Маркетинг технических и инновационных проектов Маркетинг научно-технической продукции базируется на общих принципах маркетинга, с учетом специфики инновационного бизнеса. Задачи маркетинга научно-технической продукции различаются у разных типов инновационных фирм. Венчурные фирмы начинают интересоваться рыночными перспективами инновации еще на стадии НИОКР, хотя они не станут заниматься производством продукции, а передадут разработку другим фирмам. Фирмы - эксплеренты включаются в рыночный процесс на стадии выпуска продукции путем создания новых или радикального преобразования старых сегментов рынка. Фирмы - патиенты, работающие на узкий сегмент рынка, подключаются на стадии роста объемов производства продукции. Фирмы - виоленты, представляющие собой структуры с крупным капиталом и высоким уровнем технологии, интересуются расширением производства в целях крупносерийного и массового выпуска продукции. Фирмы-коммутанты, обычно являющиеся мелкими и средними структурами, использующими достижения фирм - виолентов, действуют на стадии падения объемов производства продукции. В основе исследований лежит следующая информация:
В результате исследований должны быть получены ответы на следующие вопросы:
Существует четыре известных основных подхода к разработке маркетинговых стратегий. Первый подход использует матрицу возможностей “товар-рынки”. Второй стратегический подход базируется на матрице “Boston Consulting Group”. Третий стратегический подход основывается на изучении воздействия рыночной стратегии на прибыль для установления взаимосвязи между различными экономическими параметрами и двумя характеристиками функционирования предприятия: доходом от инвестиций и движением наличных средств. Четвертый подход, известный как “общая стратегическая модель Портера”, является комбинацией первых двух подходов. Он предлагает три стратегии:
Модель Портера показывает, что может преуспевать фирма, занявшая даже малую долю рынка, но использующая правильную стратегию. В то же время, можно занимать большую долю рынка, но потерпеть провал, если не иметь уникальной продукции и преимуществ по издержкам. Качественный анализ проектных рисков Первым шагом в проведении качественного анализа проектных рисков является четкое определение (выявление, поименование, описание — “инвентаризация”) всех возможных рисков проекта. Существенную практическую помощь в этом направлении может оказать предлагаемая и практически используемая классификация проектных рисков. Анализ рисков может проводится по следующим основным сферам:
В области финансирования проект может быть рисковым, если этому прежде всего способствуют:
Маркетинговые риски возникают по следующим причина:
Технические риски могут быть вызваны следующими причинами:
Основные причины возникновения политических рисков, которые заключаются в следующем:
Юридические риски приводят к проблемам реализации обеспечения в связи с:
Экологические риски возникают вследствие:
Строительные риски можно разделить на две части:
Количественный анализ Наиболее часто встречающимися методами количественного анализа рисков проекта являются анализ чувствительности (уязвимости), анализ сценариев и имитационное моделирование рисков по методу Монте-Карло. Анализ чувствительности (уязвимости) происходит при “последовательно-единичном” изменении каждой переменной: только одна из переменных меняет свое значение (например, на 10%), на основе чего пересчитывается новая величина используемого критерия (например, NPV или IRR). После этого оценивается процентное изменение критерия по отношению к базисному случаю и рассчитывается показатель чувствительности, представляющий собой отношение процентного изменения критерия к изменению значения переменной на один процент (так называемая эластичность изменения показателя). Таким же образом исчисляются показатели чувствительности по каждой из остальных переменных. Затем на основании этих расчетов происходит экспертное ранжирование переменных по степени важности (например, очень высокая, средняя, невысокая) и экспертная оценка прогнозируемости (предсказуемости) значений переменных (например, высокая, средняя, низкая). Далее эксперт может построить так называемую “матрицу чувствительности”, позволяющую выделить наименее и наиболее рискованные для проекта переменные (показатели). Вторым видом анализа, применяемым при количественной оценке риска проекта является анализ сценариев. Он представляет собой развитие методики анализа чувствительности проекта в том смысле, что одновременному непротиворечивому (реалистическому) изменению подвергается вся группа переменных. Рассчитываются пессимистический вариант (сценарий) возможного изменения переменных, оптимистический и наиболее вероятный вариант. В соответствии с этими расчетами определяются новые значения критериев NPV и IRR . Эти показатели сравниваются с базисными значениями и делаются необходимые рекомендации. В основе рекомендаций лежит определенное “правило”: даже в оптимистическом варианте нет возможности оставить проект для дальнейшего рассмотрения, если NPV такого проекта отрицательна, и наоборот: пессимистический сценарий в случае получения положительного значения NPV позволяет эксперту судить о приемлемости данного проекта несмотря на наихудшие ожидания. Анализ рисков с использованием метода моделирования Монте-Карло представляет собой воссоединение методов анализа чувствительности и анализа сценариев. Это достаточно сложная методика, имеющая под собой только компьютерную реализацию. Результатом такого анализа выступает распределение вероятностей возможных результатов проекта (например, вероятность получения NPV<0). Источник: |