Мещеряков Владимир Александрович
заместитель начальника юридического отдела
"Юридическая фирма Городисский и партнеры"

Все промышленно развитые страны мира предоставляют в том или ином виде правовую охрану секретным изобретениям. Страны НАТО имеют общий договор по поводу секретных изобретений. Ранее в СССР на секретные изобретения выдавались авторские свидетельства, удостоверяющие исключительное право государству в целом. В России более 10 лет права на охрану секретных изобретений не предоставлялись, что, безусловно, не делало чести государству, претендующему на владение необходимым уровнем оборонного комплекса страны и специальных средств.

Принятый 25 декабря законопроект, в частности, призван решить эти проблемы. Предложенные в Патентный закон поправки предусматривают правовую охрану секретных изобретений и выдачу патентов на секретные изобретения. Патент удостоверяет исключительное право конкретному лицу (автору - на неслужебное секретное изобретение, его работодателю – на служебное секретное изобретение, государству – на секретные изобретения, созданные за счет государственных средств).

Концептуальный замысел правовой охраны секретных изобретений согласно законопроекту заключается в создании рыночных отношений для секретных изобретений, аналогично существующим для несекретных изобретений отношениям, и отличающихся лишь требованиями соблюдения законодательства о государственной тайне. Введение института правовой охраны секретных изобретений и изменившееся законодательство в области приватизации государственного имущества, предусматривающего самостоятельный учет объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат приватизируемым предприятиям, должны создать условия, исключающие бесплатный переход прав на эти объекты в частные руки. К сожалению, в течение прошедшего десятилетия происходила массовая приватизация государственных предприятий в области ВПК, когда изобретения и иные научно-технические достижения в этой области, обладающие высокой конкурентоспособностью, «под шумок» и бесплатно ушли в частные руки.

Законопроект восполняет пробел в вопросе прав государства на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, созданные за счет государственных средств. Предусмотрено, что права на эти объекты могут принадлежать разработчику или государству. Проект не дает ответа на вопрос, в каких случаях эти права должны принадлежать государству или разработчику. Решение этого вопроса возложено на усмотрение сторон государственных контрактов, в рамках которых будут созданы указанные объекты. В настоящее время действует распоряжение правительства Российской Федерации, которым установлено, что права на эти объекты должны принадлежать государству только в случаях, когда эти объекты относятся к национальной безопасности либо государство намерено финансировать их коммерциализацию (создание товарной продукции с использованием запатентованных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов). Это изменение создает благоприятные условия для привлечения негосударственных инвестиций к коммерциализации научно-технических результатов, полученных за счет государственных средств. К сожалению, законопроект не содержит положений, регулирующих права на научно-технические результаты, полученные ранее, в том числе в период СССР, за счет государственных средств. Сегодня этот вопрос регулируется двумя правительственными постановлениями (одно в области средств военного, специального и двойного назначения, а другое – в гражданской сфере), которые, к сожалению, права на эти результаты относят только государству, что резко снижает заинтересованность негосударственных инвесторов вкладывать свои средства в коммерциализацию этих результатов.

Законопроект предоставляет право правительству РФ устанавливать минимальные ставки вознаграждения авторам охраняемых изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за их использование. Это означает, что действующая в настоящее время статья 32 Закона Советского Союза «Об изобретениях в СССР», предусматривающая минимальные размеры вознаграждения, с даты вступления в силу настоящего закона будет отменена, а новые ставки будут установлены после издания правительством РФ соответствующего нормативного правового акта. Это изменение следует оценить как неготовность российского правительства и депутатов Госдумы уже сейчас определить критерии, с помощью которых можно было бы определять размеры вознаграждений.

Законопроект предусматривает положения, предоставляющие возможность автору изобретения, имеющему право на получение патента, не уплачивать никаких пошлин за патентование своего изобретения, т.е. получить патент бесплатно. Однако при этом автор обязуется уступить полученный патент любому лицу, которое первым обратится в Роспатент с предложением об уступке патента. Устанавливается, что это лицо обязано уплатить все необходимые пошлины, от уплаты которых был освобожден автор. Эта мера направлена на создание условий для патентования своих изобретений малоимущими авторами изобретений, не имеющими возможности уплатить патентные пошлины.

Законопроект предусматривает еще одну льготу, связанную с уплатой патентных пошлин. В случае, если действие патента было досрочно прекращено по причине неуплаты пошлины за его поддержание в силе, действие этого патента может быть восстановлено по ходатайству патентообладателя, которое может быть подано в течение трех лет с даты истечения срока уплаты пошлины, но до истечения срока действия патента. При этом лица, которые в период временного прекращения действия патента начали использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец или сделали необходимые к этому приготовления, сохраняют право на дальнейшее безвозмездное использование этих объектов без расширения объема такого использования (право послепользования).

Законопроект удлиняет срок подачи заявки на выдачу патента за рубеж с трех месяцев после подачи заявки в Роспатент до шести. При этом прямо установлено, что в этот срок производится проверка содержания в заявках сведений, составляющих государственную тайну. К сожалению, из этой статьи исключены положения, содержавшиеся в редакции законопроекта, принятого в первом чтении, о санкциях за нарушение указанного порядка.

Законопроектом установлено право обладателя патента на изобретение на продление срока действия патента с 20 до 25 лет в отношении изобретений, относящихся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых требуется получить разрешение уполномоченного государственного органа.