ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Челябинской области от 16.04.2009 № 68-П "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2010 ГОДЫ" (вместе с "ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2010 ГОДЫ") Официальная публикация в СМИ: "Южноуральская панорама", № 8, 28.04.2009 (спецвыпуск) Вступил в силу с 16 апреля 2009 года (пункт 5 данного документа). ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 апреля 2009 г. № 68-П Об областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2009 - 2010 годы В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2009 - 2010 годы. 2. Предложить Законодательному Собранию Челябинской области признать утратившим силу постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 23.08.2007 № 774 "О принятии областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2008 - 2010 годы" (Южноуральская панорама, 11 ноября 2007 г., № 185). 3. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации. 4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Клепова Ю.В. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель Правительства Челябинской области П.И.СУМИН Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 16 апреля 2009 г. № 68-П ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2010 ГОДЫ ПАСПОРТ областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2009 - 2010 годы Наименование - областная целевая программа "Развитие инновационной Программы деятельности в Челябинской области" на 2009 - 2010 годы (далее именуется - Программа) Основание и - Бюджетный кодекс Российской Федерации; дата принятия Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ решения о "О науке и государственной научно-технической политике"; разработке Закон Челябинской области от 26.05.2005 г. № 383-ЗО Программы "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области"; постановление Правительства Челябинской области от 22.11.2007 г. № 256-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" Государственный - Правительство Челябинской области заказчик Программы Государственный - Министерство экономического развития Челябинской области заказчик - координатор Программы Разработчик - Министерство экономического развития Челябинской области Программы Цель Программы - создание благоприятных условий для динамичного развития инновационной деятельности как приоритетного направления социально-экономического развития Челябинской области Задачи - обеспечение эффективности работы инновационной Программы инфраструктуры; совершенствование механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере; развитие интеграции научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач предприятий реального сектора экономики Челябинской области; создание условий для внедрения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот; создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере; создание новых рабочих мест в инновационной сфере Перечень - разработка и совершенствование нормативных правовых основных актов, регулирующих инновационную деятельность; мероприятий развитие инновационной инфраструктуры; Программы информационная поддержка инновационной деятельности, повышение уровня инновационной культуры; финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности; развитие кадрового потенциала в инновационной сфере; продвижение инноваций на международный, межрегиональный и областной рынки Основные - Министерство экономического развития Челябинской исполнители области; мероприятий Министерство финансов Челябинской области; Программы Министерство образования и науки Челябинской области; Сроки и этапы - 2009 - 2010 годы: реализации I этап - 2009 год; Программы II этап - 2010 год Объемы и - средства областного бюджета - 25014 тыс. рублей, источники в том числе: финансирования 2009 год - 20000 тыс. рублей; Программы 2010 год - 5014 тыс. рублей Ожидаемые - развитие региональной инновационной инфраструктуры, конечные способствующей внедрению перспективных инноваций в результаты серийное производство; реализации создание ежегодно не менее 10 единиц передовых Программы производственных технологий; внедрение ежегодно не менее 350 единиц передовых производственных технологий; создание ежегодно не менее 20 новых инновационных предприятий; подготовка не менее 60 менеджеров для коммерциализации и продвижения инновационной продукции на межрегиональные и международные рынки; создание ежегодно не менее 200 новых рабочих мест на предприятиях инновационной сферы Система - контроль за исполнением Программы осуществляет контроля за Правительство Челябинской области исполнением Программы Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ 1. Основными направлениями реализации Концепции социально-экономического развития Челябинской области до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 15.09.2005 г. № 145-П "О реализации Концепции социально-экономического развития Челябинской области до 2010 года", определены "точки ускоренного роста" экономики Челябинской области, одна из которых - повышение инвестиционной привлекательности, развитие наукоемких производств и инновационной инфраструктуры. 2. К настоящему времени развитие инновационной деятельности характеризуется следующими проблемами: 1) инновационная инфраструктура Челябинской области недостаточно адаптирована к потребностям предприятий промышленного комплекса, использующих инновации, малых инновационных предприятий, научных организаций; 2) отсутствует механизм коммерциализации и передачи передовых технологий, созданных в государственных научных организациях, организациях высшего и среднего профессионального образования, инновационным технопаркам и малым предприятиям научно-технической сферы Челябинской области; 3) недостаточно развит спрос предприятий реального сектора экономики Челябинской области на перспективные, с точки зрения коммерческого применения, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Челябинской области; 4) имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности. Указанные проблемы необходимо решать комплексно, реализуя мероприятия по разным направлениям с использованием программно-целевого подхода. 3. Настоящая Программа нацелена на решение стратегической задачи по переводу экономики Челябинской области на инновационный путь развития, поставленной в предыдущей программе, и направлена на совершенствование уже действующих и реализацию новых механизмов государственной инновационной политики Челябинской области. Комплекс предлагаемых программных мероприятий позволит: сформировать эффективную региональную инновационную систему, способствующую переводу экономики Челябинской области на инновационный путь развития; широко использовать передовые производственные технологии на предприятиях реального сектора экономики Челябинской области; обеспечить участие малых предприятий научно-технической сферы в федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых программах для реализации инновационных проектов; разработать систему коммерциализации и передачи передовых технологий, созданных в научных организациях, инновационных технопарках, организациях высшего и среднего профессионального образования Челябинской области, малых предприятиях научно-технической сферы; стимулировать спрос предприятий реального сектора экономики Челябинской области на создание и внедрение инноваций; повысить привлекательность предпринимательской деятельности в инновационной сфере, сформировать высокий уровень инновационной культуры; обеспечить формирование эффективной многоуровневой системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в инновационной сфере; использовать возможности межрегионального и международного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах для развития технологического потенциала Челябинской области; добиться повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, улучшить качество жизни населения. Глава II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 4. Целью Программы является создание благоприятных условий для динамичного развития инновационной деятельности как приоритетного направления социально-экономического развития Челябинской области. 5. Основными задачами Программы являются: 1) обеспечение эффективности работы инновационной инфраструктуры; 2) совершенствование механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере; 3) развитие интеграции научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач предприятий реального сектора экономики Челябинской области; 4) создание условий для внедрения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот; 5) создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере; 6) создание новых рабочих мест в инновационной сфере. Для успешного решения данных задач необходимо обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, научных организаций, организаций инновационной инфраструктуры, предприятий реального сектора экономики и субъектов малого предпринимательства. Глава III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 6. Реализация Программы рассчитана на 2009 - 2010 годы и предусматривает два этапа. На первом этапе реализации Программы (2009 год) основные усилия и средства будут направлены на совершенствование нормативной правовой базы в сфере инновационной деятельности, дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, создание эффективного механизма венчурного финансирования инновационных проектов. Второй этап (2010 год) предусматривает развитие комплексной системы механизмов поддержки инновационной деятельности в Челябинской области через инновационную инфраструктуру. На этом этапе начнется процесс постепенного перехода от государственной поддержки к саморегулированию региональной инновационной системы. Глава IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 7. В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям: 1) разработка и совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность; 2) развитие инновационной инфраструктуры; 3) информационная поддержка инновационной деятельности, повышение уровня инновационной культуры; 4) финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности; 5) развитие кадрового потенциала в инновационной сфере; 6) продвижение инноваций на международные, межрегиональные и областной рынки. Система основных мероприятий Программы и объемы их финансирования приведены в приложении 1 к Программе (далее именуется - Приложение 1). Глава V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 8. Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования Программы на весь период реализации составляет 25014 тыс. рублей в ценах 2008 года (таблица 2). Таблица 2 ----T---------------------------------------------T-----------------T-----¬ 9. Объемы финансирования Программы могут корректироваться с учетом возможностей областного бюджета на соответствующий год. Глава VI. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ 10. Создание и развитие некоммерческой организации "Инновационный центр Челябинской области" предусматривает предоставление субсидии в виде имущественного взноса Челябинской области в некоммерческую организацию "Инновационный центр Челябинской области" в порядке, установленном Правительством Челябинской области (пункт 3 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 1500 тыс. рублей. 11. Развитие сети инновационных технопарков предусматривает предоставление субсидий в порядке, определенном Правительством Челябинской области, на возмещение затрат, связанных с развитием аккредитованных инновационных технопарков (приобретением производственного и лабораторного оборудования, программных продуктов, арендой площадей). Объем финансирования: 2009 год - 1000 тыс. рублей. 12. Развитие сети инновационных бизнес-инкубаторов предусматривает предоставление субсидий муниципальным образованиям Челябинской области на развитие инновационных бизнес-инкубаторов (обеспечение технологическим оборудованием, средствами связи, офисной мебелью, оргтехникой, программными продуктами) в соответствии с условиями предоставления и методикой расчета, определенными в приложении 2 к Программе (пункт 5 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 2500 тыс. рублей; 2010 год - 1500 тыс. рублей. 13. Организация и проведение "круглых столов", региональных, межрегиональных и международных научно-практических конференций по актуальным проблемам развития техники и технологий, коммерциализации результатов научно-технической деятельности, в том числе по патентно-лицензионным вопросам, технологическому трансферу, презентаций перспективных инновационных проектов и научно-технических разработок организаций Челябинской области предусматривают финансирование расходов, связанных с арендой помещений, оплатой услуг для проведения данных мероприятий и транспортных расходов, связанных с организацией и проведением указанных мероприятий (пункт 6 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 150 тыс. рублей. 14. Проведение областного конкурса "Лидеры инновационного бизнеса Челябинской области" предусматривает финансирование расходов, связанных с арендой и оформлением помещений, арендой оборудования, приобретением призов, подарков, цветов, дипломов победителям конкурса, приобретением канцелярских, почтовых товаров, расходных материалов, тиражированием раздаточного материала, изготовлением информационных материалов и размещением их на рекламных конструкциях, транспортных расходов в порядке, определенном Губернатором Челябинской области (пункт 7 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 300 тыс. рублей; 2010 год - 300 тыс. рублей. 15. Размещение в средствах массовой информации информационных материалов по развитию инновационной деятельности предусматривает финансирование расходов на подготовку и ежемесячную публикацию материалов в газетах и специализированных журналах, сети Интернет, подготовку и размещение аудио- и видеороликов на радио и телевидении (пункт 8 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 100 тыс. рублей; 2010 год - 100 тыс. рублей. 16. Выпуск печатной и электронной версий ежегодного информационного каталога "Инновационный потенциал Челябинской области" предусматривает финансирование расходов на подготовку материалов, макета каталога и издание 1000 печатных и электронных экземпляров (пункт 9 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 400 тыс. рублей. 17. Совершенствование и сопровождение web-сайта "Инновации Челябинской области" в сети Интернет, включающие актуализацию и модернизацию существующих и создание на его платформе новых баз данных, предусматривают финансирование расходов на совершенствование структуры сайта, актуализацию текущей информации, разработку программного обеспечения, сопровождение и продвижение сайта, оплату Интернет-ресурсов (пункт 10 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 100 тыс. рублей; 2010 год - 164 тыс. рублей. 18. Выпуск информационно-справочных пособий для субъектов инновационной деятельности, периодического издания дайджеста "Мир инноваций Челябинской области" предусматривает финансирование расходов на разработку оригинал-макетов и на ежегодное издание 6 методических и справочных пособий и ежеквартальное издание указанного дайджеста для субъектов инновационной деятельности (пункт 11 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 200 тыс. рублей. 19. Предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности, реализующим инновационные проекты, на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам кредитных организаций, лизинговых платежей по договорам лизинга, в порядке, определенном Правительством Челябинской области (пункт 12 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 200 тыс. рублей. 20. Предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности, разрабатывающим и реализующим инновационные проекты, на возмещение затрат, связанных с приобретением технологического оборудования, оплатой выполненных работ (оказанных услуг) сторонних организаций, в порядке, определенном Правительством Челябинской области (пункт 13 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 7000 тыс. рублей; 2010 год - 2000 тыс. рублей. 21. Предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности, реализующим инновационные проекты, на возмещение затрат, связанных с получением и поддержанием в силе патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, получением лицензий на использование запатентованных изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, в порядке, определенном Правительством Челябинской области (пункт 14 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 200 тыс. рублей. 22. Предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности, реализующим инновационные проекты и получившим финансирование по программе "Старт" Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, на возмещение части внебюджетных затрат, связанных с реализацией инновационных проектов, в порядке, определенном Правительством Челябинской области (пункт 15 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 3000 тыс. рублей. 23. Организация и проведение обучающих семинаров, курсов, тренингов для субъектов инновационной деятельности предусматривают финансирование расходов на аренду помещений, транспортных расходов, тиражирование раздаточного материала и оплату образовательных услуг, связанных с проведением данных мероприятий (пункт 16 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 150 тыс. рублей. 24. Организация и проведение обучения по программам переподготовки и повышения квалификации в инновационной сфере предусматривает финансирование расходов на оплату образовательных услуг, связанных с проведением профессиональной переподготовки и повышения квалификации не менее 60 сотрудников субъектов инновационной деятельности и организаций инновационной инфраструктуры (пункт 17 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 1000 тыс. рублей. 25. Организация и проведение ежегодного областного конкурса "Изобретатель Южного Урала" предусматривают финансирование расходов, связанных с арендой и оформлением помещений, арендой оборудования, оплатой услуг экспертов, приобретением призов, подарков победителям и лауреатам конкурса в порядке, определенном Губернатором Челябинской области (пункт 18 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 300 тыс. рублей; 2010 год - 150 тыс. рублей. 26. Организация и проведение ежегодного Южно-Уральского инновационного форума, областного салона инноваций и инвестиций, отраслевых научно-практических конференций, венчурных ярмарок, конкурсов по вопросам инноваций предусматривают финансирование расходов по аренде выставочных площадей, оплате регистрационных сборов и других услуг, связанных с проведением указанных мероприятий (пункт 19 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 600 тыс. рублей. 27. Предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности, реализующим инновационные проекты, на возмещение затрат, связанных с участием в выставочно-конгрессных мероприятиях (оплата регистрационных сборов, аренда выставочных площадей и выставочного оборудования, транспортные расходы), в порядке, определенном Правительством Челябинской области (пункт 20 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 500 тыс. рублей. 28. Организация выездных демонстраций инновационных проектов областной выставки "Интеллект, инновации, инвестиции" в муниципальных образованиях Челябинской области и субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, создание электронного варианта выставки предусматривают финансирование расходов, связанных с арендой помещений, транспортных расходов, расходов на тиражирование раздаточного материала, создание программного обеспечения и организационные расходы, связанные с проведением данных мероприятий (пункт 21 таблицы Приложения 1). Объем финансирования: 2009 год - 200 тыс. рублей. 29. Организация участия делегации Челябинской области во всероссийских и международных выставках, салонах, форумах и других мероприятиях предусматривает аренду выставочных площадей, регистрационный взнос, транспортные расходы, расходы на тиражирование раздаточного материала и организационные расходы, связанные с проведением данных мероприятий. Объем финансирования: 2009 год - 600 тыс. рублей; 2010 год - 800 тыс. рублей. Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 30. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство экономического развития Челябинской области, которое несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств областного бюджета, выделяемых на ее реализацию. 31. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд Челябинской области, заключаемых Министерством экономического развития Челябинской области со всеми исполнителями программных мероприятий. Исполнители мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При необходимости внесения изменений в Программу Министерство экономического развития Челябинской области организует соответствующую работу в порядке, установленном законодательством Челябинской области. 32. Министерство экономического развития Челябинской области ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование Программы из областного бюджета на очередной финансовый год, а также ведет учет затрат по программным мероприятиям. 33. Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Челябинской области. 34. Ответственные исполнители анализируют исполнение мероприятий Программы по своим направлениям деятельности и ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информируют Министерство экономического развития Челябинской области о ходе выполнения Программы. 35. Министерство экономического развития Челябинской области ежегодно, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, готовит отчеты об исполнении Программы для рассмотрения на заседаниях Правительства Челябинской области. 36. Министерство экономического развития Челябинской области организует размещение на официальных сайтах в сети Интернет информации о ходе реализации Программы, об объемах финансирования, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, оценке достижения целевых индикаторов и показателей. Процесс и результаты реализации Программы подлежат освещению в средствах массовой информации. Глава VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 37. В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие результаты: 1) развитие региональной инновационной инфраструктуры, способствующей внедрению перспективных инноваций в серийное производство; 2) создание ежегодно не менее 10 единиц новых передовых производственных технологий; 3) внедрение ежегодно не менее 350 передовых производственных технологий; 4) создание ежегодно не менее 20 новых инновационных предприятий; 5) подготовка не менее 60 менеджеров для коммерциализации и продвижения инновационной продукции на межрегиональные и международные рынки; 6) создание ежегодно не менее 200 новых рабочих мест на предприятиях инновационной сферы. 38. Эффективность реализации Программы оценивается по методике, приведенной в приложении 3. Заместитель Губернатора Челябинской области Ю.В.КЛЕПОВ Приложение 1 к областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2009 - 2010 годы Система основных мероприятий Программы и объемы их финансирования ----T------------------------T-----------------T----------T---------------¬ В графе "Исполнители" таблицы использованы следующие сокращения: Минэкономразвития - Министерство экономического развития Челябинской области; Минобрнауки - Министерство образования и науки Челябинской области. Приложение 2 к областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2009 - 2010 годы Условия предоставления и методика расчета размера субсидий муниципальным образованиям Челябинской области на развитие инновационных бизнес-инкубаторов 1. Настоящая Методика определяет механизм и условия предоставления субсидий городским округам и муниципальным районам Челябинской области из областного бюджета на развитие инновационных бизнес-инкубаторов (далее именуются - Субсидии), а также критерии отбора проектов по развитию инновационных бизнес-инкубаторов для предоставления указанных Субсидий. 2. Субсидии предоставляются в целях обеспечения инновационных бизнес-инкубаторов технологическим оборудованием, средствами связи, офисной мебелью, оргтехникой, программными продуктами. 3. Субсидии муниципальным образованиям Челябинской области на развитие инновационных бизнес-инкубаторов предоставляются при условии: 1) наличия запланированных средств в бюджете городского округа (муниципального района); 2) наличия инновационного бизнес-инкубатора, отвечающего требованиям, предъявляемым к инновационному бизнес-инкубатору, порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (далее именуются - СМПОИ), в соответствии с приложением 1 к настоящей Методике; 3) соответствия бизнес-плана развития инновационного бизнес-инкубатора установленным требованиям, в соответствии с приложением 2 к настоящей Методике; 4) долевого финансирования проекта (соотношения запрашиваемой Субсидии к размеру средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на развитие инновационных бизнес-инкубаторов); 5) увеличения в среднесрочной перспективе объема товаров (работ и услуг), производимых СМПОИ на территории муниципального образования. 4. Муниципальные образования в срок до 1 июля текущего года представляют в Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - Минэкономразвития) следующие документы по развитию инновационного бизнес-инкубатора: 1) нормативный правовой акт, подтверждающий наличие запланированных средств в бюджете городского округа (муниципального района); 2) бизнес-план развития инновационного бизнес-инкубатора с приложением календарного плана работ в соответствии с установленными требованиями (приложение 2 к настоящей Методике); 3) заявление на получение субсидии на развитие инновационного бизнес-инкубатора, подписанное главой муниципального образования Челябинской области (приложение 3 к настоящей Методике); 4) пояснительная записка (приложение 4 к настоящей Методике); 5) проекты положений: об инновационном бизнес-инкубаторе; о порядке отбора субъектов малого предпринимательства в области инноваций (далее именуются - СМПОИ) для размещения в инновационном бизнес-инкубаторе; о порядке предоставления нежилых помещений (включая существенные условия договора аренды) и оказания услуг СМПОИ в инновационном бизнес-инкубаторе (в том числе на льготных условиях); 6) заверенные нотариусом копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, передаваемые инновационному бизнес-инкубатору; 7) сводно-сметный расчет на проведение капитального или косметического ремонта объекта, отведенного под инновационный бизнес-инкубатор; 8) смета на закупку материально-технических ресурсов; 9) фотоматериалы, дающие представление о недвижимости, отведенной под инновационный бизнес-инкубатор. 5. Минэкономразвития в течение пятнадцати дней с момента получения от муниципального образования заявления о предоставлении Субсидии и документов, предусмотренных пунктом 4 настоящей Методики, проводит экспертизу представленных муниципальным образованием документов на предмет соответствия их требованиям настоящей Методики. 6. Минэкономразвития вправе отклонить от рассмотрения представленные документы, если они не отвечают целям, указанным в пункте 2 настоящей Методики, содержат недостоверные сведения, представлены по истечении срока, указанного в пункте 4 настоящей Методики, или не в полном объеме. 7. Минэкономразвития в случае соответствия представленных муниципальным образованием документов требованиям настоящего Порядка передает их на рассмотрение межведомственному координационному совету по вопросам инновационной деятельности Челябинской области (далее именуется - Совет), созданному распоряжением Правительства Челябинской области от 07.09.2004 г. № 9-рп "О создании межведомственного координационного совета по вопросам инновационной деятельности Челябинской области". 8. Совет в срок до 1 августа текущего года рассматривает представленные документы в соответствии с условиями, указанными в пункте 3 настоящей Методики, и определяет получателей Субсидии. 9. Размер Субсидий муниципальным образованиям Челябинской области на развитие инновационных бизнес-инкубаторов рассчитывается по формуле: Ni = M x k, где Ni - объем Субсидии бюджету i-го городского округа или муниципального района Челябинской области; M - объем финансирования из бюджета i-го городского округа или муниципального района Челябинской области мероприятий на развитие инновационных бизнес-инкубаторов; k = 2,3 для Златоустовского городского округа, Магнитогорского городского округа, Миасского городского округа, Челябинского городского округа; k = 4,0 для остальных городских округов и муниципальных районов Челябинской области. Предоставление Субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 - 2011 годов на реализацию Программы. 10. Решение о предоставлении Субсидии принимается большинством голосов членов Совета и оформляется протоколом. 11. Распределение Субсидии утверждается постановлением Правительства Челябинской области. 12. В соответствии с протоколом Совета муниципальное образование заключает договор с Минэкономразвития о предоставлении Субсидии. 13. Контроль за целевым использованием Субсидии осуществляет Минэкономразвития. 14. В случае нарушения условий, установленных при предоставлении Субсидии, получатели Субсидии перечисляют денежные средства на единый счет областного бюджета в течение 10 календарных дней со дня получения от Минэкономразвития требования о возврате Субсидии. Приложение 1 к условиям предоставления и методике расчета размера субсидий муниципальным образованиям Челябинской области на развитие инновационных бизнес-инкубаторов Требования, предъявляемые к инновационному бизнес-инкубатору, порядку предоставления помещений и оказанию услуг СМПОИ I. Общие положения 1. Под инновационным бизнес-инкубатором понимается организация, созданная в целях поддержки СМПОИ на ранней стадии их деятельности посредством предоставления имущества, оказания консультационных и иных услуг на льготных условиях. 2. Общая площадь нежилых помещений инновационного бизнес-инкубатора должна составлять не менее 500 кв. метров, при этом площадь, предназначенная для размещения СМПОИ, должна составлять не менее 85 процентов от общей площади. 3. Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному СМПОИ, не должна превышать 15 процентов от площади нежилых помещений инновационного бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения СМПОИ. 4. Недвижимое имущество, предлагаемое для создания инновационного бизнес-инкубатора, должно находиться в муниципальной собственности, при этом оно не должно находиться в залоге, под арестом или иметь какое-либо другое обременение, а также не должно быть включено в планы приватизации муниципального имущества. 5. Инновационный бизнес-инкубатор должен обеспечивать оказание следующих основных услуг: предоставление в аренду СМПОИ нежилых помещений инновационного бизнес-инкубатора в порядке и на условиях, соответствующих настоящим Требованиям; осуществление технического обслуживания помещений здания инновационного бизнес-инкубатора; почтово-секретарские услуги; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения на льготных условиях; доступ к информационным базам данных. 6. Инновационный бизнес-инкубатор должен соответствовать следующим основным требованиям к техническому оснащению: наличие рабочих мест, исходя из расчета на одно место не менее 6 кв. метров, оборудованных оргтехникой и мебелью; наличие для 50 процентов рабочих мест СМПОИ компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь; наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий; наличие Интернет-канала для не менее 80 процентов компьютеризированных рабочих мест инновационного бизнес-инкубатора; наличие оргтехники для коллективного доступа: факсимильный аппарат, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, мини-АТС. II. Основания и порядок предоставления нежилых помещений инновационного бизнес-инкубатора в аренду СМПОИ 7. Основанием для предоставления нежилых помещений инновационного бизнес-инкубатора в аренду СМПОИ являются результаты конкурса между ними. 8. Условия допуска СМПОИ к участию в конкурсе: срок деятельности СМПОИ с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не превышает два года; вид деятельности СМПОИ соответствует специализации инновационного бизнес-инкубатора; на конкурс представлен бизнес-план, подтверждающий целесообразность размещения СМПОИ в инновационном бизнес-инкубаторе. 9. Конкурс среди СМПОИ по предоставлению им в аренду нежилых помещений в бизнес-инкубаторе проводится не чаще одного раза в месяц, по мере поступления заявок и наличия свободных нежилых помещений. 10. В инновационном бизнес-инкубаторе не допускается размещение СМПОИ, осуществляющих следующие виды деятельности: финансовые, страховые услуги; розничная, оптовая торговля; услуги адвокатов, нотариат; операции с недвижимостью; производство подакцизных товаров; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес. 11. Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду СМПОИ не должен превышать трех лет. 12. Основным критерием отбора СМПОИ для предоставления нежилых помещений инновационного бизнес-инкубатора в аренду является качество бизнес-плана, в том числе: качество описания преимуществ товара (работы, услуги) в сравнении с существующими аналогами (конкурентами); качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития СМПОИ; прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест СМПОИ. 13. Для обеспечения прозрачности деятельности конкурсной комиссии по предоставлению нежилых помещений инновационного бизнес-инкубатора в аренду СМПОИ уполномоченный орган муниципального образования Челябинской области: публикует в средствах массовой информации и размещает в сети Интернет информацию об основных критериях отбора СМПОИ, планируемых заседаниях конкурсной комиссии и принимаемых ею решениях; привлекает к участию в работе конкурсной комиссии представителей общественных объединений предпринимателей. III. Обязательства муниципального образования Челябинской области 14. В целях получения Субсидии муниципальное образование Челябинской области принимает на себя следующие обязательства: 1) установить ставки арендной платы для СМПОИ по договорам аренды нежилых помещений в инновационном бизнес-инкубаторе в следующем размере: в первый год аренды - не более 40 процентов от ставки арендной платы, установленной муниципальным образованием Челябинской области для аренды нежилых помещений, находящихся в собственности данного муниципального образования; во второй год аренды - не более 60 процентов от ставки арендной платы, установленной муниципальным образованием Челябинской области для аренды нежилых помещений, находящихся в собственности данного муниципального образования; в третий год аренды - не более 100 процентов от ставки арендной платы, установленной муниципальным образованием Челябинской области для аренды нежилых помещений, находящихся в собственности данного муниципального образования; 2) утвердить порядок управления деятельностью инновационного бизнес-инкубатора, определяющий: уполномоченный орган муниципального образования Челябинской области, ответственный за деятельность инновационного бизнес-инкубатора, а также урегулирование споров, связанных с размещением в нем СМПОИ; условия заключения договоров аренды с СМПОИ; условия доступа арендаторов к услугам, указанным в пункте 5 настоящих Требований. Приложение 2 к условиям предоставле,, ния и методике расчета размера субсидий муниципальным образованиям Челябинской области на развитие инновационных бизнес-инкубаторов Бизнес-план развития инновационного бизнес-инкубатора 1. Цели и задачи инновационного бизнес-инкубатора. 2. Организационно-правовая форма и учредители бизнес-инкубатора. 3. Организационно-маркетинговый план (капитальные вложения на строительство, реконструкцию и оснащение инновационного бизнес-инкубатора с указанием основных поставщиков, сроков и условий поставок, организационная структура, требуемые специалисты, расходы на оплату труда персонала, перечень оказываемых услуг и условия их предоставления, количество, виды деятельности и предполагаемое расположение СМПОИ на территории инновационного бизнес-инкубатора, количество дополнительно создаваемых рабочих мест, прогноз спроса на услуги, перечень льгот для СМПОИ, преимущества для СМПОИ, расположенного в инновационном бизнес-инкубаторе, по сравнению с аналогичным СМПОИ, расположенным вне его). 4. Финансовый план (источники формирования уставного капитала, текущего финансирования и доходов, основные статьи расходов инновационного бизнес-инкубатора, постатейный и поквартальный баланс доходов и расходов, ожидаемая стоимость реализации проекта). 5. Календарный план на весь период бизнес-планирования. 6. Система и механизмы контроля за деятельностью инновационного бизнес-инкубатора. 7. Анализ рисков, механизмы их снижения. 8. Ожидаемые результаты операционной и финансовой деятельности инновационного бизнес-инкубатора: ключевые ожидаемые показатели финансовой деятельности инновационного бизнес-инкубатора; ожидаемый эффект от развития инновационного бизнес-инкубатора, в том числе количественные и качественные экономические и социальные выгоды для муниципального образования Челябинской области. 9. Возможные варианты дальнейшего развития инновационного бизнес-инкубатора. Приложение 3 к условиям предоставления и методике расчета размера субсидий муниципальным образованиям Челябинской области на развитие инновационных бизнес-инкубаторов Заявление на получение субсидии на развитие инновационного бизнес-инкубатора 1. ____________________________________________________________________ (наименование получателя субсидии - городской округ (муниципальный район) Челябинской области) направляет настоящее заявление на получение в 20__г. субсидии на развитие инновационного бизнес-инкубатора __________________________________________ __________________________________________________________________________. (наименование организации) 2. Размер средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования Челябинской области на развитие в 20__ г. инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, составляет _________ тыс. рублей, в том числе на развитие инновационных бизнес-инкубаторов - ___________________________ тыс. рублей. 3. Запрашиваемый размер субсидии - _______________________ тыс. рублей. 4. Контактная информация о получателе субсидии: индекс ____________, почтовый адрес __________________________________, телефон (___________)______________, факс (___________)_______________, электронная почта ____________________________________________________, ответственный за реализацию проекта __________________________________________________________________________. (должность, Ф.И.О., телефон) К заявлению прилагаются материалы, предусмотренные пунктом 4 Методики: 1. 2. Достоверность представленных сведений гарантирую. "___" _________ 20__ года Глава _____________________________________________________________ (наименование муниципального образования Челябинской области) _________________/___________________ (Подпись) (Ф.И.О.) М.П. Приложение 4 к условиям предоставления и методике расчета размера субсидий муниципальным образованиям Челябинской области на развитие инновационных бизнес-инкубаторов Пояснительная записка 1. Анализ инновационного потенциала муниципального образования: 1) показатели инновационной активности территории в году, предшествующем текущему году, и прогноз на период до 2012 года: объем отгруженной продукции, индекс промышленного производства в целом по муниципальному образованию; количество инновационно активных хозяйствующих субъектов, объем отгруженной ими продукции, в том числе инновационного характера; объем инвестиций в основной капитал, в том числе затраты на инновационную деятельность; количество поданных патентных заявок и выданных охранных документов; 2) наличие запланированных средств в бюджете городского округа (муниципального района) на инновационное развитие (с указанием целевых индикаторов). 2. Инвестиционные и инновационные проекты, реализуемые (планируемые к реализации с помощью бизнес-инкубатора) на территории муниципального образования, с указанием: названия и ответственного исполнителя; объема инвестиций, направленных на реализацию проектов; срока окупаемости; оценки эффективности. 3. Прогноз изменения параметров инновационного развития территории при реализации проекта. Приложение 3 к областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2009 - 2010 годы Методика оценки эффективности реализации областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2009 - 2010 годы 1. Степень достижения запланированных результатов предполагается измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями. 2. Сопоставление значений целевых индикаторов производится по годам по каждому расчетному и базовому показателям. 3. Оценка эффективности реализации отдельного мероприятия Программы определяется по формуле: T fn E = ------ x 100, где: n T Nn E - эффективность реализации отдельного мероприятия Программы, n характеризуемого порядковым номером индикатора Программы (процентов); T - фактическое значение порядкового номера индикатора Программы, fn характеризующего реализацию отдельного мероприятия Программы по итогам года; T - нормативное значение порядкового номера индикатора Программы, Nn утвержденного Программой на соответствующий год. 4. Оценка эффективности реализации Программы в целом определяется по формуле: T m fn SUM ----- 1 T Nn E = ----------- x 100, где: m E - эффективность реализации Программы (процентов); m - количество индикаторов Программы. |