Бобрдобр закладки с метками монтаж дымохода цена.

Особенности заключения договора о гранте

Софья ЗАЛЕССКАЯ
главный бухгалтер ИСАР-Москва

Российское законодательство не дает точных указаний о юридическом статусе и налогообложении целевых средств, грантов, пожертвований. Это вызывает множество проблем и у фондов, и у грантополучателей. Одна неверная формулировка в договоре может привести к тому, что вашу организацию обяжут платить дополнительные налоги.
(Статья подготовлена по состоянию на 10 ноября 1998 г.)

Итак, вы прошли сложную процедуру конкурса и выиграли грант. Следующим этапом является заключение договора о гранте. Скорее всего, грантодатель предложит вам свой типовой договор, который очень важно внимательно прочитать до того как вы подпишете его и начнете выполнять проект. Что же нужно знать грантополучателю о договорах?

С точки зрения налогообложения, под термином "грант" понимаются "целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение,ели с последующим отчетом об их использовании" [12].

Чтобы организация или физическое лицо имели право применить существующие в российском законодательстве льготы по налогообложению грантов, необходимо иметь и в случае необходимости представить в налоговую инспекцию следующие документы:

1) договор о гранте;

2) смету расходов, подтверждающих целевое назначение средств;

3) справку компетентного органа иностранного государства (с нотариально заверенным переводом на русский язык) о том, что данная благотворительная организация зарегистрирована в установленном порядке в соответствии с законодательством того государства. Отсутствие такой справки может привести к потере грантом своего статуса с точки зрения налогообложения.

4) Если в договоре между грантодателем и грантополучателем есть ссылки на другие взаимосвязанные договоры и соглашения, то необходимо потребовать от грантодателя копии этих документов.

"Организации, получившие гранты, по окончании отчетного года должны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования предоставленных средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета" [12]. Одновременно нельзя забывать о том, что "...средства в денежном или натуральном выражении, предоставляемые безвозмездно иностранными юридическими лицами, не являющимися благотворительными организациями, а также гражданами, не являются грантами и подлежат налогообложению на общих основаниях в соответствии с действующим налоговым законодательством" [12] (подробно об этом написано ниже).

I. Особенности заключения договоров между различными субъектами

Договор о гранте (безвозмездной помощи) может заключаться между:

1) иностранной благотворительной организацией и российским юридическим лицом;

2) иностранной благотворительной организацией и российским физическим лицом;

а договор о целевом финансировании (или целевом использовании средств) - между:

3) двумя российскими организациями;

4) российской организацией и физическим лицом.

Для каждого отдельного случая должен составляться договор, учитывающий статус его субъектов.

A. Общие условия

Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее - "ГК РФ") (ч.2, ст.582) [2], грант является частным случаем дарения, а именно - пожертвованием. Соответственно, при составлении договора о гранте необходимо руководствоваться этой статьей Кодекса.

"Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях" ГК РФ (ч.2) [2]. Предметом договора о пожертвовании является передача средств - денег, имущества, права - в безвозмездное пользование их получателем, который обязуется принять эти средства, использовать их по целевому назначению, указанному передающей стороной, и отчитаться об их использовании.

Если пожертвование передается физическому лицу, то в договоре должно быть указано использование средств по определенному назначению. В противном случае, согласно ГК РФ, пожертвование признается обычным дарением, подлежащим налогообложению. Если получателем пожертвования является юридическое лицо, передающая сторона может указать в договоре назначение использования средств. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию полученных средств.

Важным моментом является название проекта: оно должно отражать содержание проекта и показывать его общеполезную некоммерческую сущность.

Договор о гранте (безвозмездной помощи) или о целевом финансировании должен содержать следующие основные пункты:

Предмет договора с указанием названия программы или кратким описанием проекта, на который выделяются средства.
Права и обязанности сторон.
Порядок расчетов.
Процедуру финансовой и содержательной отчетности.
Срок действия договора.
Ответственность сторон.
Изменение условий договора.
Другие условия.
Адреса и банковские реквизиты сторон.
Приложения к договору (смета, техническое задание, календарный план).
В смете должно быть предусмотрено постатейное распределение средств гранта на осуществление мероприятий в соответствии с проектом, на который выделен грант, а также все полагающиеся налоги. Средства должны расходоваться в соответствии со сметой проекта и бюджетом организации. Перераспределение средств сметы требует специального уведомления грантодателя и его письменного разрешения.

В календарном плане предусматривается график осуществления мероприятий по проекту, а также порядок и сроки выплаты средств гранта и предоставления отчетов об их использовании.

В техническом задании обычно указываются результаты, которые должны быть достигнуты на промежуточных этапах и по окончании проекта.

Договор и приложения подписываются обеими сторонами - грантодателем и грантополучателем.

Б. Специальные условия

Налогообложение гранта и целевых средств зависит от юридического статуса передающей и принимающей сторон. Как правило, частные фонды распределяют собственные средства, в то время как некоторые организации передают средства, полученные ими от других фондов или из иных источников по какой-либо программе. Поэтому для грантополучателя очень важно знать, кто является непосредственным "хозяином", источником передаваемых средств.

Договор о гранте между иностранной благотворительной организацией и российской организацией.

В этом случае, в соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы РФ (далее - "ГНС") №37 [6], "...в состав доходов от внереализационных операций не включаются суммы средств, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре".

В соответствии с Инструкцией ГНС №39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" [7], "...средства, предоставляемые безвозмездно иностранными организациями российским организациям (предприятиям) в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании, объектом налогообложения не являются".

Договор о гранте между иностранной благотворительной организацией и физическим лицом.

Согласно Инструкции ГНС №35 "О подоходном налоге с физических лиц" [5, п. я12)], не включаются в совокупный облагаемый налогом доход "...суммы, полученные физическими лицами в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными иностранными учреждениями, а также международными и иностранными некоммерческими и благотворительными организациями (фондами), зарегистрированными в установленном порядке и входящими в перечни, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за науку и техническую политику, а также за образование, культуру и искусство в Российской Федерации".

Перечень организаций, гранты которых освобождены от уплаты подоходного налога с физических лиц, утвержден Минфином РФ [13] и [14]. Если грантодатель не включен в этот перечень, то вся сумма гранта считается материальной выгодой физического лица и включается в его совокупный, облагаемый налогом доход.

Денежные средства, выплаченные физическому лицу, могут также облагаться взносами во внебюджетные фонды. В существующем российском законодательстве вопрос об обложении грантов страховыми взносами во внебюджетные фонды не раскрыт, поэтому однозначного мнения по этому поводу у внебюджетных фондов не существует. Таким образом, грантополучатель должен уметь самостоятельно заручиться поддержкой данных органов, для чего в каждом конкретном случае необходимо обращаться с письменным заявлением в вышестоящие органы социального страхования.

Существует мнение Пенсионного фонда, согласно которому сумма гранта, полученного физическим лицом, облагается взносом в Пенсионный фонд. Однако, по мнению автора, договор о гранте не является договором, предмет которого - выполнение работ или оказание услуг, и, в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ" [8], на такие суммы взнос в Пенсионный фонд не начисляется.

Согласно "Перечню видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию" [9], на "...средства, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера (в том числе по договорам о гранте. - Прим. авт.), страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются".

Согласно "Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование" [10], страховые взносы не начисляются на выплаты, носящие единовременный (как грант) либо компенсационный характер: "...страховые взносы начисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения", коими договор о гранте не является.

В соответствии с письмом ГНС и Минтруда РФ "О порядке осуществления функций контроля налоговыми органами по платежам в Фонд занятости" [11, п.9], "...для определения базы по начислению страховых взносов следует руководствоваться перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования". Следовательно, взносы в Фонд занятости, как и взносы в фонды обязательного медицинского страхования, по договору о гранте также не начисляются.

Договор о целевом финансировании между российскими организациями, одна из которых является передающей стороной, другая - принимающей.

В данном случае для налогообложения термин "грант", определенный в письме ГНС и Минфина РФ [12], теряет свой статус. В этой ситуации правильнее использовать формулировку "целевые средства" и заключать договор о целевом финансировании, или о целевом использовании средств. В противном случае налоговая инспекция может рассмотреть данный договор как безвозмездную передачу средств и обложить всю сумму по договору о гранте налогом на прибыль.

Согласно Инструкции ГНС №37 [6], "...в составе доходов и расходов некоммерческих организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан... и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно".

Предметом договора о целевом использовании средств не является выполнение работ или оказание услуг, и, соответственно, согласно Инструкции ГНС №39 [7], эти средства налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Договор о целевом финансировании между российской организацией и физическим лицом.

В этом случае при передаче денежных средств организация обязана уплатить за физическое лицо подоходный налог со всей суммы, а также взносы во внебюджетные фонды. Порядок уплаты взносов во внебюджетные фонды физическим лицом аналогичен вышеописанному порядку уплаты взносов в эти же фонды с сумм грантов.

II. Оборудование

Если договором о гранте предусматривается приобретение оборудования, то переход права собственности в этом случае является важным и спорным моментом. Как правило, грантодатель бывает заинтересован в целевом использовании оборудования и указывает в договоре условия его использования и даже возврата по окончании гранта. Однако такая практика вступает в противоречие с положениями российского законодательства.

Если грантополучатель самостоятельно на средства гранта покупает оборудование, то, в соответствии с ГК РФ (ч.1) [1], оно является его собственностью (право собственности приобретает покупатель имущества). Поэтому грантодатель не может ставить условий по использованию купленного грантополучателем оборудования и тем более - отобрать его.

Два следующих варианта, в большей степени соответствующих законодательству, дают грантодателю основание контролировать целевое использование оборудования грантополучателем.

1. Согласно ГК РФ (ч.2, гл.36) [2], грантодатель покупает оборудование самостоятельно и передает его в безвозмездное пользование грантополучателю. В таком случае право собственности на оборудование принадлежит грантодателю. ГК РФ не предусмотрена ситуация, когда по окончании гранта грантополучатель может оставить оборудование в собственном пользовании, и по окончании проекта грантополучатель обязан это оборудование вернуть.

Данный договор может предусматривать целевое использование имущества, а также досрочный возврат имущества в случае недоиспользования или нецелевого использования. В договоре могут быть указаны ограничения на покупку оборудования (например, его страна-производитель).

2. Помимо договора о гранте с грантополучателем заключается договор некоммерческого поручения на покупку оборудования. Условием этого договора является обязанность грантополучателя совершить покупку от имени и за счет грантодателя. Одновременно заключается договор об ответственном хранении оборудования. Договором поручения может предусматриваться дальнейшее использование оборудования грантополучателем по собственному усмотрению при условии успешного выполнения проекта.

III. Реклама грантодателя

Часто в договоре о гранте имеется пункт о том, что грантополучатель обязуется в своей продукции, созданной на средства грантодателя, указывать его в качестве организации, предоставившей средства на ее создание. Для налоговых органов это указание может являться скрытой рекламой (спонсорством). Поэтому важно, чтобы при упоминании грантодателя было сказано о благотворительных целях, достигнутых в результате использования его средств (социальная реклама).

"Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами" [4].

ГНС утверждает, что если при упоминании грантодателя даются его контактные телефоны или адрес, то такое распространение информации является рекламой. В этом случае вся сумма переданных средств будет рассматриваться в качестве спонсорского взноса, выручки от предоставления рекламных услуг и облагаться всеми налогами, связанными с получением выручки.

Следует помнить, что Закон "О рекламе" [4] распространяется также и на иностранных юридических лиц.

Чтобы избежать дополнительного налогообложения, правильнее использовать негласное обязательство по пропаганде грантодателя.


--------------------------------------------------------------------------------

Нормативные документы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1) от 30.11.94 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94). Опубликован в "Российской газете" (далее - "РГ") №248-249 от 08.12.94, №38 от 24.02.96, №153 от 14.08.96.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.2) от 26.01.96 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95, в ред. от 24.10.97). Опубликован в "Собрании законодательства РФ" (далее - "СЗ РФ") №5 от 29.01.96, ст.401, №43 от 27.10.97, ст.4903.

3. Закон от 27.12.91 №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 31.07.98).
4. Федеральный Закон от 18.07.95 №108-ФЗ "О рекламе".
5. Инструкция ГНС РФ от 29.06.95 №35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц". Опубликована в "Российских вестях" (далее - "РВ") №№169, 174, 179 от 07.09.95, 14.09.95, 21.09.95; последние изменения опубликованы в приложении к газете "РВ" - еженедельнике "Курьер" №15 от 17.04.98.

6. Инструкция ГНС РФ от 10.08.95 №37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Опубликована в "РВ" №194 от 12.10.95, №199 от 19.10.95; последние изменения опубликованы в "РГ" №206 от 29.10.98.

7. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95 №39 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость". Опубликована в "РВ" №223 от 23.11.95, №228 от 30.11.95; последние изменения опубликованы в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" №24 от 21.09.98.

8. Постановление Правительства РФ от 07.05.97 №546 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ". Опубликовано в "РГ" №№93-94 от 15.05.97.

9. Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 г. №358/16-28 "Об утверждении перечня видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию". Опубликовано в "Бюллетене Госкомтруда СССР" №1, 1991.

10. Постановление Правительства РФ от 11.10.93 №1018 (ред. от 19.06.98) "О мерах по выполнению Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (вместе с "Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование", "Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование"). Опубликовано в "Собрании актов Президента и Правительства РФ", 01.11.93, №44, ст.4198, "РГ" №123 от 02.07.98.

11. Письмо ГНС РФ и Минтруда РФ от 27.03.97 "О порядке осуществления функций контроля налоговыми органами по платежам в Фонд занятости". Опубликовано в "Финансовой газете" (далее - "ФГ") №28, 1997.

12. Письмо ГНС РФ №ЮУ-4-06/88н и Минфина РФ №04-06-01 от 11.06.93 "О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций". Опубликовано в "РВ" №129 от 08.07.93.

13. Письмо Минфина РФ от 21.05.97 №04-04-01 и ГНС РФ от 22.05.97 №СШ-6-08-392 (в ред. от 16.04.98) "О перечне международных и иностранных учреждений, международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц".

14. Письмо Минфина РФ от 12.10.98 №04-04-06 и ГНС РФ от 13.10.98 №СШ-6-08-791 "О перечне международных и иностранных учреждений, международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов)" (вместе с Перечнем, утвержденным приказом Минкультуры РФ от 16.12.97). Опубликовано в "Нормативных актах по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету" №6, 1998.