Комплексная система непрерывного образования в области качества


Вхождение России в мировое экономическое сообщество неминуемо требует пересмотра еще сохранившихся установок в мировоззрении и образовании в области качества. Эта переориентация должна произойти незамедлительно, поскольку процесс образования в области качества и конкурентоспособность страны, как показывает опыт развитых государств, связаны между собой довольно сильно. Сегодня недопустимо трактовать образование в области качества как некоторое приложение к образовательному процессу. Абсолютным архаизмом представляются попытки рассматривать проблемы качества и искать их решения только на технологическо-производственном поле. Эти проблемы являются фундаментальным, системным определителем социальной политики, опорным обоснованием стратегии бизнеса и развития экономики страны в XXI столетии.

Система обучения управлению качеством тесно связана с инновациями. Ведь сущность инновационной деятельности состоит в обеспечении возможности создания как новой продукции, удовлетворяющей растущие потребности общества, социальных групп и индивидов, так и новых технологий в области не только производства товаров и услуг, но и культуры и образования, способствующих их развитию путем повышения качества. В свою очередь, многообразие качества, обеспечиваемое в процессе инновационной деятельности, позволяет совершенствовать всю систему. Но для этого необходимо управление качеством, а через него и всем обществом. Возникает потребность в создании и реализации единой для всей страны концепции образования в области качества и управления им.

Речь идет о концепции, реализация которой должна обеспечить значительные изменения и в системе хозяйствования, и в культуре труда, и в социальном устройстве общества, а в конечном счете - улучшение качества жизни, которое, по сложившейся российской традиции, всегда соотносилось с духовностью, нравственными ценностями.

Качество начинается с самой личности человека, развития его духовно-творческих возможностей, реализуемых в созидательно-преобразующей деятельности. Образование играет особую роль в формировании личности, способной осуществлять такие изменения в сфере своей профессиональной деятельности, которые необходимы для все более результативного и эффективного решения проблемы качества.

Вместе с тем качество предстает сейчас и как особая область познания и системного обучения. Стратегия и методология обеспечения необходимого качества требуют использования современных подходов и принятия квалифицированных решений в многообразной жизненной практике. Поэтому все более насущной становится образовательная подготовка специалистов по качеству. Все чаще на крупных и средних предприятиях страны создаются службы качества. Расчеты показывают, что уже в ближайшее время для российских предприятий потребуется не менее 100 тыс. таких специалистов. Кроме того, им нужны будут тысячи хорошо подготовленных внутренних и внешних аудиторов, что связано не только с введением различных видов сертификации, но и потребностью предприятий в специалистах высокого класса, способных свободно ориентироваться в конъюнктуре рынка и усложняющихся запросах современного общества.

Используемые в нашей стране критерии в области качества, как и прежде, направлены большей частью лишь на производственный процесс и на его продукцию, а система управления качеством и сам человек как потребитель все еще остаются на втором плане. Однако вхождение России в мировое экономическое сообщество требует незамедлительного пересмотра таких взглядов, поскольку отношение к качеству и конкурентоспособность экономики, как показывает опыт развитых стран, неразрывно связаны между собой.

Согласно мнению ведущих специалистов в области управления качеством, в частности А. Фейгенбаума, при выработке стратегии следует иметь в виду две формы конкуренции. Первая общеизвестна и традиционна, так как связана с обеспечением конкурентоспособности товаров и услуг на международном рынке и завоеванием этого рынка. Вторая - невидима, так как заключена в самой среде - интеллектуальной, творческой, управленческой, производственной и т.д., а также в том, как понимают проблему качества и решают ее в конкурирующих странах или фирмах руководители и менеджеры, инженеры и рабочие, политики и экономисты. Вторая форма конкуренции менее поддается оценке и требует больших усилий для своего развития, но именно она - ключ к стратегическому обеспечению конкурентоспособности страны, что предполагает эффективность работы руководящих менеджеров, направленной на использование совокупных возможностей людей - их умений, навыков и взаимоотношений - в интересах компаний и общества в целом.

Сегодня уже недопустимо трактовать обучение и подготовку в области качества как некое приложение к образовательному процессу. Следует в полной мере осознать, что в современных условиях качество есть фундаментальная, подлежащая всеобщему изучению область знания, далеко выходящая за пределы простой информации, содержащейся в правовых и нормативно-технических документах, а также в различного рода руководящих методиках. Качество - это сфера научной организации социально-экономической деятельности общества, сложная сфера исследований для специалистов широкого круга.

В ряде стран уже осознали это и приступили к практическому решению проблем качества, уделяя особое внимание подготовке работников к результативному и эффективному использованию соответствующих современных подходов, методов и средств. Система всеобщего управления качеством (TQM) завоевала прочные позиции на многих преуспевающих фирмах, существенно меняя и взгляды на образование. TQM предполагает разработку и реализацию долговременной стратегии экономического развития предприятия, вовлекающей всех его работников в творческую деятельность, которая может и должна обеспечивать удовлетворение интересов как самой фирмы, так и потребителей ее продукции и общества в целом, если каждый участник социально-производственного процесса должным образом образован в области качества.

В настоящее время по специальности "Управление качеством" в 28 европейских странах ведется подготовка специалистов более чем в 90 университетах и бизнес-школах. Только за последние годы началась подготовка специалистов по этой специальности в университетах стран бывшего социалистического содружества и бывших республик СССР, претендующих на вхождение в Европейский Союз и вступление в ВТО (Словения, Словакия, Латвия, Литва, Румыния, Эстония, Чехия, Польша, Венгрия).

В странах Европейского Союза существует Единая согласованная система Европейской организации качества (ЕОК) для подготовки, регистрации и сертификации специалистов в области качества. Главной целью ЕОК является стремление к эффективному улучшению положения в области качества и объединению входящих в нее организаций. Комитет по образованию и подготовке ЕОК разработал квалификационные требования к специалистам, работающим в области качества, и соответствующие требования к уровню их подготовки, содержанию экзаменов, проводимых соответствующим органом регистрации/сертификации.

База для развития образования в области качества

Систему образования в области качества нам предстоит строить не с нуля.

В 1987 г. была открыта специальность 1906 "Метрология, стандартизация и управление качеством", по которой около десяти советских вузов вели подготовку инженеров.

Позже она разделилась на две самостоятельные специальности: 1908 "Метрология и метрологическое обеспечение" и 0720 "Стандартизация и сертификация". Они были ориентированы на подготовку специалистов, в функции которых входило обеспечение качества продукции, а именно, проверка ее на соответствие требованиям стандартов, технических условий и других нормативных документов. При этом система управления качеством и сам "человеческий фактор" никак не затрагивались.


В 1998 г. Минобразование России ввело уже новую специальность - 340100 - "Управление качеством", овладев которой выпускники вузов получали квалификацию инженера-менеджера. Студент, выбравший эту специальность, изучает маркетинг, менеджмент, управление персоналом, управление процессами, хозяйственное право, экономическую теорию и др. В число изучаемых дисциплин входят метрология, стандартизация и сертификация, методы и средства измерений, испытаний и контроля, квалиметрия, основы CALS-технологий. В результате студент, обретая квалификацию инженера-менеджера, получает системную образовательную подготовку, охватывающую комплекс философских, социальных, экономических, управленческих и инженерных знаний.

В настоящее время разрабатываются проекты новых государственных образовательных стандартов, определяющих минимум требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальностям:

"Экологическое управление качеством",
"Инжиниринг качества",
"Информационно-интегрированные системы технологии управления качеством",
"Менеджмент качества" (второй уровень профессионального образования).


На выходе также образовательный стандарт по подготовке бакалавров в области качества и магистерские программы, предусматривающие получение квалификации "менеджер систем качества".

В рамках дополнительного образования можно получить послевузовскую подготовку - менеджер систем качества или инженер в области качества - в зависимости от предшествующего образования, что соответствует второму диплому российского образования или диплому о смене профессиональной деятельности.

Квалификационные требования к инженеру-менеджеру по направлению "Управление качеством", утвержденные приказом Минобразования России от 02.02.2000 № 686, предусматривают:

- владение культурой мышления;

- умение на научной основе организовать свой труд;

- способность анализировать причины брака и выпуска продукции низкого качества, разрабатывать мероприятия по их предупреждению;

- знание методов управления персоналом, умение организовать работу исполнителей, находить и применять управленческие решения в условиях различных мнений, знание основ педагогической деятельности;

- способность к практической деятельности в профессиональной среде на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- знание методов теории вероятности и математической статистики и умение использовать их при анализе технологических процессов;

- понимание сущности и социальной значимости своей профессии, основных дисциплин, определяющих конкретную область деятельности инженера-менеджера, необходимости их взаимосвязи в целостной системе знаний и др.

Таким образом, дипломированный специалист по управлению качеством будет готов к выполнению основных видов профессиональной деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной.

Полученные результаты стали основой для широкого развития межведомственных партнерских связей Минобразования России. В частности, в рамках направления "Качество технологий, продукции, образовательных услуг и объектов" действуют:

- двусторонние соглашения с Госстандартом России, Госстроем России, Госгортехнадзором России, Минэкономики России;
- международные соглашения с BAM, DAR (Германия), NORD VERITAS (Норвегия).


Совместно с зарубежными партнерами (Англия, Швеция, Германия) созданы получившие международную аккредитацию совместные центры по подготовке и аттестации специалистов в области качества.

Минобразование России работает над созданием системы сертификации питания, одежды, учебного оборудования и учебных помещений для обучающихся. В этих целях подготовлены и направлены в правительство проект постановления "О государственной экспертизе объектов образовательного процесса" и положения о ее проведении.

В России открывается новая область образования - подготовка специалистов по всеобщему управлению качеством. В соответствии с соглашением, заключенным между Минобразованием России и Госстандартом России, создается Единая система подготовки, сертификации и регистрации специалистов по качеству.


В 1996 г. Госстандарт России утвердил и зарегистрировал Систему сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством. В разработке данной системы приняли участие члены Академии проблем качества, преподаватели высших учебных заведений, сотрудники Госстандарта России. В рамках организационного становления Системы были накоплены большой научно-учебно-методический материал и опыт работы, что позволило после доработки зарегистрировать Систему сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством Системы сертификации ГОСТ Р.

Главной целью создания и функционирования Системы является повышение качества образования и содействие в развитии единой образовательной программы в подготовке и переподготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством.

В Системе сертификации ГОСТ Р зарегистрирован перечень квалификационных услуг по подготовке на добровольных началах специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством, который в дальнейшем предполагается аккредитовать в ЕОК. После прохождения обязательных курсов (при наличии опыта работы и после сдачи экзаменов) специалистам могут быть присвоены звания: "Преподаватель-профессионал в области качества", "Менеджер систем качества" или "Профессионал в области качества". Студентам, окончившим университетский курс "Управление качеством", присваивается звание "Адъюнкт качества".

В Москве при поддержке Минобразования и Госстандарта России открыт Европейский центр по качеству (ЕЦК), учрежденный с участием ЕОК, Кренфилдского университета (Великобритания), Академии проблем качества, МАИ и МИЭМ. Главная цель создания ЕЦК - подготовка преподавателей сертифицированных курсов, адаптированных для России (в настоящий момент приобретено два курса: "Введение в обеспечение качества" и "Принципы и методы всеобщего управления качеством" с авторским правом на 99 лет).

В августе 1998 г. за счет ЕС 10 преподавателей российских вузов прошли обучение в европейских университетах и получили сертификаты ЕОК как профессионалы в области качества. На сегодняшний день в ЕЦК прошли подготовку 65 вузовских преподавателей из 15 регионов России, 30 из которых успешно сдали экзамены в Институте обеспечения качества Великобритании (IQA).

К настоящему времени издано около 30 учебников и учебных пособий. Причем учебники "Качество: принципы, структура, управление" и "Антология русского качества", подготовленные Академией проблем качества, награждены дипломами Московского международного форума "Качество жизни" (1999 г.).

Двухтомный учебник "Управление качеством" (выпуск 1999 и 2000 гг.) среди нескольких сот учебников по техническим, естественным и гуманитарным дисциплинам занял первое место в смотре-конкурсе вузовских учебных изданий и "электронных" учебников, проведенном в Северном округе Москвы в 2001 г., а его авторский коллектив (в составе которого и авторы данной статьи) отмечен дипломом первой степени.

Новая в России образовательная область "Управление качеством" полностью гармонизирована с международными требованиями, что позволит отечественным предприятиям, укомплектованным дипломированными специалистами этого профиля, выйти на международный рынок.

В 20 регионах России созданы отделения ЕЦК.

Помимо преподавательской деятельности ЕЦК ведет научно-исследовательские работы в области управления качеством. В ходе проведенных исследований были разработаны:

- учебный план и рабочие программы циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальности 340100 "Управление качеством", по которым в настоящее время ведется обучение студентов в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства;

- организационно-функциональная структура Системы подготовки, аттестации и регистрации кадров, прошедших дополнительное обучение, определены принципы функционирования Системы, порядок и правила проведения аттестации и сертификации образовательных органов Системы, нормативные документы Системы подготовки, аттестации и регистрации кадров в сфере дополнительного и послевузовского образования;

- нормативные документы, содержащие требования международных и государственных стандартов к качеству образовательной деятельности.

Некоторые из полученных результатов прошли международное рецензирование и опубликованы в соответствующих работах.

Нужна федеральная программа

В России заложена определенная база для развития образования в области качества, которая ориентирована в том же направлении, что и образовательная система европейских стран. Тем не менее, требуется еще многое сделать, чтобы осознать важность нового взгляда на качество как на современную интегрирующую основу любого вида деятельности, независимо от ее специализации.

Необходимо разработать, сформировать и задействовать эффективную систему образования в области качества, которая связала бы в единый процесс все ступени обучения - от начальных классов школы до университета, а также охватила работников всех сфер и категорий - от рабочих до управляющих бизнесом и членов правительственной администрации. И первым шагом к построению такой системы должна стать Федеральная программа по непрерывному образованию в области качества. Ее цель - формирование и удовлетворение социальной потребности общества и каждого человека в качественных труде, производимой продукции, услугах и среде обитания, т.е. в обеспечении качества жизни в целом, способном обеспечить эффективное экономическое и культурное развитие страны.

Федеральная программа должна носить комплексный характер и реализовываться на многоуровневой основе - на уровнях школьного, среднего и высшего специального образования, при повышении квалификации, переподготовке и цикловой подготовке специалистов, при подготовке кадров высшей квалификации, проведении научных исследований, связанных с решением проблемы качества. Строить такую систему необходимо на принципах непрерывности и преемственности процесса образования, интеграции высшего и послевузовского профессионального образования, определенных Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 г.).

Потребность российского общества в молодых специалистах, профессионально владеющих современными знаниями и навыками по изучению рынка, проведению инновационной деятельности, созданию, использованию и совершенствованию систем управления качеством в различных сферах производства, а также по их применению для обеспечения устойчивого выпуска конкурентоспособной продукции, подтверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.96 № 774 "О подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации".

Структура многоуровневой комплексной системы непрерывного образования в области качества

Организационные меры, обеспечивающие получение основ знаний о качестве в школьном образовании:

- определение базовых вузов, осуществляющих подготовку и переподготовку учителей по проблемам качества, их аккредитацию; организация на их основе образовательного процесса;

- подготовка и сертификация преподавателей вузов по проблемам качества;

- разработка учебных планов и программ для подготовки и переподготовки учителей средней школы в области качества, создание соответствующего методического обеспечения (учебно-методические пособия, справочные материалы, методические указания и др.);

- установление перечня дисциплин среднего образования для включения в них соответствующих разделов по проблемам качества; разработка для них типовых учебных программ;

- издание учебно-методических и наглядных пособий для школьников; ]

- создание авторских коллективов по разработке научно-методических и учебных материалов в области качества;

- изготовление обучающих и контролирующих систем с использованием компьютерных программ и современных электронных носителей информации;

- внедрение системы дистанционного образования для учителей и школьников по проблемам качества;

- разработка типового положения о специальных классах по проблемам качества;

- развертывание системы внеклассной работы со школьниками, в том числе создание рабочей группы и авторского коллектива по подготовке учебных и учебно-развлекательных программ для детей и школьников на телевидении и радио, организация публикаций по основам качества жизни, разработка электронных игр по качеству и т.п.;

- создание ассоциации учителей по проблемам качества.

Обучение и подготовка учащихся специальных средних и профессиональных учебных заведений для последующей работы в области управления качеством:

- определение и аккредитация базовых вузов, осуществляющих подготовку и переподготовку преподавателей ПТУ, колледжей и техникумов по проблемам качества; сертификация преподавателей вузов, ведущих обучение по проблемам качества; организация учебного процесса по этому профилю;

- разработка учебных планов и программ для подготовки и переподготовки преподавателей техникумов, колледжей и ПТУ в области качества;

- создание учебно-методического совета по проблемам обучения учащихся средних специальных и профессиональных учебных заведений в области качества;
установление перечня дисциплин среднего специального образования (с учетом специальностей и рабочих профессий), предназначенных для изучения вопросов качества и способов его обеспечения;

разработка типовых учебных программ и содержания специальных дисциплин по изучению систем качества для различных специальностей и профессий;
разработка и издание учебников, учебно-методических и наглядных пособий для средних специальных и профессиональных учебных заведений по проблемам достижения и обеспечения качества изделий, товаров и услуг;
создание обучающих и контролирующих систем с использованием компьютерных программ и современной информационной технологии;
разработка и внедрение системы дистанционного образования для преподавателей и учащихся средних специальных и профессиональных учебных заведений по проблемам достижения и обеспечения качества товаров и услуг;
разработка типового положения о специальных кабинетах по проблемам качества;
разработка тематических планов публикации научно-популярных материалов о качестве по видам профессий и специальностей ПТУ, колледжей и техникумов для преподавателей и мастеров производственного обучения;
создание ассоциации преподавателей по качеству средних специальных учебных заведений.

Подготовка специалистов по управлению качеством и постановка обучения качеству для всех специальностей в системе высшего образования:

- разработка образовательных стандартов новых специальностей по качеству, типовых учебных планов, учебно-методических пособий по специальным дисциплинам, посвященным вопросам качества;

- выбор базовых вузов, региональных и отраслевых центров по подготовке и переподготовке преподавателей для чтения новых учебных курсов в области управления качеством; организация в них образовательного процесса соответствующего профиля;
разработка и использование системы дистанционного образования для преподавателей и студентов вузов по специальности "Управление качеством";

- разработка типовых учебных программ по новой общеинженерной исциплине "Управление качеством" для всех специальностей высшего образования и введение соответствующих требований в государственные образовательные стандарты федерального статуса;
издание учебников и учебно-методических пособий для различных специальностей высшего образования по специальности "Управление качеством";

- разработка рекомендаций для разделов учебных курсов "Обеспечение качества";
создание учебно-методических комплексов по дисциплине "Управление качеством" для всех специальностей высшего образования;

- координация образовательной подготовки по специальностям "Управление качеством", "Метрология и метрологическое обеспечение", "Стандартизация и сертификация".

Повышение квалификации, переподготовка и цикловая подготовка специалистов в области качества:

- определение, сертификация и аккредитация учебных заведений и региональных центров повышения квалификации, переподготовки и цикловой подготовки специалистов в области качества;

- установление перечня соответствующих курсов и специальностей;

- разработка программ и учебно-методического обеспечения этих курсов;

- разработка коммерческой схемы для проведения работы по повышению квалификации, переподготовке и цикловой подготовке специалистов в области качества;

- издание рекламно-информационных материалов о курсах, учебных заведениях и центрах, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку специалистов;

- подготовка, переподготовка и сертификация преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки с учетом требований ЕОК;

- создание и внедрение дистанционного образования для повышения квалификации и переподготовки специалистов в области качества.

Подготовка научных кадров высшей квалификации в области качества:/b>

- разработка паспорта и другой необходимой документации для создания новой научной специальности "Управление качеством";

- разработка учебных планов, программ и подготовка научных кадров в аспирантуре и докторантуре по специальности "Управление качеством";

- определение базовых вузов и создание в них ученых советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по указанному научному направлению;

- организация регулярных тематических школ, семинаров, конференций и симпозиумов для специалистов в области качества;

- создание экспертного совета и организация тематических сборников научных работ аспирантов, докторантов и специалистов в области качества;

- формирование научных школ по проблемам управления качеством;

- организация испытательных и сертификационных лабораторий в вузах и региональных центрах по качеству.

Для проведения научных исследований в области качества необходимо:

- создать целевую программу научных исследований и разработок по проблемам управления качеством;

- учредить систему грантов для финансирования наиболее актуальных научных исследований по проблемам управления качеством.

Чтобы обеспечить высокий уровень организации и эффективность функционирования этой системы, необходимо создать национальную систему сертификации и Реестр специалистов в области проблем качества. При этом принципиально важно учесть требования Единой согласованной системы ЕОК для регистрации/сертификации специалистов в области качества, менеджеров систем качества и аудиторов качества.

Последовательное осуществление федеральной программы и создание многоуровневой комплексной системы непрерывного образования в области качества способно радикально изменить отношение людей к труду, социально-экономическому устройству жизни, судьбе своей страны, ее прошлому, настоящему и будущему. Введение идеи качества в образовательные и просветительские программы всех уровней поможет российским гражданам глубоко проникнуться пониманием истины, что с качеством связаны подъем и процветание страны.

Борис Васильевич БОЙЦОВ - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Московского государственного авиационного института (технического университета) - МАИ, заслуженный деятель науки России;

Юрий Викторович ШЛЕНОВ - доктор экономических наук, профессор, заместитель министра Минобразования России;

Владимир Николаевич АЗАРОВ - доктор технических наук, профессор, проректор Московского института электроники и математики (МИЭМ);

Юрий Витальевич КРЯНЕВ - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой МАИ, заслуженный деятель науки России;

Владимир Витальевич КАПЫРИН - кандидат технических наук, профессор, проректор Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства


Источник: Quality.eup.ru