Это новый, малоизвестный (в России) и, в тоже время, интересный вид деятельности, который охватывает такие звучные понятия как "инновационный менеджмент", "коммерциализация научных разработок", "внедрение изобретений" и т.д. Если сформулировать более точно, то ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ - это процесс, посредством которого светлая идея ученого или изобретателя (в любой сфере деятельности), превращается в осязаемый успех как для автора, так и для всего общества.
Одна из главных трудностей ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ состоит в том, чтобы убедить автора идеи, что довести ее до успеха, до конечного продукта он самостоятельно не сможет практически никогда. Его идея должна пройти по эстафете из рук в руки цепочку "теоретик-изобретатель -> исследователь-практик -> исследователь-технолог -> технолог-производственник -> маркетолог-продавец", по пути завлекая в эту карусель и инновационные центры и администрацию, и прессу, и банк, и вспомогательные производства. Именно вот этот процесс и называется ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ.
Стоит отметить, что понятие ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ появилось в России совсем недавно и напрямую связано с переориентацией на рыночные отношения в большинстве сфер деятельности. Часто его употребляют в связке с другим понятием - "коммерциализация технологий", хотя смысловое содержание этих понятий неодинаково. Англоязычное слово "трансфер" успешно заместило насильственный термин "внедрение", которым административно-командная система наградила благородный процесс одухотворения, оживления, претворения в жизнь инновационного предложения. Однако это не простое замещение, а существенное преобразование смысла процесса. Вместо насильственного "внедрения" (предполагающего активное или пассивное сопротивление среды, в которую производится это "внедрение" чего-то инородного) "трансфер" предполагает не только передачу информации о новшестве, но и ее освоение при активном и заинтересованном участии и источника этой информации (например, автора изобретения), и реципиента, приемника и реализатора информации о новой технологии, и конечного пользователя продукта, производимого с помощью этой технологии. Поэтому, кстати, основной акцент при трансфере технологии делается не столько на технологии как таковой, сколько на субъектах - участниках этого процесса.
Определения ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ из различных источников:
процесс, посредством которого новая идея, разработка или технология превращается в коммерческий продукт, обеспеченный платежеспособным спросом.
процесс использования технологии, экспертных знаний, ноу-хау или оборудования для цели, которая изначально не предполагалась организацией-разработчиком. Трансферы технологий могут иметь результатом коммерциализацию или усовершенствование продукта/процесса.
процесс, при котором имеющиеся знания, производственные средства или мощности, полученные при федеральном финансировании НИОКР, используются для удовлетворения общественных или частных потребностей.
формальная передача новых открытий и инноваций, полученных в результате научных исследований вузов и некоммерческих исследовательских учреждений, коммерческому сектору во имя общественного блага.
Сухим научным языком..
.. под ТРАНСФЕРОМ ТЕХНОЛОГИЙ понимают распространение технологических знаний прикладного характера и опыта относительно процессов, методов производства и инновационных продуктов внутри отрасли, между отраслями, а также между странами.
ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ включает в себя коммерциализацию научных разработок, то есть передачу новой технологии (инновации) в коммерческое использование, а также распространение уже существующих технологий.
Существуют три основные формы ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ:
Внутренний трансфер, когда осуществляется передача технологии от одного подразделения организации другому.
Квазивнутренний трансфер, то есть движение технологии внутри альянсов, союзов, объединений самостоятельных юридических лиц.
Внешний трансфер, т.е. процесс распространения технологии, в котором участвуют независимые разработчики и потребители технологий.
Участники процесса трансфера технологий:
Владельцы технологий
Посредники
Консультанты
Инновационные центры
Информационные сети, СМИ
Государственные органы
Инвесторы
Потенциальные покупатели
Трансфер технологий включает следующие этапы:
Идентификация потребности в технологии, с одной стороны, и объекта продаж - с другой
Оценка затрат, связанных с приобретением технологий
Информационный поиск
Сравнение, выбор
Переговоры между продавцами и покупателями технологии