15 февраля 2006 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил с докладом на тему "О развитиии малого и среднего предпринимательства России и о социально-экономическом развитии Российской Федерации на среднесрочную перспективу" на заседании Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России".
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ ОПОРА РОССИИ, 15.02.2006
Уважаемые участники встречи, руководители ОПОРЫ, предприниматели!
Выражаю благодарность С.Р.Борисову за приглашение и возможность обсудить с Вами один из самых главных экономических документов страны – программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и роль малого бизнеса в развитии страны. Надеюсь, что и само обсуждение, и предстоящий диалог позволят Вам лучше понять задачи, которые ставит перед собой Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли. А мне и моим коллегам понять Ваши ожидания, выделить тревожащие Вас проблемы, чтобы уже в ближайшее время включить их в приоритеты деятельности Министерства. Наша прошлая встреча проходила на Форуме ОПОРЫ в марте прошлого года и затрагивала вопросы административных барьеров. Считаю необходимым дать краткий анализ деятельности Правительства Российской Федерации за прошедший год. Несколько лет сохраняется положительная динамика основных показателей развития малого предпринимательства: - ежегодный прирост общей численности малых предприятий – на 5%, в том числе за 2005 год – на 40 000 предприятий; на 1 января 2006 г. действует 994,8 тыс.; - ежегодное увеличение выручки от реализации товаров, услуг – на 50%, в том числе за 2005 год – на 4,4 трлн. рублей, всего за 2005 год выручка составила 12, 6 трлн. рублей; - ежегодный рост инвестиций в основной капитал – на 30%, в том числе за 2005 год на 28 млрд.рублей, всего за 2005 год инвестиции составили 122 млрд.рублей. При этом мы понимаем, что темпы роста будут значительно выше, если реализовать конкретные меры по сокращению административных барьеров, улучшению законодательной среды, обеспечить устойчивое финансирование программы поддержки малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного “ОПОРОЙ” исследования: 64,4% опрошенных предпринимателей основным риском ведения деятельности считают резкое ухудшение общей ситуации в экономике. За прошедший 2005 года нам вместе удалось реализовать решения, направленные на улучшение ведения малого бизнеса в России:
Очень важно, что на предложение ОПОРЫ и Минэконоразвития России по совместной защите интересов бизнеса активно подключилась Генеральная прокуратура Российской Федерации. Складывается положительная практика по защите прав предпринимателей. Работа по устранению административных барьеров безусловно будет продолжаться в рамках деятельности Комиссии по административной реформе. И в первую очередь затронет сферы регулирования строительной деятельности, транспорта, организации надзора на потребительском рынке (уже одобрено Комиссией решение о лишении органов милиции права контролировать деятельность предпринимателей на рынках). Еще один важный вопрос – структура российского малого бизнеса. Нас не может устраивать продолжающее падение доли предприятий научно-технической сфере – 1,4% (в 2001 году – 4,2%), предельно низкое количество малых предприятий в ЖКХ (1,4%), строительстве (11,1%), образовании (0,3%), здравоохранении (1,1%).Инструментами структурных изменений направлений деятельности малого бизнеса станут: -- налоговые инициативы, в том числе восстановление упрощенной патентной системы налогообложения для 58 видов предпринимательской деятельности, связанных с оказанием услуг населению (вступила в силу с 1 января 2006 года); - обязательное размещение 15% государственного заказа у субъектов малого предпринимательства; - федеральная программа развития малого предпринимательства. программа развития промышленных и технопарков; - содействие созданию малых предприятий в свободных экономических зонах. По ряду вопросов основные решения еще предстоит принять: - новая редакция федерального закона о порядке проведения контроля (надзора) в части освобождения от тотальных “плановых” проверок; - добровольность применение криптографической защиты контрольно-кассовой техники и добровольность применения кассовых машин плательщиками единого налога на вмененный доход; - особенности приватизации государственного и муниципального имущества для добросовестных арендаторов – субъектов малого предпринимательства; - внедрение 40 административных регламентов и стандартов государственных услуг, в том числе по регистрации объектов недвижимости, контрольно-кассовой техники; - прозрачная и экономически обоснованная процедура присоединения субъектов предпринимательства к электросетям и объектам коммунального хозяйства; - реформа законодательства, регламентирующего строительную деятельность; - защита от действий монополистов и недобросоветных конкурентов с использованием нового закона “О защите конкуренции”; - открыть обществу деятельность государственных органов, использовав механизмы закона об обеспечении доступа к информации. Отдельно остановлюсь на основных итогах реализации программы финансовой поддержки малого предпринимательства в 2005 году. - оказана федеральная поддержка строительству и реконструкции 40 бизнес-инкубаторов в 33 субъектах Российской Федерации, признанных победителями конкурса. Затраты федерального и регионального бюджетов – 1 млрд.рублей. В них каждые три года будут создаваться 6780 рабочих мест. 12 бизнес-инкубаторов откроются в первом полугодии 2006 года. - предоставлены средства для поддержки субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта в 12 субъектах Российской Федерации, признанных победителями конкурса, на: а) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 году и предназначенным для экспорта; б) субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с сертификацией, регистрацией или другим формам подтверждения соответствия; в) субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом. Затраты федерального и региональных бюджетов на мероприятие составляют 115 млн.рублей. - предоставлены средства на развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства для реализации мероприятия в 19 субъектах Российской Федерации, признанных победителями конкурса. Затраты федерального и региональных бюджетов на мероприятие – 55 млн.рублей. Программа сконцентрирована на поддержке кредитной кооперации, как одной из форм кредитования бизнеса, которая позволяет финансировать не значительные (по стоимости) проекты – до 10 тыс. долларов США. При среднем размере микрозайма в 50 000 рублей, программа позволяет оказать поддержку по 20 000 займов для малых предпринимателей – это увеличение рынка микрозаймов на 15% от действующего уровня. - на создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере в 6 субъектах Российской Федерации, признанных победителями конкурса, (г.Москва, Красноярский край, Пермская область, Томская область, Московская область, Республика Татарстан) сформированы фонды венчурного финансирования малых инновационных предприятий за счет средств федерального и региональных бюджетов в размере 1, 12 млрд.рублей. - в 31 субъекте Российской Федерации за счет субвенций федерального бюджета сформированы программы развития системы гарантий в сфере малого предпринимательства. Расходы федерального бюджета на данное мероприятие – 300 млн.рублей. В федеральном бюджете 2006 года на поддержку малого предпринимательства предусмотрено 3 млрд. рублей, которые будут направлены на продолжение указанных проектов. Очень важно обеспечить контроль размещения в бизнес-инкубатора лучших малых предприятий, а венчурное инвестирование предоставить лучшим инновационным проектам. Спасибо за предоставленное слово. Готов ответить на вопросы участников встречи. Источник: |