Хорошо известно, что подавляющее число российских вузов не представляют собой кампусы, как правило, они расположены среди городской застройки, не имеют свободной территории, зеленых парковых зон, окружающих их, и т.п. Все это не позволяет на территории одного вуза развернуть традиционный университетский технопарк или хотя бы инкубатор бизнеса, как это делается за рубежом. Там университетские технопарки, построенные на территории вуза, занимают внушительные площади – десятки и более гектар. В России, повторюсь, это невозможно. Нужно принимать во внимание и ту объективную реальность, что жилой фонд российских вузов оставляет желать много лучшего, и он не является привлекательным с точки зрения расселения в нем, например, иностранных ученых, предпринимателей, выполняющих какие-либо международные исследования или международные проекты вместе с учеными российских вузов. Нельзя забывать и о том, что в ряде случаев факультеты, лаборатории, НИИ и КБ вузов в нашей стране расположены на значительном удалении друг от друга. Кроме того, большинство российских вузов обладают весьма ограниченными финансовыми и материально-техническими ресурсами, использование которых строго регламентируется их учредителями. Эти и другие ограничения не способствуют созданию при российских вузах технопарков западного образца, представляющих собой довольно обширные зоны коммерциализации технологий, расположенных в привлекательном парковом ландшафте университета, как это и положено для мест занятия деятельностью, связанной не с переработкой сырья и не с ручным трудом, а с использованием творческих сил человеческого коллектива. В силу вышесказанного, в России магистральным путем создания технопарков при вузах должен быть путь создания объединенных виртуальных университетских технопарков, опирающихся в своей деятельности на возможности нескольких университетов, расположенных не только в конкретном городе, но и в различных регионах и даже за рубежом, на возможности ряда НИИ, КБ, предприятий. Так создавался в 1990 г. первый технопарк в нашей стране – Томский технопарк, который объединял усилия трех крупнейших вузов города, Томский научный центр СО РАН, Ассоциацию промышленных предприятий Томской области и областную исполнительную власть. По такому пути шло создание Саратовского технопарка «Саратов-Волга» и других технопарков в России. Но затем такие объединенные технопарки стали «рассыпаться» и превращаться в локальные университетские технопарки, опирающиеся в своей деятельности на слабый возможности одного вуза. Практика показала, что такой путь развития университетских технопарков оказался неэффективным, что привело к формированию «карликовых» университетских технопарков, уступающих по всем показателям своим зарубежным аналогам. Сейчас становится очевидным, что при создании университетских технопарков нужно брать курс на объединение усилий ряда университетов, НИИ, КБ, предприятий, финансовых структур и власти. Цель создания виртуального объединенного технопарка – повышение эффективности и практической направленности проводимых в вузах-учредителях НИОКР, ускорение внедренческой деятельности, содействие формированию частных фирм и компаний, создаваемых при прямом и косвенном участии преподавателей, ученых, инженеров, аспирантов и студентов вузов, а также НИИ и КБ. При этом «виртуальность» технопарка обеспечивает ему широкое использование компьютерных сетей вузов – учредителей виртуального объединенного технопарка, Интернета, усилий университетов через киберпространство, что позволяет с минимальными затратами объединить ученых разных вузов в рамках целевых групп для решения тех или иных научных, научно-технических задач, технологических проблем с последующей коммерциализацией их результатов. Каково назначение виртуального объединенного университетского технопарка? Прежде всего, он предназначен для поддержки предпринимательства в сфере науки, техники, технологии и научно-технического обслуживания. В отличие от прежних внедренческих структур технопарк имеет целью получение прибыли всеми своими участниками как индивидуальными учеными, изобретателями, преподавателями, аспирантами и студентами, так и вузами-участниками в целом; повышения эффективности внедренческой деятельности за счет использования фактора экономической заинтересованности. Это – первое. Создание единого информационно-интеллектуального пространства за счет гибкого объединения ресурсов: информационных, компьютерных, телекоммуникационных, а также интеллектуальных. Рабочая среда в виртуальном объединенном технопарке формируется по мере необходимости – один и тот же ученый или изобретатель, преподаватель или студент может одновременно быть участником инновационных проектов, выполняемых несколькими творческими группами. Такая практика оказалась весьма плодотворной в институте IC2 в Остине (США) под руководством крупнейшего ученого-предпринимателя в наукоемкой сфере бизнеса, профессора Джорджа Козмецкого. Он явился основоположником формирования в технопарках и инкубаторах бизнеса целевых межотраслевых и даже межнациональных групп, которые способны реализовать полный инновационный цикл – от идеи до коммерческого освоения результатов и его внедрения в экономику. Это – второе. Немедленный выход виртуального объединенного технопарка на глобальный уровень, выполнение НИОКР и коммерциализация из результатов сразу на международном уровне. Виртуальный объединенный технопарк должен ликвидировать изолированность, местечковость, ориентированность российской науки, в том числе и науки вузовского сектора, на местные, реже на общенациональные потребности, даже в том случае, когда ученые получают результаты, имеющие глобальные значения. Надо откровенно признать, что международный аспект образовательной, научной, инновационной деятельности в нашей стране, как правило, недооценивается. К этому необходимо добавить незнание иностранных языков, неумение нашими учеными, предпринимателями грамотно преподносить результаты своей деятельности экономическому сообществу за рубежом. Это – третье. Принципиальным является то обстоятельство, что виртуальный объединенный технопарк позволяет существенно сэкономить силы и средства вузов, НИИ, КБ, предприятий для создания инфраструктуры технопарка, его инновационной среды, которые являются доступными для всех учредителей объединенного технопарка. Практика деятельности аналогичных технопарков за рубежом свидетельствует о том, что мощность виртуального объединенного технопарка, спектр его возможностей превосходит сумму объединенных в нем ресурсов учредителей технопарка. Это – проявление синергетического эффекта в технопарках такого рода. Это – четвертое. Создав виртуальный объединенный технопарк, каждый вуз-учредитель повышает свою роль и значимость на местном, региональном, общероссийском и международном уровнях за счет совместных действий коллективов ученых, разработчиков, производственников, финансистов вузов-участников технопарка, который прекрасно работают как единый коллектив, способный реализовать законченный инновационный цикл, что практически невозможно сделать одному вузу. Это – пятое. Какими должны быть основные направления деятельности виртуального объединенного технопарка? 1. Поддержка предпринимательства в сфере науки и техники, а также поддержка предпринимательства силами и средствами науки и техники. Эта поддержка осуществляется не только на уровне индивидуального предпринимателя, но также на уровне целевых межотраслевых, научно-предпринимательских групп. Группы выполняют заказную НИОКР или доводят до стадии коммерциализации НИОКР инициативно (отбор таких инициативных НИОКР осуществляется экспертным советом), доводят разработку до стадии создания фирмы. Фирму создают либо сам, либо продают готовую фирму с готовым к производству товаром. Международная продажа фирм с готовым инновационным товаром, а то и с командой – одно из возможных направлений деятельности. К поддержке предпринимательства силами науки и техники относится выполнение заказных НИОКР в глобальном масштабе. При этом эта деятельность организуется и контролируется всеми заинтересованными сторонами так, чтобы она была направлена на равноправное участие технопарка в международном разделении труда, а не представляла собой продажу в интеллектуальное рабство собственных ученых и предпринимателей. Поддержка творческой и изобретательской деятельности осуществляется за счет глобальной ярмарки идей. Как своих идей, так и любых других идей со всего света, прошедших экспертный отбор. Идеи на тех или иных условиях продаются тем, кто готов их реализовывать, в какой части света это бы ни происходило. Организация учебных курсов для новаторов и предпринимателей как виртуальные, так и реальные, в области отечественной и международной экономики и иностранных языков. Оказание традиционных услуг инкубатором бизнеса и технопарком своим клиентам силами и средствами вузов. 2. Информационно-интеллектуальная деятельность. Объединение вычислительных и информационных ресурсов, создание единого банка данных. Формирование целевых творческих групп. Создание виртуальной среды ведения реальной учебной, инновационной, научно-внедренческой и коммерческой деятельности. 3. Глобализация учебно-научно-внедренческой деятельности участников и учредителей технопарка. Глобализация понимается в самом широком смысле – от выполнения НИОКР силами и средствами двух или всех вузов-учредителей до привлечения исполнителей из любой части света. Привлечение иностранных ученых и специалистов для выполнения НИОКР по заказам отечественной промышленности. Выполнение заказов иностранных фирм силами российских ученых. Внедрение передовых международных стандартов качества (например, ИСО 9000 и др.). Все, что производится малыми и средними наукоемкими фирмами в технопарке, должно производиться по лучшим международным стандартам (отсюда, поиск и внедрение технопарком экономических технологий). 4. Интерфейс между оборонкой и мировой гражданской экономикой. Разработка малыми и средними наукоемкими фирмами в технопарке перспективной гражданской продукции на основе оборонных разработок, попутных результатов оборонных НИОКР и т.д. Таким образом, виртуальный объединенный технопарк – это «окно в Европу», прежде всего, для вузовских кафедр, лабораторий, НИИ, КБ и т.д. Принципы создания виртуального объединенного университетского технопарка Технопарк создается на базе нескольких действующих вузов города (региона), заинтересованных в участии в нем. Приветствуется участие органов власти и управления, промышленников, предпринимателей, финансистов. Объединение сил и средств участников обеспечивается с учетом повышения эффективности всей цепочки от подготовки в вузе специалиста до создания с помощью технопарка кластера высокотехнологических компаний, успешно ведущих коммерческую деятельность в международном масштабе. Технопарк образуется как юридическое лицо. Участники технопарка получают право на долю в прибылях как самого технопарка, так, при определенных условиях, и в прибыли его компаний. Виртуальность технопарка в качестве инструмента поддержки творческой активности предполагает выделение в распоряжение поддерживаемых им предпринимателей и изобретателей определенных физических фондов: помещений, научного, лабораторного и производственного оборудования. Материальные ресурсы могут оставаться распределенными. Опытно-конструкторские подразделения вузов могут либо выполнять по заказам предпринимателей какие-то работы, либо предпринимателям разрешается пользоваться ресурсами таких подразделений. Особенности создаваемого виртуального объединенного университетского технопарка Главная особенность виртуального объединенного университетского технопарка, отличающей его от других технопарковых проектов (создание, например, автономно действующих технопарков при университетах), заключается в том, что у него нет времени на «раскачку», у него нет 10 лет, традиционно необходимых технопарку для того, чтобы «встать на ноги». В нынешних российских условиях такой технопарк будет обязан заявить об успешных результатах, максимум, через три года, а то и в более короткие сроки. С учетом этого создание такой структуры требует высокой ответственности, заинтересованности участников, тщательной подготовки и проработки деталей. Созданию виртуального объединенного технопарка должно предшествовать тщательное изучение не только научного и предпринимательского потенциала вузов, НИИ, КБ – участников, не только детальная проработка концепции и ручательство участников, но и создание группы перспективных предпринимателей из числа изобретателей, инженеров, технологов, студентов, аспирантов, преподавателей и ученых вузов, других организаций, связанных или готовых быть связанными договорными отношениями с технопарком и его учредителями, должен быть сформирован готовый пакет предназначенных для коммерциализации «технологий». Фактически, предварительно прорабатывается несколько (несколько десятков) проектов, способных принести прибыль в ближайшие годы. Задача технопарка на первом этапе будет заключаться в ускоренной «материализации» первого десятка фирм, в деталях проработанных до создания самого технопарка. Вот и получается, что виртуальный аспект деятельности объединенного технопарка состоит не только, а может, и не столько в том, чтобы оказывать «бухгалтерско-экономические» услуги всем желающим предпринимателям и собирать «до кучи» их разработки в одной базе данных, которая, как показывает практика, с большой степенью вероятности останется невостребованной, а в том, чтобы детальнейшим образом проработать все аспекты создания фирмы, ее продукт и определить рынок его реализации еще до создания самой фирмы и ее материального и финансового обеспечения. Здесь опять-таки следует отметить, что лучше всего для реализации вышесказанного в виртуальном объединенном технопарке подходит опыт Дж.Козмец-кого по формированию целенаправленных предпринимательских команд по разработке той или иной продукции и проработке рынка и заказчиков под нее. Хотя конвейер в данном случае неуместен даже в виде образа, но можно сказать, что изобретатель-предприниматель попадает в руки заинтересованных, в том числе материально заинтересованных квалифицированных специалистов технопарка, которые, работая командой или передавая его из рук в руки, позволяют предпринимателю быстро довести разработку «до ума», проработать рынок, может, даже получить первые заказы и реализовать их силами опытного производства вузов-участников, обрасти кадрами будущей фирмы (или становиться членом Совета создаваемой параллельно фирмы, если предприниматель не хочет сам возглавить фирму). В этом заключается отличие виртуального объединенного технопарка от традиционных парков. В последних фирма создается сразу. В российских условиях создавать фирму сразу – значит, с большой вероятностью, «убить» ее, подставив под бандитов, налоговиков, пожарников, санэпидемстанцию, и т.д. Необходимо подчеркнуть, что виртуальный объединенный технопарк отличается от инкубатора бизнеса тем, что в нем , как правило, должны присутствовать филиалы крупных корпораций, пользующиеся интеллектуальными ресурсами университета-учредителя, или НИИ, или КБ. Технопарк – место также и для зрелых фирм, вышедших из его инкубатора бизнеса. Какие же зрелые фирмы и иностранные филиалы придут в виртуальный объединенный технопарк? Прямо скажем, на российский бизнес надежды мало. Можно попытаться, конечно, предоставить место в технопарке фирмам, представляющим гражданский сектор российской «оборонки», но все это необходимо тщательно проработать и оценить риски ориентации деятельности технопарка на этот сектор экономики. Нам хорошо известно, что иностранцам потенциал российских вузов, в основном, неведом. Разве только потенциал нескольких столичных вузов, кадры которых они хотят заполучить всецело для себя, особенно отличных программистов, математиков, физиков. Вряд ли такие структуры придут в объединенный (или другой) технопарк по первому зову. На наш взгляд, все зависит от скорости, с которой виртуальный объединенный технопарк будет «выпекать» новые наукоемкие фирмы с международным потенциалом. Если создаваемый виртуальный объединенный технопарк будет ориентирован исключительно на свой город и даже регион, он будет обречен на скорый провал, ввиду слабой востребованности в России чего бы то ни было. Одним из слабых мест реализуемых в России инновационных проектов является их крайне слабая международная «заметность» в силу пренебрежения или недопонимания российскими участниками таких проектов международного аспекта деятельности. Это касается многого, прежде всего, «любительского», а не профессионального подхода к созданию материалов проектов на иностранных языках. Как правило, на создании таких материалов российские ученые жестко экономят, к их созданию привлекают не высококвалифицированных профессионалов, а «любителей». В рассматриваемом проекте создания виртуальных объединенных технопарков чрезвычайную важность должны приобрести аспекты как языковой подготовки предпринимателей и творческих групп и команд, так и его квалифицированное переводческое сопровождение. Все материалы должны дублироваться, как минимум, на английском языке. Это касается как сайта, так и учебных материалов, баз данных и т.д. Технопарк должен с самого старта включиться в международную деятельность и приглашать к своей деятельности консультантов и предпринимателей из-за рубежа. Трудности велики, но не уникальны Начало технопаркам в России было положено в 1990 г. усилиями, прежде всего, высшей школы. Первый технопарк был организован в Томске, за ним последовали технопарки в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Уфе и других городах страны. Все эти технопарки, вскоре объединившиеся в Ассоциацию «Технопарк», создавались вузами при участии академических и отраслевых НИИ и КБ, предприятий и органов власти. Одним из них, например Научному парку МГУ, удалось на деле стать инструментом поддержки предпринимательства и коммерциализации научно-технических идей хотя бы собственного вуза, другие, и таких большинство, существуют лишь как «карликовые» структуры при вузах, а то и номинально, на бумаге. В целом, можно с сожалением констатировать, что за прошедшие 17 лет технопарки в России так и не стали заметным явлением экономической жизни, центрами поддержки инновационных предпринимателей, превращения отечественных технологий в нужные людям товары, базой формирования крепкого сектора научно-производственного предпринимательства в противовес предприимчивости челночно-лавочной. Размышляя над трудностями, с которыми пришлось столкнуться в России практической инновационной деятельности, приходишь к выводу, что трудности эти во многом имеют системный характер. Если в 1990 году высшая школа с энтузиазмом приступила к формированию инфраструктуры поддержки наукоемкого бизнеса, олицетворяемой технопарками, то энтузиазм этот питался надеждами на широкое развитие в стране производственного предпринимательства и его надежную поддержку на всех уровнях общества и власти. Была надежда на то, что будут сняты препоны на пути коммерциализации скопившихся на лабораторных полках технологий, что в условиях рынка самые предприимчивые научно-технические кадры, которым стали тесны стены государственных лабораторий, перетекут в наукоемкие фирмы технопарков и инкубаторов бизнеса. К сожалению, эти надежды не оправдались. Кадры текли и текут, но преимущественно за рубеж, либо в заурядную коммерцию и торговлю. Отсутствие в течение многих лет легального частного производственного сектора экономики, имеет своей обратной стороной отсутствие предпринимательского климата, духа, культуры. И отсутствие такой культуры не позволило и на государственном уровне понять важность для страны научно-производственного частного предпринимательства и поддержать его. Да и то сказать, кропотливая работа по формированию предпринимательского сектора экономики не вписывалась в идеологию «быстрых денег». В таких условиях у вузовских технопарков просто не было шансов. Вот и первая трудность: кого же российским технопаркам поддерживать, где взять предпринимателей? Вторая трудность – слаборазвитый внутренний рынок, отсутствие на нем спроса на наукоемкую продукцию, на все, что не позволяет быстро обращать деньги. Выход же на внешний рынок нашим, даже перспективным предпринимателям, затруднен. Они никому не известны, не говоря уже о всякого рода конкурентных барьерах. Третья трудность – отсутствие средств и их источников. Что у ученых и инженеров нет денег, то характерно не только для России, но и для ведущих капиталистических стран, у нас, к тому же, и взять их неоткуда. Правда, фонды создавались, деньги выделялись, может быть, кому-то и помогли, но и в области целевого и рискового финансирования инновационного предпринимательства иностранцам у нас поучиться нечему. Нет предпринимателей, некого и финансировать, а кто есть, те большого доверия у банкиров не вызывают. Четвертая трудность роднит нас с индустриально-развитыми странами еще больше, чем третья. Это слабые экономические знания потенциальных научно-технических предпринимателей, их неспособность уверенно ориентироваться в вопросах бухгалтерского учета, маркетинга, менеджера, международной хозяйственной кооперации. Наконец, если мы ближе присмотримся к нашим академиям и университетам с точки зрения именно технопарков, то перед нами откроются следующие виды: Хорошо известно, что подавляющее число отечественных университетов кампусов не имеет, как правило, они расположены среди городской застройки, не располагают свободной территорией, парковыми зонами и т.п. Это не позволяет развернуть традиционный университетский технопарк или хотя бы инкубатор бизнеса, как это делается за рубежом. Там университетские технопарки занимают внушительные площади – десятки и более гектар. Нужно принимать во внимание и ту объективную реальность, что жилой фонд российских университетов оставляет желать много лучшего, и никоим образом не привлекателен, например, для хотя бы и временного расселения иностранных ученых, предпринимателей, выполняющих, скажем, международные исследования или проекты вместе с учеными российских вузов. Нельзя забывать и о том, что в ряде случаев факультеты, лаборатории, НИИ и КБ вузов в нашей стране расположены на значительном удалении друг от друга, разбросаны по всему городу. Кроме того, и это представляется весьма важным, большинство российских вузов обладают весьма ограниченными финансовыми и материально-техническими ресурсами, использование которых, к тому же, строго регламентируется их учредителями и вышестоящими организациями. Эти и другие ограничения не способствуют созданию при российских вузах технопарков западного образца, представляющих собой довольно обширные зоны коммерциализации технологий, расположенные в привлекательном парковом ландшафте университета, как это и положено для мест занятия деятельностью, связанной не с переработкой сырья и не с ручным трудом, а с использованием творческих сил человеческого коллектива. Перечислять трудности можно и дальше, но вряд ли это продуктивно, тем более что в трудностях наших мы не уникальны. У нас неразвито предпринимательство, кадры высшей квалификации слабо разбираются в маркетинге и финансах? Но ведь и в Европе не все с этим благополучно. У нас проблемы с коммерциализацией технологий? Но на это жалуются и американцы, а изобретатель аппарата XEROX не один год обивал пороги, доказывая перспективность своей «сомнительной» инновации. У нас новаторам трудно получить финансирование? Но ведь и матерые капиталисты деньгами не бросаются. Так в чем же дело, почему технопарки и инкубаторы бизнеса во всем мире, в том числе и в «авторитарном Китае», процветают, а у нас нет? А дело в том, что в мире действуют, постоянно ищут и находят новые формы, средства и механизмы ускоренного инновационного развития. В частности, если для поддержки предпринимателей ранее создавались инкубаторы и технопарки, то теперь речь идет о том чтобы перейти от поддержки предпринимателей, к созданию самих предпринимателей с последующим их переходом в инкубаторы и технопарки. Как это делают они? Не сильно ошибемся, если скажем, что начало такой практике было положено американским бизнесменом и ученым профессором Джорджем Козмецким (кстати, по родителям, нашим соотечественником), владельцем и директором института IC2 (Институт творчества, инноваций и капитала) при Техасском университете в Остине (США), внедрившим в учебный процесс университета создание междисциплинарных, межфакультетских групп студентов, в «приближенной к боевой» обстановке разрабатывающих в качестве дипломных – реальные коммерческие проекты. Так осуществлялся полный инновационный цикл – от идеи до коммерческого освоения результатов и его внедрения в экономику, а университет выпускал не отдельных специалистов, а готовые для создания фирм слаженные команды предпринимателей. Смелый эксперимент американского профессора с успехом продолжен в Европе[1]. С середины 1990-х годов перед высшими учебными заведениями Западной Европы дополнительно к задачам образования и научных исследований была поставлена так называемая третья задача. Третья задача – это задача содействия силами и средствами вуза региональному развитию. В Финляндии, например, эта задача закреплена за университетами и политехническими институтами на уровне национального законодательства. Решение третьей задачи осуществляется, в том числе, за счет углубленной теоретической подготовки студентов всех факультетов и специальностей теоретической подготовке по экономике и предпринимательству. Теоретическое обучение экономике может занимать до 3,5 лет. Далее, для студентов, набравших за время обучения необходимое количество баллов и сдавших экзамены, проводится практический курс обучения, после чего для тех, кто, вместо абстрактной курсовой, защитил свой бизнес-план, организуется целевая помощь с последующим переходом в университетский инкубатор бизнеса и т.д. Характерной чертой предпринимательского принципа обучения студентов является обучение не в виде лекций и семинаров, а в виде учебно-практических проектов. Кроме того, по соглашению между вузами, студенты, проходящие целевое предпринимательское обучение в одном вузе, получают право временно учиться в другом вузе, получая недостающие им знания. Перспективной формой предпринимательского обучения за рубежом является так называемое учебное предприятие. Например, в Политехническом институте Турку после базового курса экономики и предпринимательства, с первого курса читающегося всем студентам, создаются практические (учебные) предприятия по 10-15 студентов с разных факультетов в каждом. Учебное предприятие имеет свою аудиторию, компьютеры, программы и т.д. Проект выполняется под руководством предпринимателей, обладающих специальными техническими и экономическими знаниями. Преподаватели выступают в качестве консультантов и наставников студентов, а не как, скажем, лекторы и т.д. У каждого учебного предприятия есть предприятие-наставник из числа действующих в регионе малых и средних предприятий. Студенты учатся создавать компанию и управлять ей, решать различные хозяйственные задачи и проблемы. Координацию осуществляет межвузовский Центр учебных предприятий, который играет роль регистрационной палаты, банка, почты виртуальных учебных предприятий. Центр обслуживает более 60 учебных компаний из 30 вузов. К тому же, и это следует подчеркнуть особо, существует международная сеть, объединяющая более 4000 учебных предприятий из 40 стран мира[2]. Вот таким образом в Европе на межвузовской основе осуществляется решение третьей задачи – задачи содействия инновационному и предпринимательскому региональному развитию с одновременным выводом региона на международный уровень. Называется это предварительной инкубацией или «творением создателей» (creation of creators). Что пора делать нам? Высшие учебные заведения обладают уникальным потенциалом. Этот потенциал – студенты, восприимчивая ко всему новому молодежь. К этому потенциалу нужно прибавить немалый опыт российских вузов в организации учебной работы, а также традиционно ведущиеся вузами фундаментальные и прикладные НИОКР самого высокого уровня. Несмотря на вышеуказанные трудности, скорее, вопреки им, пора бы по-хозяйски распорядиться этим мощным потенциалом, прекратить производство кадров для западных компаний, НИИ и лабораторий, а сделать все, чтобы давать выпускникам не только диплом, но и реальную возможность заняться собственным делом, например, в университетском технопарке. А то ведь в общество знаний можно и опоздать. Рассматривая далее концепцию межвузовских предпринимательских комплексов, авторы не считают эту концепцию исчерпывающей, скорее, это только первая прикидка, мазок, исходный пункт дальнейшей тщательной проработки вопроса. Авторы также понимают, что проблема создания, именно создания, в России инновационного предпринимательства и инфраструктуры его поддержки имеет комплексный характер и не может быть решена исключительно силами и средствами вузов. Для ее решения нужна государственная воля к инновационному развитию страны, законодательная поддержка, широкая поддержка деловых кругов и ответственности – в общем, нужно все то, многое, чем мы сегодня не располагаем. И все-таки, нужно действовать. Межвузовский предпринимательский комплекс Одним из путей воссоздания предпринимательства в сфере науки и техники в России представляется путь создания Межвузовских предпринимательских комплексов, объединяющих ресурсы вузов и других заинтересованных сторон по реализации комплекса мер по активному включению вузов в решение региональных проблем, по подготовке предпринимательски-грамотных кадров, способных действовать самостоятельно в условиях рыночной экономики, созданию инфраструктуры поддержки начинающих предпринимателей, повышению международного профиля (заметности) как вузов, так и городов и регионов[3]. Представляется, что межвузовские предпринимательские комплексы будут опираться в своей деятельности на возможности нескольких университетов, расположенных не только в конкретном городе, но и в регионе, потенциал местных и региональных НИИ, КБ и предприятий, финансовых организаций и органов власти и управления. Подобные межвузовские структуры, вообще говоря, в прошлые десятилетия в высшей школе создавались, однако строго на условиях государственного плана и найма. Речь, конечно же, не идет о том, чтобы приватизировать оставшиеся «бесхозными» межвузовские лаборатории и тем ограничиться. Это уже сделано давно и без нас с известным результатом. Речь о том, чтобы мотивировать творчество и предприимчивость в инновационной сфере. Речь о добровольном объединении ресурсов вузов и других участников в целях повышения эффективности и практической направленности проводимых в вузах-учредителях НИОКР, подготовку предпринимателей, ускорение внедренческой деятельности, прежде всего, силами этих предпринимателей, содействие формированию частных фирм и компаний, создаваемых при прямом и косвенном участии преподавателей, ученых, инженеров, аспирантов и студентов вузов и других лиц, а также создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в виде инкубатора бизнеса и технопарка. Примерная структура межвузовского предпринимательского комплекса: Однако как уже говорилось выше, российские вузы обладают весьма призрачными возможностями для развертывания полноценного технопарка. Зато наши вузы неплохо вооружены информационными технологиями и вполне способны создавать не только виртуальные учебные курсы, фирмы, но и виртуальную среду поддержи предпринимательства – виртуальный технопарк, который будет широко использовать компьютерные сети вузов–учредителей, Интернет, усилий университетов через киберпространство, с минимальными затратами объединять студентов, ученых и специалистов для решения тех или иных научных, научно-технических задач, технологических или коммерческих проблем. Назначение межвузовского предпринимательского комплекса Во-первых, он предназначен для воссоздания и поддержки предпринимательства в сфере науки, техники, технологии и научно-технического обслуживания. Комплекс охватывает всю цепочку инновационной деятельности: от подготовки кадров в стенах вуза до производства инновационной продукции фирмами межвузовского инкубатора бизнеса и выполнения международных научно-технических и коммерческих проектов в рамках виртуального межвузовского технопарка. Важно, что в таком комплексе предусматривается взаимная материальная заинтересованность всех участников: от вузов и организаций-учредителей, до инновационных предпринимателей и структур их поддержки. Во-вторых, предусматривается создание единого информационно-интеллектуального пространства за счет гибкого объединения ресурсов: интеллектуальных, информационных, компьютерных, телекоммуникационных и т.д. Формирование гибких виртуальных рабочих сред, приспособленных для выполнения конкретных проектов. В-третьих, виртуальная среда открывает межвузовский предпринимательский комплекс международному сообществу, обеспечивает включение учебных предприятий в международную сеть, проработку вопросов коммерциализации НИОКР сразу на международном уровне. Межвузовский предпринимательский комплекс должен действовать так, чтобы ликвидировать изолированность, местечковость вузовской науки, ее ориентированность преимущественно на местные потребности даже тогда, когда ученые получают результаты, имеющие международное значение. Надо откровенно признать, что международный аспект образовательной, научной, инновационной деятельности в нашей стране, как правило, недооценивается. К этому необходимо добавить незнание иностранных языков, неумение нашими учеными, предпринимателями грамотно преподносить результаты своей деятельности экономическому сообществу за рубежом. Международной деятельности, в том числе иностранным языкам, нужно серьезно учиться. Это важно. В-четвертых, принципиальным является то обстоятельство, что межвузовский предпринимательский комплекс позволит рационально и экономно распорядиться силами и средствами вузов по организации предпринимательского обучения и созданию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Отработка инновационных проектов в рамках предпринимательских групп и учебных предприятий позволит проверить их рыночную жизнеспособность, снизить риски финансирования таких проектов, гибели реально созданной фирмы из-за непродуманности своей хозяйственной концепции. Важно также, чтобы ресурсы участников объединялись по принципу дополнительности и комплексности, чтобы в результате была создана структура, силы которой превышали сумму объединенных в ней ресурсов учредителей. Это – проявление синергетического эффекта. В-пятых, участие в межвузовском предпринимательский комплексе позволит каждому вузу-учредителю поднять роль и значимость высшей школы на местном, региональном, общероссийском и международном уровнях за счет активного участия в решении региональных социально-экономических проблем, подготовки кадров специалистов-предпринимателей, переподготовки и повышения квалификации бизнесменов и хозяйственников, активной разработки нужных для региона коммерческих проектов, развития международных связей и в целом реализации полного инновационного цикла от кадров, идеи, до конечной продукции. Основные направления деятельности межвузовского предпринимательского комплекса Обязательная экономическая и предпринимательская подготовка студентов и аспирантов, широкое использование новых методов обучения, в том числе, путем участия в учебных и реальных проектах. Радикальное повышение качества изучение иностранных языков, широкое внедрение в практику обучения информационных технологий. Поддержка предпринимательства в сфере науки и техники, а также поддержка предпринимательства силами и средствами науки и техники. Эта поддержка осуществляется не только на уровне индивидуального предпринимателя, но также на уровне целевых межотраслевых, научно-предпринимательских групп, учебных предприятий. К поддержке предпринимательства силами науки и техники относится как выполнение заказных НИОКР на международном уровне, так и привлечение международных исполнителей к выполнению тех или иных заказных работ. При этом эта деятельность организуется и контролируется всеми заинтересованными сторонами так, чтобы она была направлена на равноправное участие межвузовского предпринимательского комплекса в международном разделении труда, а не представляла собой продажу в интеллектуальное рабство собственных ученых и предпринимателей. Создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. К такой инфраструктуре относится инкубатор бизнеса, который, в частности, может вести работу по предварительной инкубации проектов, и виртуальный технопарк, объединяющий предпринимательские ресурсы нескольких вузов, возможно, города и региона в целом, занимающийся, в т.ч. выставочно-ярмарочной деятельностью, организацией реализации крупных научно-технических и коммерческих проектов. Оказание традиционных услуг инкубатором бизнеса и технопарком своим клиентам силами и средствами вузов. Внедрение передовых международных стандартов качества (например, ИСО 9000 и др.). Все разрабатываемые проекты и продукция должны производиться по лучшим международным стандартам. Интерфейс между оборонным сектором и гражданской экономикой, в том числе на международном уровне. Разработка малыми и средними наукоемкими фирмами, объединяемыми инкубатором бизнеса или виртуальным технопарком перспективной гражданской продукции на основе оборонных разработок, попутных результатов оборонных НИОКР и т.д. Таким образом, межвузовский предпринимательский комплекс станет «окном в Европу», прежде всего, для вузовских кафедр, лабораторий, НИИ, КБ и т.д. Подводные камни К чему нам следует стремиться в целом ясно, остается благополучно миновать подводные камни на нашем пути, а таких камней много. Прежде всего, для реализации концепции предпринимательского образования с выходом, в итоге, на создание и поддержку инновационных фирм, развитие международной деятельности, нужно понимание важности для современного общества инновационного предпринимательства самого по себе. Не будет такого понимания, не будет государственной воли, от которой в нашей стране многое зависит, любая новая идея, концепция, структура, будучи воплощенной в жизнь, либо скоро зачахнет, либо будет производить еще более квалифицированные кадры для иностранных фирм и корпораций, поддерживать зарубежные иммиграционные программы для высококвалифицированных специалистов. Не поймем этого, не спасут нас никакие «инновационные зоны», окружи мы их хоть десятью рядами высокотехнологичной колючей проволоки. Да уже было это, но не помогло. А времени для такого понимания у нас практически нет. Нам пора как можно скорее делом заявить о поддержке инновационных предпринимателей и предпринимательства в нашей стране, поддержке творческой инициативы изобретателей, новаторов, ученых, а главное – молодежи, студентов и аспирантов и т.д. В любом случае создание межвузовских предпринимательских комплексов требует высокой ответственности, заинтересованности участников, тщательной подготовки и проработки деталей. Созданию межвузовского предпринимательского комплекса должно предшествовать обучения, предварительной инкубации, современного состояния и тенденций развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (инкубаторов бизнеса, инновационных центров, технопарков в США, Канаде, Европе, Японии и Китае). В США и Канаде широко развита предпринимательская деятельность и ее поддержка, Европа сталкивается с демографическими и внедренческими проблемами, падением предпринимательской активности населения, в Японии и Китае, в каждой из этих стран по-своему, сильно государственное влияние на хозяйственную деятельность. Китай, к тому же, по количеству инкубаторов бизнеса вышел на второе место в мире после США. Молодежь восприимчива к новому и готова поглотить любые знания, было бы кому учить. Одним из подводных камней на пути предпринимательского образования в нашей стране является дефицит преподавателей, понимающих, о чем идет речь, отсутствие современных учебных курсов, да и нестыковка любых самых лучших курсов с российскими экономическими реалиями. Созданные совместными усилиями российские творцы-предприниматели на деле окажутся беззащитными в экономической среде, которая еще не скоро станет к ним не то, чтобы дружественной, а хотя бы терпимой. Как, пожалуй, ни в одной стране мира инновационное (да и другое) предпринимательство в России нуждается в поддержке и защите. Поэтому особую роль в нашем комплексе приобретает инкубатор бизнеса, предоставляющий начинающему предпринимателю самые широкие льготы (и сам нуждающийся в защите), и технопарк, но не как традиционная среда «оседания международных наукоемких фирм и корпораций в парковой зоне университета», а как среда взаимной помощи и поддержки малых, средних и крупных предприятий, органов власти и управления и т.д. Технопарк может, а в наших условиях, пожалуй, и должен, быть виртуальным, но начинающим фирмам нужны реальные льготы и помещения, об этом тоже нужно подумать. Наконец, как бы бедняки свои рубахи ни объединяли, только прорех будет больше. Как бы наши вузы ни объединялись, денег у них даже на разработку учебных курсов, не говоря уже о каких-то нововведениях, лишних нет. Что поделаешь, капитализм – учет и контроль. Значит, и при реализации концепции Межвузовского предпринимательского комплекса потребуются сторонние (от государства и бизнеса) вливания. Нужна поддержка, нужен эксперимент. -------------------------------------------------------------------------------- [1] Авторы используют материалы свободно распространяемого в Интернет отчета Университета Оулу и др. о предварительной инкубации в вузах «Pre-Incubation in Higher Education», 05.09.2005. http://www.oulu.fi/oeinst/pdf/EKIE_report_050905.pdf [2] См., например, http://www.europen.info/englisch/index.html [3] Достаточно воспитать и удержать в родном городе одного предпринимателя уровня Билла Гейтса и можно не беспокоиться, как минимум, за международный престиж. Авторы: Шукшунов В.Е. - Президент Ассоциации «Технопарк», заслуженный деятель науки техники Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Сенин А.А. - Эксперт Ассоциации «Технопарк» По материалам |