Институциональный аспект Цыганов Андрей Геннадьевич, заместитель Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, к.э.н. В экономической теории достаточно широко распространен классический подход к определению понятий предприниматель и предпринимательство, когда предпринимательская деятельность понимается как нахождение уникального сочетания факторов производства, которое позволяет получать новый результат экономической деятельности. Такое определение предпринимательства подчеркивает инновационную сущность этого явления, его ориентацию на нововведения. Вместе с тем, применительно к тематике данной статьи и данного издания, следует сосредоточиться на той предпринимательской деятельности, которая непосредственно связана с разработкой и применением научно-технических нововведений. В данном контексте можно рассматривать инновационные предприятия как предприятия, участвующие в процессе, направленном на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый и практической деятельности. Собственно же, инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (продуктовая инновация), или в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (процессная инновация). Частное предпринимательство в инновационной сфере фактически начато развиваться во второй половине 80-х годов. Этап становления инновационного бизнеса в России завершился к концу 90-х годов. К этому времени число активно работающих малых инновационных предприятий стабилизировалось. Следует отметить, что основная масса возникших в этот период инновационных предприятий была создана для реализации инновационного потенциала, заделы для которого были сформированы еще в советский период на государственных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. С созданием этих предприятий связывались надежды на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок, в первую очередь в машиностроении, химической промышленности, некоторых других областях высоких технологий, в том числе конверсионных. Характерно, что в начальный период еще фактически отсутствовала инфраструктура поддержки малого бизнеса в том достаточно разветвленном виде, в котором она существует сегодня. Поэтому созданные тогда предприятия практически не имели серьезной институциональной опоры для реализации инновационных проектов. Часть из них сами создавали такую опору, прибегнув к коммерческой деятельности, как источнику последующих инвестиций в высокорисковую инновационную деятельность с достаточно длительным сроком окупаемости вложенных средств. Какой-то части повезло найти стороннего инвестора, еще испытывавшего иллюзии относительно возможности быстро ком-мерциализовать научный потенциал. В последующем, по мере формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (например, в виде технопарков при крупных высших учебных заведениях) возникла вторая волна инновационных предприятий, однако ее отраслевой потенциал уже был сильно смещен в сторону телекоммуникаций и информационных технологий. Инновационная деятельность в России характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при значительном научно-техническом потенциале. В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют около 6,2 % промышленных предприятий (по данным экспертных оценок). Из данных государственной статистики следует, что только пять отраслей имеют значения данного показателя, превышающие среднюю по промышленности величину. Это медицинская промышленность (17,3%), химическая и нефтехимическая промышленность (17,3%), черная металлургия (10,5%), машиностроение и металлообработка (7,9%) и топливная промышленность (3,5%). По этому показателю Россия существенно отстает от ведущих стран мира, где на долю новых или усовершенствованных технологий, содержащих новые научные решения, приходится от 70 до 85 процентов валового внутреннего продукта. Несмотря на то, что статистика в последние годы не отмечает роста количества малых предприятий и численности занятых в малом бизнесе в производственной и научно-технической сферах, малое предпринимательство в этих отраслях занимает свою нишу, удовлетворяя потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги. Динамика развития малого предпринимательства показывает, что обеспечение роста производства и наращивание производственного и научного потенциала невозможно без привлечения необходимых инвестиций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности, государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль. Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том чтобы, с одной стороны, сохранить накопленный научно-технологический потенциал и, с другой стороны, развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы. Особенность текущей ситуации состоит в наличии научно-производственной базы, значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в связи с отсутствием собственных средств у предприятий, ограниченностью централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств, низким спросом на научно-техническую продукцию. Настоящий период является периодом закрепления позитивных тенденций в направлении интенсивного использования предпринимательского потенциала в промышленности и науке, путем создания гибких организационных структур предприятий и активного использования инновационного потенциала малого предпринимательства. Малые технологические фирмы занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют роль интерфейса между наукой, производством и рынком, сканируют рынок, поставляют заказы на рыпочно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства возвращаются повышением занятости и увеличением сбора налогов. С начала 1990-х в России стали появляться такие важные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как агентства развития предпринимательства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологические центры. Позднее развитие сети подобных объектов инфраструктуры стало непременным элементом всех государственных программ поддержки малого предпринимательства, как федеральных, так и подавляющего большинства региональных. Согласно сложившейся классификации, технопарки, также как и бизнес-инкубаторы, относятся к элементам инфраструктуры, обеспечивающим комплексную поддержку малого предпринимательства. При этом, если бизнес-инкубаторы ассоциируются прежде всего с поддержкой малого бизнеса вообще, то технопарки, в первую очередь, — инновационного. Первые бизнес-инкубаторы возникли еще в начале 90-х годов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Они облегчают начальные стадии развития новых предприятий, представляя им физическое пространство для работы, помещения и сооружения на основе совместного пользования, доступ к большому набору услуг и хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки. Последний включает постоянную помощь в управлении предприятием, доступ к финансированию, предоставление существенных ценовых льгот, специализированные программы обучения и пр. Подразумевается, что нахождение в бизнес-инкубаторе рассчитано только на несколько первых лет (обычно 2-3 года), достаточных для становления малого предприятия. Таким образом, основная цель программ бизнес-инкубирования — производство успешных "выпускников". В 1997 году по инициативе 22-х действующих бизнес-инкубаторов и организаций, содействующих поддержке и развитию малого предпринимательства, было учреждено "Национальное содружество биз-иес-иикубаторов" (НСБИ) с целью координации и управления процессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. Предполагалось наладить тиражирование опыта создания и успешного развития региональных бизнес-инкубаторов. Сегодня основными направлениями деятельности НСБИ являются такие, как: - обеспечение поддержки уже действующих и начинающих свою деятельность бизнес-инкубаторов с помощью передачи обобщенного и систематизированного опыта по организации и деятельности наиболее успешных российских и зарубежных объектов инфраструктуры; - организация обучения и методическая поддержка; содействие в финансировании; - формирование информационной базы для обеспечения активного взаимодействия региональных бизнес-инкубаторов и обслуживаемых ими предприятий, а также оказание консультационных, юридических и организационных услуг и проведение аналитических исследований. В конце 90-х годов в рамках НСБИ было проведено маркетинго вое исследование работы основных российских инкубаторов малого бизнеса. На основании проведен-ных исследований была выявлена "усредненная" функциональная мо-дель российского бизнес-инкубатора, которая характеризуется следующим : - - по значимости основные функции в деятельности бизнес-инкубаторов были оценены так: 43% — сервисное обслуживание, 24% — учебно-методическое, 17% — финансовое и 16% — психологическая поддержка; - среди клиентов бизнес-инкубаторов большинство составляют производственные предприятия (38%) и предприятия сферы услуг (23%), далее идут научно-технические компании (15%), торговые (14%), строительные (3%) и другие (7%); - среди обследованных бизнес-инкубаторов 61,5% составили инкубаторы универсального типа, а 38,5% имели определенную отраслевую или социальную специфику (производство товаров и услуг, социально-значимые программы, радиоприборостроение и т.д.). 72,7% опрошенных показали, что предельный срок нахождения предприятий в бизнес-инкубаторе устанавливается, а 27,3% предпочитают не вводить ограничений по срокам. При этом согласно результатам опроса более 45% тех, кто ограничивает время пребывания предприятий периодом их становления, добиваются этого путем понуждения — увеличением размера арендных платежей. Сегодня НСБИ, по данным информационного сайта содружества, объединяет уже 85 бизнес-инкубаторов из различных регионов России. Технопарки по смыслу своей основной деятельности сильно напоминают бизнес-инкубаторы, но создаваемые на базе вузов, как правило, в крупных университетских центрах для использования научного потенциала и коммерциализации разрабатываемых технологий путем создания и развития размещаемых на территории технопарка малых инновационных предприятий. Создание технопарков и поддержка их деятельности требуют значительных стартовых ресурсов, именно поэтому не все из созданных в 90-х годах технопарков сегодня одинаково эффективно функционируют. Если бизнес-инкубаторы формировались в основном под патронажем федеральных и региональных администраций в рамках государственных программ поддержки малого бизнеса, то технопарки начали создаваться при поддержке Миннауки России при крупных институтах РАН и высшей школе. Причем, как отмечалось выше, начало этого движения следует отнести к деятельности первых научно-технических центров творчества молодежи, то есть раньше, чем были развернуты основные программы поддержки малого бизнеса. Не удивительно поэтому, что Ассоциация "Технопарк" возникла еще в 1990 г. для координации деятельности по созданию и развитию технопарков, разработки научно-методического и информационного обеспечения формирования технопарков в России, подготовки для них специалистов. Сегодня ассоциация "Технопарк" объединяет свыше 90 российских и зарубежных членов. Одним из приоритетных направлений ее деятельности является подготовка кадров для технопарков, инкубаторов бизнеса, малых инновационных предприятий и фирм. Большая помощь в области подготовки кадров была оказана зарубежными партнерами Ассоциации из Великобритании, США, Канады, Германии и т.д. Другим направлением деятельности Ассоциации "Технопарк" является разработка научно-методических основ создания, функционирования и управления технопарками. Ассоциацией, с учетом мирового опыта, была сформулирована и отработана на практике концепция создаттия технопарковых и иных инновационных структур на территории России и в странах СНГ. В настоящее время в 25 регионах Российской Федерации действует свыше 50 технопарков, 25-30% из них — это стабильно функционирующие структуры. Учредителями российских технопарков являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации. Суммарно в технопарках России размещено около 1000 малых инновационных предприятий; действует около 150 малых предприятий сервисного назначения; организовано более 10000 новых рабочих мест. Следует отметить, что бизнес-инкубаторы и технопарки существуют не только в чистом виде. Часто, в зависимости от особенностей конкретного региона, специфики возлагаемых задач, характера партнерских отношений и т.д., создаваемая структура обладает набором признаков, присущих различным структурам поддержки. Бизнес-инкубаторы, например, могут существовать в структуре технопарков. Кроме того, в своей эволюции, структура, первоначально созданная как бизнес-инкубатор, со временем за счет расширения партнерских отношений может выполнять функции, присущие инновационным центрам, промышленным паркам или каким-то иным элементам инфраструктуры. Именно так происходил процесс развития инфраструктуры в России, когда структуры поддержки, созданные первоначально как, например, учебно-деловые центры в рамках совместных проектов с зарубежными партнерами, смогли продемонстрировать высокий рыночный потенциал и качество команды менеджеров. На следующих этапах, например, в рамках реализации федеральных и региональных программ создания инфраструктуры поддержки, именно эти факторы стали определяющими для того, чтобы на базе этих центров формировались новые структуры — агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки и центры поддержки инноваций и так далее. Таким образом, и бизнес-инкубаторы, и технопарки являют собой лишь часть достаточно разветвленной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В области поддержки инновационной активности малого бизнеса помимо них большую роль играют федеральные и региональные фонды, формируемые за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования и осуществляющие отбор и финансирование на возвратной основе инновационных проектов. Крупнейшими из них являются Российский фонд технологического развития (РФТР) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданные по инициативе и при непосредственном участии Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в начале 90-х годов. Для формирования национальной инновационной системы, поддержки малых предприятий осуществляется реализация нового этапа Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере (на 2001-2003 годы). Первая программа реализовывалась в период с 1999 по 2000 гг. За прошедшее с начала действия Программы время, при долевом участии средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств, в 24 регионах России создано 50 инновационно-технологических центров, в которые входят сотни малых технологических предприятий. При этом в 8 регионах России, обладающих высоким научно-технологическим потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Зеленоград, Нижний Новгород Владимир), создано 18 федеральных инновационно-технологических центров, в которых разместилось около 400 малых технологических предприятий с общей численностью работающих около 7 тыс. человек. Работа этих центров содействует эффективной реализации имеющегося в регионах интеллектуального продукта в конкурентоспособные товары, стимулирует реальное инвестирование российского частного капитала в инновационную деятельность, способствует повышению экспортного потенциала отечественной высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Инновационный процесс ускоряется в 2-3 раза и примерно в 2 раза сокращаются затраты на инновации; возрастает годовой объем реализации продукции на одного работающего (на 40-80 процентов ); возрастает эффективность использования ресурсов. Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации создается многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно — технической сфере России. В рамках этой системы уже прошли обучение и переподготовку сотни специалистов малых инновационных предприятий. Важным звеном этой системы является Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, имеющий 12 своих филиалов в регионах Российской Федерации. Одной из актуальных задач является создание условий, при которых действующие инновационные структуры могли бы решать задачи регионального и федерального уровня по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Ее решение возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства. Продолжается развитие поддержки малых инновационных предприятий в области маркетинга и рекламы путем стимулирования и поддержки систематически организуемых инновационных выставок-ярмарок, на которых малые предприятия инновационной сферы из различных регионов России получают возможности не только реализовать конкретные разработки, но и обменяться опытом, найти контрагентов. Решению этой проблемы способствует также введение в опытную эксплуатацию первой очереди системы информационного обеспечения инновационно-технологических центров. Создан электронный банк данных инновационных проектов, рекомендованных экспертизой к реализации. В сети "Интернет" открыт информационно-консультационный центр по вопросам коммерциализации технологий, включая правовые аспекты, охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности. Решению этой проблемы способствует также введение в опытную эксплуатацию первой очереди системы информационного обеспечения инновационно-технологических центров. Создан электронный банк данных инновационных проектов, рекомендованных экспертизой к реализации. В сети "Интернет" открыт информационно-консультационный центр по вопросам коммерциализации технологий, включая правовые аспекты, охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности.и научно-технической сферах. Решение задачи развития конкурентоспособного технологического потенциала страны требует привлечения внебюджетных финансовых ресурсов на цели разработки и реализации наукоемких инновационных проектов, и том числе в форме венчурного инвестирования, эффективность которого подтверждена мировой практикой. В этой связи необходимо отмстить активную деятельность Венчурного инвестиционного фонда, созданного под эгидой Минпромнауки России, а также Российской ассоциации венчурного инвестирования, объединяющей основные институты, действующие на данном рынке. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в России созданы практически все необходимые базовые элементы поддержки инновационного предпринимательства, которые в совокупности способны оказать содействие малым инновационным предприятиям в их становлении и деятельности. Вместе с тем значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства, в том числе и в сфере инновационной деятельности: - несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малогопредпринимательства; - отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; - несовершенство системы налогообложения; - недобросовестная конкуренция; - несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства; - неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий; - проблемы кадрового обеспечения подготовки специалистовдля малого предпринимательства; - административные барьеры; - доступ к федеральному и муниципальному имуществу. Инновационная деятельность является одним из факторов повышения эффективности российской экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслей и реформирования предприятий. Повышение инновационной активности малых предприятий производственной сферы, способствующих сохранению и приумножению научно-технического потенциала страны, становится одним из важнейших направлений экономической стратегии, что нашло отражение в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренной Государственным советом Российской Федерации в декабре 2001 г. В статье использованы материалы Российского обозрения малых и средних предприятий, подготовленного в 2002 г. Ресурсным центром малого предпринимательства (www.rcsme.ru) в рамках проекта Тасис по заказу МАП России. |