информация о конъюнктуре зарубежных рынков, предложениях и запросах зарубежных организаций, проходящих за рубежом международных тендерах, выставках и ярмарках, условиях доступа на рынки, российских представительствах за рубежом, а также актуальная информация о предложениях российских экспортеров.

Кроме того, Министерством подготовлен двуязычный (на русском и английском языках) каталог российской экспортоориентированной конкурентоспособной продукции «Российский экспорт: продукция и технологии». В каталоге предоставлена максимально полная информация о широком круге отечественных компаний, как уже поставляющих продукцию на экспорт, так и заинтересованных в расширении рынков сбыта для свой продукции за рубежом. Наряду с этим, в каталоге представлен обобщенный перечень российских конкурентоспособных технологий. База данных включает в себя информацию о 7000 отечественных компаний-экспортеров (в т.ч. необходимые иллюстрации предлагаемой продукции).

Использование потенциала ЧГП повысит эффективность мер, стимулирующих бизнес к эффективному инвестированию (институт особых экономических зон, механизмы концессионных соглашений, инвестиционный фонд, венчурные фонды с государственным участием, развитие инфраструктуры бизнес-инкубаторов, промышленных парков, центров трансфера технологий и др.).



/Министерство экономического развития и торговли РФ, 14.02.2006/