В Госдуме состоялись парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению развития наукоемких технологий


12 мая Комитет по науке и наукоемким технологиям совместно с Комитетом по экономической политике и предпринимательству и Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи провели парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии».

В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, научных организаций, эксперты.

Первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов, открывая слушания, заметил, что еще десять лет назад у России не было столь амбициозной стратегии развития страны. «Необходимо определить, что должен сделать законодатель, чтобы обеспечить максимальный поворот экономики в сторону фундаментального вектора развития», - сказал он.

С приветствием к участникам слушаний обратились руководитель фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев, заместитель Председателя Госдумы Владимир Жириновский.

Вел слушания председатель Комитета по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев. Он, в частности, отметил, что процент наукоемких, высокотехнологичных, безотходных, экологически чистых предприятий беспредельно мал. «Россию в мире называют ресурсной кладовой, - сказал В.Черешнев. - А в кладовую заходят и включают свет только тогда, когда нужно что-то взять и вынести».

Заместитель председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Вячеслав Осипов отметил, что доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает десяти процентов, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет 5,5 процента. «В российском экспорте преобладают совсем не высокотехнологичные продукты, а импортируем мы наукоемкие товары и услуги, что создает угрозу технологической независимости России», - сказал В.Осипов. Он указал на отсутствие целостности инновационной системы. Созданы и работают только ее отдельные элементы. Циклы инновационного процесса слабо увязаны друг с другом. Отдача от инновационной деятельности остается низкой.

По словам В.Осипова, Россия имеет необходимый научно-технический задел по отдельным перспективным наукоемким технологиям, прежде всего, авиационным и космическим, нано- и биотехнологиям, ядерной и водородной энергетике, энергетическому машиностроению, спецметаллургии, в области производства современных видов вооружений, теле- и радиоаппаратуры, средств связи, медикаментов, оптоэлектронных и ядерных материалов. «Мы способны успешно конкурировать только по десяти-пятнадцати направлениям разработки и производства наукоемкой продукции и только при условии последовательной реализации научно-технической, технологической и инновационной политики и при наличии соответствующего законодательства», - сказал он.

Выступавший констатировал, что отношения всех субъектов инновационной деятельности законодательно не урегулированы. Не определены такие понятия, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие». По словам В.Осипова, пора определиться с созданием малых предприятий бюджетными учреждениями, уточнить статус государственных научных центров и ускорить принятие законов о патентных поверенных и о передаче технологий. Кроме того, требуется система мер по закреплению молодежи на предприятиях, развивающих наукоемкие технологии. Не менее важно законодательно закрепить непрерывный процесс финансирования со стороны государства всего научно-инновационного процесса и на законодательном уровне запустить систему экономических стимулов, обеспечивающих необходимый рост востребованности идей. При этом, по словам В.Осипова, «надо думать не только о предоставлении льгот, но и о введении санкций в отношении предприятий, которые в достаточной степени не занимаются инновационной деятельностью».

Требует особого рассмотрения решение проблемы постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности. Существует трудность в неоднозначности процедуры оценки рыночной стоимости патента и необходимости при постановке на баланс платить налог на прибыль без гарантии получения доходов в будущем. Еще больше неясностей возникает при защите результатов научной деятельности в режиме ноу-хау, особенно в части учета нематериальных активов и постановки их на баланс предприятия. Законодательно должным образом не урегулирован порядок использования лицензионных платежей. У малых и средних предприятий на начальном этапе разработок нет достаточных средств на покупку лицензии. Целесообразно продумать систему государственной поддержки лицензионных соглашений на начальном этапе. До сих пор не решен вопрос учреждения государственными вузами и научными организациями РАН малых инновационных предприятий. Необходимо четко определить порядок передачи бюджетными учреждениями для коммерциализации результатов деятельности, созданных за счет бюджетных средств. В.Осипов также предложил установить льготный режим арендных отношений для участников интеллектуальной деятельности.

Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин остановился на проблеме подготовки кадров для инновационной экономики. Он сообщил, что в 90-е годы количество специалистов, занятых в науке, сократилось в два раза, а потери СССР и России от утечки умов составляют порядка триллиона долларов. «Нельзя заставлять человека науки одновременно гоняться за деньгами», - сказал О.Смолин, обратив внимание участников слушаний на то, что в Концепции 2020 основные меры, связанные с повышением статуса научно-педагогических работников, отнесены на 2018-2020 годы. Между тем, средний возраст научного работника - 50-60 лет.

По словам О.Смолина, нужна особая система отбора будущих ученых. Важна не столько общая эрудиция и «натасканность» по предметам, сколько способность мыслить. О.Смолин предложил наделить студентов-исследователей особым статусом и ввести особые меры поддержки молодых ученых, включающие повышенные зарплаты, предоставление лабораторий и жилья в научных центрах. «Пора принять закон о статусе ученого в Российской Федерации», - сказал О.Смолин.

По мнению первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Головнева, «нужны не полумеры, не разрозненные законы по локальным проблемам, а эффективное законодательное поле максимально прямого действия без двойного толкования и предельно ясное для бизнес-сообщества». Одной из первоочередных задач законотворческой деятельности, по его словам, должно стать создание эффективного правового поля для передачи технологий. Необходимо приложить усилия для развития малого и среднего бизнеса - основного источника инновационной активности. Ключевым моментом для перехода к инновационной модели развития является налоговая реформа, что «требует внятного и четкого решения вопроса о налоге на добавленную стоимость».

Генеральный директор Госкорпорации «Роснанотех» Леонид Меламед заметил, что расходы на гражданскую науку составляют 0,33 процента ВВП, в то время как европейский уровень предполагает 3-4 процента ВВП.

Заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Юрий Зеленский уверен, что далеко не финансовая составляющая тормозит развитие инноваций. «Бизнес в инновационной сфере - это высший пилотаж, для которого пока, к сожалению, нет четкой и ясной программы подготовки кадров и соответствующей мотивации, - сказал он. - Проблема в отсутствии опытных, хорошо мотивированных внедренцев, грамотных предпринимателей, которые в состоянии организовать проект и довести его до конкретной реализации. Для банков они очень желанны, потому что это будут первоклассные ссудозаемщики. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей. Необходимо создать условия для расширения участия банков в финансировании инвестиционной деятельности предприятий. На это должна быть нацелена денежно-кредитная политика».

Исполнительный вице-президент РСПП Андрей Свинаренко высказался за скорейшее радикальное - до 10 процентов - снижение налога на добавленную стоимость и предоставление налоговых каникул по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для вновь создаваемых перерабатывающих производств. Уже в 2008 году целесообразно принять решение по совершенствованию амортизационной политики в части увеличения размера амортизационной премии с 10 до 30 процентов, сокращения сроков полезного использования оборудования. Необходимо также реформирование ЕСН и НДФЛ, налога на прибыль и НДС в части развития механизмов софинансирования расходов на профессиональное образование, включая затраты, связанные с оплатой договоров с учебными заведениями по подготовке кадров.

Руководитель департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки Александр Хлунов выразил надежду, что Государственная Дума уже в весеннюю сессию 2008 года примет внесенные Правительством законопроекты о патентных поверенных и о передаче технологий.

По словам члена президиума РАН, директора Института проблем химической физики РАН Сергея Алдошина, необходимо законодательно определить конкретные механизмы и процедуры вовлечения государственного сектора науки в инновационную экономику.

По итогам обсуждения будут подготовлены рекомендации Правительству, Федеральному Собранию, органам власти субъектов Федерации.



По материалам Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы РФ