22 декабря 2005 г. в ТПП России состоялось заседание Президиума Правления ТПП РФ. Вел заседание Президент ТПП РФ Е.М.Примаков. Главная тема заседания - «О создании условий для участия бизнеса в функционировании технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон (ОЭЗ) и роли торгово-промышленных палат». С докладом о ходе создания ОЭЗ в Российской Федерации выступил руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ю.Н.Жданов. Ю.Н.Жданов заявил, что ОЭЗ не являются массовым явлением, и развитием ОЭЗ нельзя подменять развитие экономики России. ОЭЗ являются лишь одним из инструментов для создания высокоэффективных точек роста. Механизм создания ОЭЗ не является нововведением, разработанным в нашей стране. Он широко используется как в развитых, так и в развивающихся странах в качестве механизма диверсификации экономики и регионального развития, принося свою пользу экономикам этих стран. Докладчик остановился на правовых основах создания и функционирования ОЭЗ в РФ. 22 июля 2005г. вступил в силу Федеральный закон №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в тот же день Указом Президента РФ №855 было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. С момента создания агентства началась работа по подготовке подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона. В сентябре 2005 г. Правительство РФ приняло два постановления, утверждающих Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание ОЭЗ и Правила оформления и подачи заявки на создание ОЭЗ. На основании приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2005г. «О проведении в 2005 г. открытых конкурсов по отбору заявок на создание особых экономических зон» были утверждены конкурсная документация и составы конкурсных комиссий. 13 декабря 2005 г. Правительство РФ постановлением №758 утвердило Положение о наблюдательном совете особой экономической зоны. Ю.Н.Жданов обратил внимание участников заседания на то, что Федеральное агентство заинтересовано в том, чтобы в составе наблюдательных советов были и представители от российских торгово-промышленных палат. С 18 сентября по 2 ноября 2005г. Минэкономразвития России и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами осуществлялся прием заявок на создание ОЭЗ. Всего поступило 72 заявки от 47 регионов. 28 ноября т.г. на итоговом заседании конкурсных комиссий по отбору заявок на создание ОЭЗ были определены победители конкурса: 4 технико-внедренческие зоны г.Москва, Зеленоград (микро- и наноэлектроника), 2 промышленно-производственные зоны Липецкая область, Грязинский район (производство бытовой техники и комплектующих для нее) Также предполагается создать сеть профильных технопарков в городах Новосибирске (информационные и био-технологии), Тюмени (разработка технологий поиска, добычи и разработка оборудования для добычи углеводородов), Казани (разработка технологий химического и нефтехимического производства), Обнинске (био-технологии, фармакология, новые материалы), Сарове Нижегородской области (информационные технологии, энергетические технологии и экология, разработка медицинской техники). Эту работу предполагается организовать путем формирования новой федеральной целевой программы, государственным заказчиком - координатором которой могло бы выступить Минэкономразвития России, а государственными заказчиками - Минобрнауки России, Мининформсвязи России, Росатом, Роскосмос и РосОЭЗ. По прогнозам, представленным Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 году может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из регионов с особыми экономическими зонами к 2020 году ориентировочно возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда, доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз относительно уровня 2004 года. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Все отобранные заявки регионов показывают выход на окупаемость вложенных бюджетных средств в течение 5-7 лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами. Общие затраты на создание инженерной и транспортной инфраструктуры особых экономических зон на 2006-2008 годы ориентировочно составят 24,4 млрд. рублей, при этом расходы федерального бюджета составят около 54 % или 13,2 млрд. рублей, а расходы бюджета субъектов Российской Федерации – 46 % или 11,2 млрд. рублей. Следует отметить, что 24 октября 2005 г. между ТПП РФ и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами было заключено Соглашение о сотрудничестве, которое направлено на координацию усилий государственных и предпринимательских структур. Ю.Н.Жданов выразил надежду на совместную работу с ТПП России по развитию сотрудничества в сфере создания и функционирования ОЭЗ, в том числе в привлечении инвестиций, отборе инновационных и высокотехнологичных проектов, поддержке частно-государственного партнерства при реализации этих проектов. В рамках этого сотрудничества также планируется проведение совместных конференций, семинаров и других учебно-консультационных мероприятий по повышению квалификации специалистов. Ю.Н.Жданов остановился и на региональном аспекте, подчеркнув что в перспективе необходимо задействовать Южный округ и Дальний Восток России, а также оказывать поддержку «слабым» регионам России. С докладом о работе межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства в области развития российской инновационной системы выступил помощник руководителя Администрации Президента РФ Е.В.Попова. Е.К.Попова отметила, что развитие законодательства будет способствовать развитию технико-внедренческих зон. В настоящее время в России еще не создана система коммерциализации технологий. Разработка правовых норм для программы коммерциализации технологий является приоритетной задачей государства, подчеркнула Е.К.Попова. В этих законах важно предусмотреть меры по стимулированию внедрения технологий и получения прибыли. В дискуссии приняли участие Председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике А.В.Данилов-Данильян, заместитель генерального директора компании «Русские машины» А.В.Филатов, региональный представитель ТПП РФ в странах Бенилюкс и Франции И.Д.Иванов, Президент Санкт-Петербургской ТПП В.И. Катенев, Президент Липецкой ТПП Л.Д.Погудина, Президент Московской ТПП Л.В.Говоров, Член Совета директоров АФК "Система" Н.В.Михайлов, Президент Томской ТПП А.Я.Эскин, Председатель Правления ТПП Республики Татарстан Ш.Р.Агеев, Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Ю.А.Барзыкин, Президент Калининградской ТПП И.В.Царьков. В заключение обсуждения данного вопроса выступил Президент ТПП РФ Е.М.Примаков. «Создание ОЭЗ и технопарков, - сказал Е.М.Примаков, - может стать поворотным пунктом в развитии экономики». Говоря о месте системы торгово-промышленных палат в этом процессе, Президент ТПП РФ подчеркнул, что, несмотря на то, что каждая из четырех технико-внедренчиских зон имеет свою специфику, существует и много общего – это функции, интересы. Е.М.Примаков также отметил, что нужно исходить из того, что ОЭЗ должны стать «локомотивом» развития экономики, поэтому необходимо создание школ управления; использование новых технологий вне зоны; распространение опыта на всю страну, путем проведения деловых миссий, учебных мероприятий; продумать вопрос об организации малого бизнеса в ОЭЗ. По мнению Е.М.Примакова, сейчас наступил момент, когда торгово-промышленные палаты должны сделать критический анализ деятельности на всех уровнях, выявить недостатки и сделать все, чтобы их устранить. Особенно это касается тех технопарков, которые уже созданы. «Для системы ТПП это один из главных вопросов. И нужно остро ставить вопрос, чтобы для этих зон были созданы особые условия, для того чтобы развивать этот опыт, распространяя его на всю страну», - сказал в заключение Е.М.Примаков. По второму вопросу «Об итогах апробации проекта Стандарта ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Основные положения» выступил Вице-президент ТПП РФ С.Н.Катырин. С.Н.Катырин сказал, что идея по созданию этого стандарта возникла у организаций-членов ТПП РФ в свете установок Президента России В.В.Путина о повышении социальной ответственности предпринимательства, сформулированных им в выступлении на заседании Правления ТПП РФ 23 декабря 2003г. Результаты, проведенного в последствие анализа показали, что подобный стандарт нужен. Предлагаемый Стандарт был подготовлен на основе базовых принципов международных стандартов корпоративной социальной отчетности, но с учетом тех требований, которые в современных условиях предъявляются к российскому бизнесу в плане его социально ответственного поведения со стороны государства и общества. В заключение выступления С.Н.Катырин отметил, что данный Стандарт ТПП РФ имеет серьезную перспективу. По итогам работы планируется издать сборник, где будут представлены наиболее успешные компании. Были также рассмотрены вопросы: о награждении Знаком отличия ТПП России, / |