Алгоритмы перемен

Из доклада главного ученого секретаря Президиума РАН академика Валерия Костюка

Работа президиума. В центре внимания Президиума РАН в отчетном году были вопросы реализации Основ политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Среди наиболее важных из них - совершенствование законодательной базы науки, включая уточнение правового статуса, оптимизацию структуры академии, развитие инновационной деятельности РАН, подготовку научных кадров, развитие международного сотрудничества. Всего в 2004 году по этим и другим вопросам было проведено 31 заседание президиума.

В минувшем году Российской академией наук представлены в различные властные структуры замечания и предложения по проектам таких документов, как: “Основы политики РФ в области национальной инновационной системы на период до 2010 года”, “Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки”, доклад “О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки”. Этот вопрос будет в ближайшие дни рассматриваться на заседании Правительства Российской Федерации.

Повышение эффективности деятельности государственного сектора науки отнесено в программных документах государственной политики в области развития науки и технологий к числу ключевых факторов и условий, обеспечивающих переход страны на инновационный путь развития, реализацию системы национальных целей и приоритетов, рост ее конкурентоспособности.

Заметим, что обсуждение указанных документов, особенно Концепции, вызвало весьма неоднозначную реакцию научной общественности. Президиуму РАН пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы внести в этот документ целый ряд существенных поправок.

По нашему мнению, решение проблем развития науки России необходимо искать в области повышения заинтересованности реального сектора экономики в движении по инновационному пути развития. Тяжелое положение российской науки является результатом прежде всего внешних по отношению к науке факторов: катастрофического падения в реальном измерении размеров государственного финансирования при почти полном свертывании спроса со стороны производственного сектора.

Статистика свидетельствует, что темпы роста затрат на технологические инновации в промышленности России за последние годы снижаются. Это и должно бы вызывать озабоченность. Без серьезного анализа ситуации в экономике странными выглядят упреки в адрес российской науки о ее низкой эффективности.

Сравнительный анализ, выполненный академиком Макаровым и доктором экономических наук Варшавским, свидетельствует об обратном. Например, о том, что затраты на одну статью и на одну патентную заявку в России почти в три раза меньше, чем в США. При этом добавленная стоимость продукции высокотехнологичных отраслей к затратам на НИОКР и чистые поступления от экспорта технологий к затратам на НИОКР практически находятся на одном уровне. И это в условиях, когда затраты на НИОКР в России в два раза ниже даже в процентах к ВВП, а реально - ниже во много раз. Как говорится, комментарии излишни. Вывод очевиден для любого непредвзятого исследователя.

К сожалению, в последнее время основные усилия органов управления направляются лишь на структурные реорганизации в самой сфере науки. Президиум академии не мог соглашаться со всеми предлагавшимися структурными новациями. Мы считаем, что наши оппоненты смещают акценты в предлагаемых преобразованиях на формальные моменты и пытаются найти источники развития лишь в самой сфере науки.

Наука не может развиваться в отрыве от экономики страны, тем более в условиях, когда ставится задача построения экономики, основанной на знаниях.

Большое внимание в своей работе президиум уделял решению проблем правового обеспечения деятельности академии, взаимодействию с законодательными органами страны.

Для подготовки предложений по вопросам правового обеспечения науки, образования и инновационной деятельности в январе текущего года при Президиуме РАН организована рабочая группа во главе с вице-президентом РАН академиком А.Д.Некипеловым. Задачей рабочей группы является также осуществление экспертизы нормативных правовых актов, поступающих от Правительства Российской Федерации и Минобр-науки России.

В соответствии с поручением Президента России Академия наук совместно с Минобрнауки России подготовила предложения по уточнению правового положения и нормативно-правовой базы Российской академии наук, ее научных организаций и учреждений. Предложения содержат рекомендации по вопросам - о порядке утверждения устава, нормативном правовом обеспечении интеграции науки и образования и др.

Благодаря активной позиции РАН удалось на время отложить распространение на академию ряда налогов, которые могут существенно повлиять на деятельность ее институтов. Речь идет о налогах на имущество, на земельные участки, находящиеся под зданиями и сооружениями, используемыми для проведения научных исследований. К сожалению, действие существующих льгот прекращается с 1 января 2006 года, а механизмы компенсации до настоящего времени не выработаны. Эта проблема требует большой дополнительной проработки.

В 2004 году академией подготовлены и направлены в соответствующие адреса материалы по 120 документам, касающимся выполнения поручений Президента Российской Федерации, а также предложений и замечаний по проектам указов и распоряжений Президента РФ. В адрес Российской академии наук Президентом РФ, палатами Федерального собрания РФ и их комитетами, Правительством РФ, министерствами и ведомствами было направлено около 1750 документов, содержащих конкретные вопросы и поручения по основным проблемам научно-технического прогресса и развитию науки.

Реструктуризация. В 2004 году была проведена комплексная проверка 68 институтов РАН. Принят ряд постановлений по реорганизации сети учреждений РАН. В соответствии с постановлением Президиума РАН от 9 декабря 2003 года реорганизовано 46 научных организаций РАН, из них: в Центральной части РАН - 30, в Дальневосточном отделении РАН - 4, в Сибирском отделении РАН - 12.

В это же время создано 6 научных организаций РАН, из них: в Центральной части РАН - 3, в Дальневосточном отделении РАН - 3. В целях упорядочения деятельности научных организаций, повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований 3 научных учреждения переведены в состав отделений, соответствующих их направлению деятельности. В связи с работой, проводимой по совершенствованию сети и структуры институтов, переименованы 4 института и утверждены новые уточненные направления фундаментальных исследований 15 институтам. Ликвидированы 14 организаций и предприятий научного обслуживания и социальной сферы РАН.

В конце 2004 года начался второй этап реструктуризации. Комиссией Президиума РАН по совершенствованию структуры РАН разработан проект Программы модернизации академического сектора науки. По этому вопросу мы заслушаем специальный доклад вице-президента академика В.В.Козлова - руководителя комиссии.

Научные кадры. На 1 января 2005 года общая численность работающих в научных организациях РАН составила более 113 тысяч человек, среди которых почти 50 процентов - научные сотрудники. 65 процентов из них имеют ученые степени.

Численность членов РАН составила 1211 человек, в том числе 493 академика и 718 членов-корреспондентов РАН. Из этого числа 119 академиков и 248 членов-корреспондентов РАН работают вне системы научных организаций академии.

Отрадно отметить, что в минувшем году по сравнению с предыдущим на работу в РАН было принято на 21,5 процента больше выпускников вузов, а на штатные должности в научные организации РАН - около тысячи выпускников аспирантуры. Практически все аспиранты в возрасте до 35 лет. Более половины молодых специалистов осталось работать в научных организациях РАН, а 40,8 процента из них поступили в аспирантуру с отрывом от производства.

Вместе с тем возрастная проблема кадров академии по-прежнему сохраняется.

Подготовка научных кадров. Численность аспирантов в научных организациях РАН на 1 января 2005 года выросла на 5 процентов и составила более 8,5 тысячи человек. К научному руководству деятельностью аспирантов привлечены около 5 тысяч человек, из них 3,4 тысячи - доктора наук, в том числе 352 - члена академии.

В отчетном году из докторантуры выпущено 69 человек, из них с защитой или представлением к защите докторских диссертаций - 36.

Интеграция науки и образования. Организации РАН принимали активное участие в усилении взаимодействия фундаментальной науки с высшей школой в рамках Федеральной целевой программы “Интеграция высшего образования и науки на 2002-2006 годы”. В рамках этой программы в 2004 году осуществлялись проекты по четырем направлениям:

обеспечение развития новых интегрированных форм научно-образовательной и инновационной деятельности;
привлечение талантливой молодежи в сферу науки;
развитие информационных технологий на основе единых баз знаний и улучшение материально-технического обеспечения науки и высшего образования.
Финансирование мероприятий программы в 2004 году было предусмотрено в объеме 255 млн рублей, в том числе 193 млн - на проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Академии как одному из государственных заказчиков в 2004 году было выделено 5,5 млн рублей для заключения контрактов с 5 институтами РАН.

Всего в реализации мероприятий программы приняли участие 81 организация Центральной части РАН, 47 организаций региональных отделений с общим объемом финансирования по линии Минобрнауки России в 40 млн рублей.

Проблема взаимодействия науки и образования рассматривалась на заседании Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации. Президентом России дано поручение о внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов, обеспечивающих создание интегрированных научно-образовательных структур. Эту работу предполагается закончить уже в июне 2005 года.

Хотя эта проблема имеет самое прямое отношение к повышению эффективности государственного сектора науки, она не нашла своего отражения в документах Минобрнауки, представленных на рассмотрение правительства. Отмечу, кстати, что план деятельности по повышению эффективности, предложенный министерством, сводится лишь к подготовке большого количества докладов в правительство.

В поле зрения академии находится и работа со средней школой. Этот вопрос также обсуждался на заседании Президиума РАН. В частности, по поручению Президента России В.В.Путина академия подготовила предложения по улучшению положения дел с учебниками для средней школы, совместно с РАО начата реализация проекта по созданию нового поколения школьных учебников. По этим направлениям активно работает Комиссия Президиума РАН по образованию, которую возглавляет академик В.А.Садовничий.

Взаимодействие академии с высшей школой осуществляется в различных формах: от чтения специализированных курсов лекций до проведения совместных исследований. Широко практикуется создание базовых кафедр вузов в научных учреждениях РАН, а также стажировки молодых ученых в ведущих научных организациях.

Финансирование академии. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2004 год” Российская академия наук совместно с региональными отделениями профинансирована по всем видам расходов в объеме 18 млрд 647 млн рублей, что составило рост к 2003 году 17,4 процента. При этом финансирование фундаментальных исследований возросло на 19,1 процента.

Кроме бюджетного финансирования учреждения РАН и ее региональные отделения получили значительные суммы от предпринимательской деятельности, разрешенной их уставами, а также от иных поступлений. Помимо сметного финансирования общая сумма поступлений из других источников составила более 14 млн рублей. Из них от предпринимательской деятельности более 10 млн, что на 33,2 процента больше, чем в предыдущем году.

Отметим здесь заметный рост этого дополнительного финансирования за счет участия институтов РАН в конкурсах. По линии Минобрнауки России это финансирование в 2004 году возросло почти на 50 процентов, по РГНФ на 54 процента и по РФФИ на 28 процентов.

Здесь, к сожалению, следует отметить, что в результате проведенной административной реформы управление Федеральной целевой программой “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники” было передано в Федеральное агентство по науке и инновациям. Следствием таких изменений стало то, что уже в этом году в рамках программы не предусмотрены средства на проведение фундаментальных исследований. А это значит, что многие научные институты, в том числе и академические, лишились дополнительных средств на осуществление своей основной деятельности. Кроме того, неоправданно затянулся процесс проведения конкурсов, что существенно затрудняет планирование работ в академических институтах.

Прирост средств федерального бюджета на 2004 год прежде всего был направлен на обеспечение программ фундаментальных исследований по приоритетным для государства направлениям науки. Так, финансирование программ Президиума РАН в 2004 году возросло на 44 процента, а программ отделений РАН - на 20 процентов.

Месячная среднегодовая заработная плата в 2004 году в научных учреждениях РАН составила: по Центральной части - 6836,0 рублей (возросла на 18,7 процента), УрО РАН - 6940,8 рублей (30,3 процента), СО РАН - 7158,0 рублей (38,8 процента) и ДвО РАН - 6800,0 рублей (58,1 процента).

Ежегодно приходится, к сожалению, констатировать, что существующая в бюджетной сфере Российской Федерации система оплаты труда на основе Единой тарифной сетки не отвечает потребностям научных учреждений академии. Предложения по изменению системы оплаты труда сотрудников академии были разработаны и одобрены Президиумом РАН. В ходе исполнения бюджета в 2005 году этот вопрос должен решаться в общем комплексе мер по реструктуризации сети учреждений РАН.

Бюджетное финансирование гражданской науки страны в 2005 году возросло на 21,2 процента, а финансирование РАН по основному виду деятельности на 22 процента.

Заметим при этом, что увеличение бюджетов РФФИ и РГНФ произошло почти на 40 процентов. По нашему мнению, это не совсем верно. Фонды создавались для поддержки инициативных проектов, выполняемых либо отдельными учеными, либо небольшими группами ученых. Отсюда и условие по стоимости проекта. Фонды не могут быть альтернативным источником финансирования крупных фундаментальных исследований. По нашему мнению, доля фондов в бюджете науки не должна превышать установленную законом. Но, разумеется, в абсолютных значениях эти суммы должны ежегодно увеличиваться.

Инновационная деятельность. Для проведения согласованной политики в области инноваций президиум поддержал решение Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров академии о создании ассоциации инновационных центров РАН.

Успешно развиваются центры трансфера технологий в Черноголовке, Новосибирске и Екатеринбурге, созданные в рамках программы министерства по поддержке развития инновационной структуры. Институты РАН приняли активное участие и добились значительных успехов в конкурсе по программе “Старт” Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника).

Закончена работа по подготовке проекта ЕС ТАСИС “Наука и коммерциализация технологий”, направленного на усиление инновационного сектора РАН, развитие инфраструктуры, подготовку кадров и коммерциализацию результатов исследований. Завершился тендер, и начата реализация проекта.

Продолжены работы по выполнению инновационных проектов государственного значения.

Однако отсутствие соответствующей нормативной правовой базы в области собственно инновационной деятельности и нерешенные вопросы в сфере права на интеллектуальную собственность являются сдерживающим фактором.

Капитальное строительство Российской академии наук и ее региональных отделений осуществлялось в соответствии с федеральной инвестиционной программой, а также за счет внебюджетных источников финансирования. Объем государственных капитальных вложений возрос на 15 процентов и составил в 2004 году 903 млн рублей. В том числе - 132,5 млн рублей на программу “Жилище”. Капитальные вложения были профинансированы и освоены в полном объеме. Последние годы наблюдается устойчивый рост в освоении капитальных вложений как в целом по РАН, так и по всем ее региональным отделениям.

В соответствии с адресной инвестиционной программой осуществлялось финансирование 37 объектов научного и научно-вспомогательного назначения. При этом значительная часть средств была сосредоточена на стройках, имеющих высокую степень готовности, что позволило завершить строительство и ввести в действие значительное количество объектов.

В рамках выполнения программы “Жилище” в порядке строительства, долевого участия в строительстве жилья и покупки жилья на рынке получено 218 квартир общей площадью в 15 тысяч кв. м. в Москве, Пущине, Саратове, Апатитах, Петрозаводске, Уфе, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Элисте и других городах. Кроме того, на основании инвестиционных договоров и привлечения внебюджетных средств частично профинансировано строительство жилых домов и долевое участие в строительстве в Москве, Троицке, Черноголовке, Гатчине и ряде других городов.

Материально-техническое снабжение институтов РАН в основном осуществлялось предприятиями академии “Академснаб” и “Академинторг”.

Институты академии, ее региональные отделения и научные центры обеспечивались импортными приборами, оборудованием, запасными частями, материалами и иностранной научной литературой. Поставка продукции производилась, как правило, на льготных условиях. Оказывались транспортно-складские услуги организациям РАН по получению, складированию и отправке транзитных грузов через Москву.

Только по разделу “Международная деятельность” были приобретены научное оборудование и приборы на сумму около 700 млн рублей. В том числе: более 500 млн - для институтов и научных центров Центральной части, более 130 млн - для институтов Сибирского отделения и около 50 млн рублей - для институтов Уральского отделения РАН.

Несмотря на ежегодное улучшение оснащения институтов академии научными приборами и современным оборудованием, положение материальной базы институтов остается неудовлетворительным. По-прежнему более 50 процентов лабораторного оборудования институтов превышает 10-летний “возраст” и лишь около 50 процентов вычислительной техники имеет двухлетний срок. По просьбе РАН Правительство Российской Федерации выделило на эти цели 1,5 млрд рублей.

Вместе с тем для переоснащения академических институтов современным научным оборудованием требуется принятие на 5 лет специальной инвестиционной программы развития приборной базы РАН с объемом финансирования не менее 3 млрд рублей в год. По имеющимся оценкам реализация такой программы позволит уменьшить “средний возраст оборудования” до порогового значения, равного 8 годам. Такой показатель принят в развитых странах.

Международные научные связи. Российская академия наук осуществляла сотрудничество с научными организациями 59 стран на основе 104 двусторонних межакадемических и 6 межправительственных соглашений. В отчетном году только в рамках этих соглашений за рубеж выезжали 1200 ученых и специалистов академии. Российской академией наук было принято около 700 зарубежных ученых, не считая многих сотен обменных визитов по межинститутским научным связям.

Российская академия провела на территории России 237 международных конгрессов, симпозиумов, конференций, в которых приняли участие примерно 4000 иностранных ученых.

К началу 2005 года в Управлении внешних сношений РАН зарегистрированы и внесены в компьютерную базу данных 1153 (на начало 2004-го - было 1037) международных договора, соглашения, контракта и гранта, подписанных с научными организациями 70 стран на уровне РАН, отделений, институтов, лабораторий.

/Поиск, www.poisknews.ru, 24.05.2005/