В подмосковном Жуковском может появиться новая особая экономическая зона (ОЭЗ). Областные власти считают, что построить техниковнедренческую ОЭЗ можно на базе специально созданного для этого технопарка. Для этого есть все предпосылки: удобное географическое положение, а также научный и производственный потенциал. Наконец, утверждают авторы идеи, в Жуковском проводится получивший мировое признание авиасалон МАКС. По мнению экспертов, именно на авиапром целесообразно делать ставку при создании технопарка в Жуковском.
Как сообщает министерство промышленности Московской области, предложение по созданию технопарка в Жуковском вскоре может быть представлено на рассмотрение губернатора Московской области Бориса Громова и председателя правительства Михаила Фрадкова. По мнению замглавы Жуковского Станислава Сукнова, создать технопарк можно на базе Центрального аэрогидродинамического института, который помимо высококвалифицированных специалистов, экспериментальной и производственной базы имеет опыт работы с отечественными и иностранными инвесторами. Технопарк, считает Сукнов, может стать первым этапом создания в Жуковском технико-внедренческой ОЭЗ.
Похожий путь прошла подмосковная Дубна, имеющая сейчас статус ОЭЗ технико-внедренческого типа. Год назад, не дожидаясь принятия закона об ОЭЗ, подмосковное правительство приняло решение о создании ИТ-технопарков в Дубне и Черноголовке, при этом общая стоимость двух проектов оценивалась в $1,5 млрд (см. "Бизнес" от 19 апреля 2005 года). Сегодня в области также действует технопарк в Троицке, а на рассмотрении в областном правительстве, как утверждают в министерстве промышленности, находится проект технопарка в Дмитровском районе.
Областное правительство, как заявлял министр промышленности Владимир Козырев, намерено стимулировать прежде всего наукоемкие предприятия, осваивающие новые конкурентоспособные виды продукции, разрабатывающие инновационные проекты и товары. По словам министра, поднять подмосковное машиностроение, концентрация которого в области достаточно высока, поможет внедрение современного станочного оборудования, освоение новых эффективных технологий изготовления деталей, необходимых для предприятий производственного сектора.
А решить эту задачу можно с помощью технопарка как специализированной организации.
По мнению руководителя проекта троицкого технопарка Алексея Гостомельского, при создании технопарка в Жуковском, действительно, логично сделать ставку на авиационную специализацию. В противном случае, добавляет аналитик ИК "Русские финансовые традиции" Вадим Зуев, компании, получившие на первом этапе работы в технопарке преференции, в будущем будут развивать совершенно иные направления, не вписывающиеся в концепцию развития технопарка. Эксперт напоминает, что Минтранс уже давно предлагает отменить импортные таможенные пошлины и НДС на ввозимые иностранные самолеты и авиакомпоненты. "Создание технопарка может придать определенный толчок авиационной отрасли с учетом многолетней научной базы в Жуковском",- отмечает Вадим Зуев.