В Роспатенте состоялось закрытое совещание, на котором обсуждалось будущее плавленых сыров "Дружба" и "Янтарь". Инициатором совещания выступил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, который обратился к руководителю Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борису Симонову с предложением разобраться в ситуации, после того как получил письмо от 35 сыродельческих заводов о нарушении их прав со стороны нынешнего владельца брендов московского завода "Карат". Делегацию Минсельхоза на совещании возглавлял генеральный директор ФКП "Союзплодоимпорт" Владимир Логинов. В совещании приняли участие представители регулирующих органов (Роспатент, ФАС), Министерства сельского хозяйства, интересы потребителей представлял депутат Госдумы Петр Шелищ, производители - компании Вимм-Билль-Данн, Юнимилк, Ростагрокомплекс, директора московского завода "Карат", кропоткинского, курского и смоленского заводов. Столь представительный состав совещания объясняется тем, что решение по этим торговым маркам может стать прецедентом для устранения разногласий между частным бизнесом и государством, связанных с регистрацией частными владельцами брендов, доставшихся российской экономике в наследство с советских времен, и попыткой государства вернуть эти бренды себе. Многолетняя борьба 35 российских заводов, производящих плавленые сыры "Дружба" и "Янтарь", за выпуск этой продукции с компанией "Карат", владеющей правом на единоличное обладание этими торговыми марками, пока не увенчалась успехом. В результате десятки молочных заводов могут понести многомиллионные убытки из-за остановки производства, а покупатели - потерять возможность покупать любимые плавленые сыры по доступным ценам. Борьба с "Каратом" началась после того, как он, получив в 2000 году патент на торговые марки "Дружба" и "Янтарь", стал добиваться закрытия производства этих сыров по всей стране. До этого они не были запатентованы и продавались разработчиком - Угличским институтом сыроделия - в качестве технических условий любому производителю сыров. В региональные управления ФАС поступили требования приостановить производственный процесс, связанный с выпуском сыров "Янтарь" и "Дружба". В адрес региональных торговых сетей было направлено более трех тысяч писем о контрафактном товаре других производителей сыров. В отношении несогласных фабриковались уголовные дела. Мощности "Карата" располагаются почти в центре Москвы, из-за чего накладные расходы на производство, в том числе аренда площадей, в сотни раз выше, чем у других производителей, располагающихся в регионах. В результате у сыров получается высокая себестоимость. Поэтому "Карат" решил добиться монополии на их производство, чтобы не страдать от конкурентной борьбы и поднять цены. Некоторые предприятия, в том числе ленинградский завод плавленых сыров "Петмол", пробовали в одиночку добиться отмены регистрации товарных знаков за "Каратом", однако длительные судебные процессы не привели к результату. В последнее время объединить усилия решили 35 заводов. "Ростагрокомплексу" было поручено представлять их интересы в Палате по патентным спорам, куда и подали заявление с требованием вернуть права на "Дружбу" и "Янтарь" государству. "Ростагрокомплекс" настаивал на том, что патент "Карату" был выдан с нарушениями законодательства: в результате многолетнего использования многими предприятиями эти виды сыров потеряли способность индивидуализации плавленого сыра конкретного производителя, а потому не могли быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Иными словами, была озвучена необходимость передать эти торговые марки в собственность государства. Ведь в этом случае, как подсчитали эксперты, только в качестве роялти государство бы получало в день 150 тыс. руб. или 55 млн. руб. в год. Плюс к этому выросли бы налоговые поступления от производства этих видов сыров. ЗАО "Карат" же, как указывали заявители, учрежденный пятью физическими лицами, не имеет никакого отношения к истории появления "Дружбы" и "Янтаря" в 1962 году, когда в СССР было налажено их производство. В то время самому старшему учредителю "Карата" едва минуло два года. Реальным разработчиком сыров является МПО "Молоко" Минмясомолпрома РСФСР, иными словами - государство. Генеральный директор "Карата" Владимир Корсун в свою очередь тогда называл в СМИ требования конкурентов абсурдными. По его мнению, коллективное пользование брендов "Дружба" и "Янтарь" почему-то должно привести к падению спроса на эти сыры и снижению качества. Тем не менее Палата по патентным спорам удовлетворила заявление его конкурентов полностью. Решение было направлено на утверждение в Роспатент, однако глава агентства г-н Симонов без объяснения причин через семь месяцев отправил дело на новое рассмотрение. В начале октября палата (уже в другом составе) снова рассмотрела ситуацию и вынесла решение о признании регистрации товарных знаков "Дружба" и "Янтарь" недействительными полностью. Однако до сих пор решение не подписано. В прошлую пятницу была создана рабочая группа, которая должна выработать предложения для Роспатента по урегулированию разногласий с учетом действующего законодательства. В рабочую группу вошли представители государства, производителей и потребителей. Все доводы нынешнего владельца марками завода "Карат" по поводу уровня качества или многомиллионных вложений в производство были парированы. Признано, что качество продукта у всех производителей примерно одинаковое. Это подтверждают награды заводов на различных конкурсах и выставках. Что же касается оборудования, то качество продукции, выпускаемой на отечественном, не уступает по уровню продукции, выпущенной с использованием западных технологий, а вот цена в последнем случае значительно увеличивается. "Союзплодоимпорт", выступая с позиций Минсельхоза, предложил урегулировать проблему в жесткие сроки. По его мнению, решение по сырам "Дружба" и "Янтарь" может быть вынесено уже до нового года, что позволит предприятиям не снижать выпуск продукции и не останавливать производство, как того велят региональные судебные инстанции, наполняемые исками завода "Карат". Что касается предложений, над которыми будет работать комиссия, то их по сути два. Первое: бренды должны быть переданы в коллективное пользование. Второе: о восстановлении прав Российской Федерации на товарные знаки. По мнению директора "Союзплодоимпорта" Логинова оба подхода требуют тщательного анализа. Выступая от имени Минсельхоза, он выразил уверенность, что в сотрудничестве с Роспатентом им удастся найти эффективное решение проблемы в соответствии с законодательством. Прежде всего решение будет направлено на сохранение десятков тысяч рабочих мест на сыродельческих заводах, занятых в производстве плавленых сыров "Дружба" и "Янтарь" и расположенных на всей территории России. Кроме того, решение должно учитывать интересы российских потребителей, привыкших к тому, что плавленые сыры "Дружба" и "Янтарь" являются доступными продуктами высокого качества. По словам депутата Петра Шелища, к решению этой задачи активно подключатся организации, защищающие права потребителей. Восстановление права Российской Федерации на товарные знаки позволит ликвидировать предмет конфликта и дать всем производителям равные права пользования товарными знаками. В этом варианте государство берет на себя ответственность за качество продукта. ДЛЯ СПРАВКИ По данным TNS Gallup Media, марки плавленых сыров "Дружба" и "Янтарь" знают соответственно 71,5% и 67% российских потребителей. Следующую строчку в рейтинге занимает финская марка "Viola" с 58%. По данным ведущей международной маркетинговой компании GfK (Германия), плавленого сыра в России продается 240 тонн в день, из них на долю сыров "Дружба" и "Янтарь" приходится 100 тонн в день. В год российские потребители покупают плавленых сыров на сумму 6 млрд. 480 млн. руб. Из них на долю "Янтаря" и "Дружбы" приходится 2 млрд. 480 млн. рублей. / |