Коммерческая тайна – это особая разновидность объектов интеллектуальной собственности. Информация составляет коммерческую тайну в случае, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Отличием коммерческой тайны от других объектов интеллектуальной собственности является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сведения, ее содержащие, находятся в тайне, т.е. сохраняется фактическая монополия обладателя на информацию. Коммерческая тайна является одним из самых универсальных объектов интеллектуальной собственности. Под понятие коммерческой тайны могут подпадать самые разнообразные сведения и знания как технического характера, так и организационного или финансового. Например, коммерческой тайной может являться изобретение, на которое работодатель, умышленно сохраняющий его в тайне, принял решение не подавать заявку. Это может быть и элемент изобретения, сознательно не включенный в описание при подаче заявки. В качестве коммерческой тайны не возбраняется охранять стратегию фирмы при продвижении товара на рынок и оригинальное решение вопросов управления персоналом. И все же необходимо учитывать, что варианты отнесения сведений, связанных с предпринимательской деятельностью, к коммерческой тайне далеко не безграничны. Законодательство любой страны предусматривает возможность государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности, в частности за полнотой и своевременностью уплаты налогов. Поэтому правовыми актами устанавливается объем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, не могут составлять коммерческую тайну предприятия: его учредительные документы; разрешительные документы на право осуществления предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и иные сведения о нем, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения. Хотя для признания объекта охраняемым в качестве коммерческой тайны не требуется государственной регистрации и уплаты государственных пошлин, тем не менее, как и иные объекты интеллектуальной собственности, коммерческая тайна должна соответствовать установленным законом критериям охраноспособности. Законом установлены следующие критерии охраноспособности коммерческой тайны: эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации не должно быть свободного доступа на законном основании; требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. В соответствии с первым критерием, к коммерческой тайне не имеет смысла относить информацию, которая не представляет и не может в будущем представлять интереса в той сфере, где существует породивший ее бизнес. К объектам коммерческой тайны могут относиться такие достижения и информация, которые являются существенными факторами для экономики предприятия, оставаясь при этом неизвестными третьим лицам. Поскольку понятие коммерческой тайны очень широкое и емкое, а формы ее выражения весьма многообразны, попробуем назвать хотя бы примерный перечень объектов, которые представляют коммерческую ценность для достаточно большого числа предприятий, а именно: Техническая сфера Результаты опытов и их протоколы; Данные о качестве материалов; Документация по изготовлению; Чертежи; Формулы и рецепты; Статистические расчеты; Конструкционные чертежи; Список деталей; Отчеты о произведенной продукции; Коммерческая сфера Картотека клиентов; Картотека поставщиков; Документация о программировании в коммерческой сфере; Документация об организации сбыта и распространения; Данные об организации производства; Методы рекламы; Данные о финансировании. Вторым критерием охраноспособности является отсутствие свободного доступа к объектам коммерческой тайны на законном основании. Из этого следует, что правообладатель должен принимать все меры, чтобы предотвратить раскрытие информации, представляющей важность с коммерческой точки зрения, при опубликовании различных материалов, экспонировании на выставках, при передаче для ознакомления возможным партнерам или при внедрении результатов интеллектуальной деятельности. Третий и, пожалуй, самый значимый критерий: наличие доказательств, что обладатель коммерческой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Охрана коммерческой тайны – это, не в последнюю очередь, обеспечение безопасности бизнеса. Для решения задачи ограждения информации от несанкционированного доступа посторонних лиц могут быть использованы самые разные меры технического, организационного и юридического характера. С точки зрения доказательств лучше иметь ряд составленных на основании действующего законодательства документов. Если вы не имеете документов, подтверждающих охрану, - вы не охраняете ничего, и в случае возникновения претензий никто вам в суде не поверит. Если, например, обладатель информации не позаботился о том, чтобы возложить на конкретных лиц, будь то его сотрудник или контрагенты, обязанности по неразглашению известных им сведений, его шансы на защиту нарушенных интересов крайне невелики. Правообладателями коммерческой тайны могут выступать в гражданском обороте юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Юридические лица – некоммерческие организации – могут быть субъектами права на коммерческую тайну, если дело касается сведений, относящихся к разрешенной им предпринимательской деятельности. Иностранцы пользуются в России правом на охрану коммерческой тайны наравне с отечественными правообладателями. Право на пресечение недобросовестной конкуренции в статье 2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности названо в числе других объектов права интеллектуальной собственности. А в статье 1 (2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности право на защиту от недобросовестной конкуренции рассматривается как объект промышленной собственности. Недобросовестной конкуренцией признаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинять или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Примерный перечень недобросовестных конкурентных действий: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров; неккорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Основной формой защиты права на коммерческую тайну является обращение к компетентным государственным органам в административном или судебном порядке. Административный порядок защиты предусматривает возможность обращения с заявлением о допущенном нарушении права на коммерческую тайну в специально созданный государственный орган Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в функции которого входит и пресечение недобросовестной конкуренции. Использование судебного способа защиты подразумевается обращение с иском о защите нарушенных прав в суд. Поскольку вопрос о коммерческой тайне непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, данные иски в основном относятся к подведомственности арбитражных судов. В тех случаях, когда в качестве ответчика выступает работник, разгласивший коммерческую тайну вопреки условиям трудового договора, дело рассматривается в суде общей юрисдикции. Одним из способов защиты права на коммерческую тайну является возмещение причиненных убытков. Убытки должны быть возмещены в полном объеме: компенсации подлежит как реальный ущерб, так и упущенная выгода. Однако обязанность обосновать размер убытков возлагается на самого потерпевшего, что порой довольно непросто сделать. Задача обладателя нарушенного права несколько облегчается тогда, когда имеются доказательства, что нарушителем извлечены доходы за счет использования незаконно полученной информации. В этом случае потерпевший может потребовать возмещения наряду с другими убытками и упущенной выгоды в размере не меньшем, чем полученные нарушителем доходы. Помимо гражданско-правовых способов защиты закон предусматривает уголовно-правовые санкции за незаконное посягательство на коммерческую тайну. Незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну, заключаются в том, что данные, к которым нет свободного доступа, передаются конкурентам, причем делается это любыми незаконными способами, в том числе путем похищения документов, подкупа или угроз в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений. Привлечение к уголовной ответственности конкретных виновников преступления не исключает заявления потерпевшими гражданско-правового требования о возмещении причиненного вреда. В частности, в тех случаях, когда сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашены или незаконно использованы работниками государственных или иных организаций, соответствующие требования о возмещении вреда могут быть адресованы либо непосредственно этим организациям в соответствии со ст. 402 ГК РФ, либо государству, основываясь на ст.16 ГК РФ. |