Как "продвинуть" инновации

Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы, исполнительный директор Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса

Вопрос о том, что льготировать и что стимулировать в сфере науки и инноваций, не такой простой. Можно поддерживать собственно научные исследования, можно - продвижение и внедрение инноваций путем предоставления целевых льгот для научно-производственной кооперации. Можно также стимулировать спрос на результаты научных исследований и разработок и т.д.

Развитые страны, оценивая свои перспективы на инновационном "поле", уже пришли к тому, что нельзя объять необъятное, и переходят к стимулированию отдельных направлений исследований. Например, Германия, признав, что в конкурентной борьбе в области микроэлектроники, информационных технологий она уступила первенство США и Японии, в последнее время сосредоточилась на генетических исследованиях и биотехнологиях, используя для стимулирования этих направлений бюджетные и налоговые инструменты.

Однако если посмотреть на наше законодательство, то в нем предусмотрен чрезвычайно узкий арсенал форм и методов поддержки инноваций. На сегодняшний день существуют лишь некоторые льготы, причем только для научной деятельности и научных учреждений. И это жалкие остатки преференций и льгот для научной деятельности, существовавших в середине 90-х годов. Так, при принятии Налогового кодекса исчезла льгота для научных организаций по прибыли, непосредственно направляемой на проведение научных исследований, льгота по налогу на добавленную стоимость по патентно-лицензионным операциям, ввели обложение налогом благотворительных средств, направляемых в науку и образование. Самой болезненной для учреждений науки и образования была отмена льгот по налогу на имущество и земельному налогу. Поэтому если говорить о поддержке инноваций, то надо прежде всего восстановить существовавшие ранее, доказавшие свою эффективность налоговые стимулы и льготы собственно для научной деятельности.

На втором этапе системы следует законодательно обеспечить стимулирование инновационной деятельности, в которой научные исследования составляют лишь один из элементов. Эта задача представляется гораздо более сложной, поскольку пока в федеральном законодательстве отсутствуют даже понятия "инновационная деятельность" и "инновационное предприятие". Приходится признать, что наша экономика не сможет двигаться по инновационному пути, если мы в ближайшее время не примем пакет новых законов, в котором были бы предусмотрены меры по налоговому стимулированию инновационной деятельности, изменения в Бюджетный кодекс, организация новых форм государственной поддержки инноваций.

Необходимо также законодательно обеспечить создание различных форм инфраструктуры инноваций : технопарков, фондов поддержки науки и образования и т.п. Важным элементом в инновационной экономике являются венчурная деятельность и обеспечивающие эту деятельность законы. А по мере создания и внедрения законодательства по передаче технологий и защите прав интеллектуальной собственности возникнут еще и многочисленные проблемы по налогообложению и таможенному оформлению, требующие внесения изменений в таможенное и налоговое законодательство.

Россия экономит на исследованиях

Финансирование российской науки в течение последних 15 лет неуклонно сокращается. Затраты на научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в России составили в 2003 г. 169,9 млрд рублей (44% в сопоставимых ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП соответствующих затрат в 2003 г. равнялась 1,28% (в 1990 г. - 2,03%). Если в 1990 г. по величине данного показателя Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе к группе стран с низким научным потенциалом - Испании, Польше, Венгрии, Новой Зеландии. В настоящее время величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками (с учетом профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее, и в 12 раз меньше, чем в Германии.


/"Финансовые Известия", 20.12.2005/