С 28 ноября по 1 декабря 2005 года в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова проходила федеральная школа-конференция для победителей конкурса инновационных проектов аспирантов и студентов по приоритетным направлениям развития науки и техники, являющаяся одним из элементов реализуемой Министерством образования и науки Российской Федерации Федеральным агентством по науке и инновациям (Роснаукой) федеральной целевой научно-технической программы <Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники> на 2002-2006 годы. Эта школа-конференция стала третьим заключительным этапом, проходившего впервые во всероссийском масштабе, конкурса инновационных проектов аспирантов и студентов. Конкурс проходил в три этапа. На первом этапе все желающие размещали свои проекты на специализированном сайте, а сами проекты прошли первоначальную экспертизу. На втором этапе авторы лучших опубликованных проектов были приглашены на конференцию по своему приоритетному направлению развития науки, техники и технологий, где их презентации оценивал квалифицированный экспертный Совет. А третьим этапом конкурса стала федеральная школа-конференция в Научном парке МГУ. В рамках работы школы-конференции в МГУ был осуществлен индивидуальный тренинг с авторами проектов по доведению их презентаций до требований программы <Старт>, реализуемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фондом Бортника). Лучшие проекты федеральной школы-конференции будут рассмотрены на внеочередном ближайшем конкурсном жюри этой программы, что открывает для их авторов возможность начала практической реализации своих инновационных разработок. Заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям Александр Клименко подчеркнул: <Эта программа показала желание и возможности государства активно влиять на формирование новой инновационной среды, формировать кадровый потенциал, способный осуществлять научно-инновационные проекты на уровне самых современных требований. Ведь мы впервые создаем реальные и обоснованные возможности реализации молодыми перспективных инновационных проектов. Но это только часть тех систематических и целенаправленных усилий, которые предпринимает государство для поддержки молодых ученых. В следующем году мы продолжим организацию подобных проектов>. Всероссийский конкурс инновационных проектов аспирантов и студентов стал только одним из элементов мер по сохранению и развитию кадрового потенциала научно-технической сферы и поддержки перспективной молодежи в науке, осуществленных Роснаукой в этом году. В 2005 году были увеличены количество и размер ежегодно присуждаемых грантов Президента Российской Федерации для молодых докторов и кандидатов наук - 500 кандидатов и 100 докторов наук в возрасте до 35 и 40 лет соответственно. Размер грантов теперь составит - 150 тыс. рублей (для кандидатов наук) и 250 тыс. рублей (для докторов наук). Наряду с традиционной формой грантовой поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, для их финансирования были выделены средства в действующей с начала года новой редакции Федеральной целевой научно-технической программе (ФЦНТП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы. Объем финансирования молодых ученых и ведущих научных школ рамках мероприятий ФЦНТП в 2005 году составил почти 600 млн. рублей, что превышает <грантовые> формы финансирования в 1,6 раза. По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по науке и инновациям, заместителя председателя Совета по грантам Президента РФ Александра Клименко, главной целью ФЦНТП является концентрация лучших ученых страны для решения ключевых вопросов развития ее научно-технического потенциала. Реформы в науке сегодня уже не только слова - это реальные проекты и реальные средства для их осуществления, выделяемые государством через Роснауку. Интересно, что вопрос о необходимости привлечения молодежи и ее поддержки в науке приобрел уже не только черты реальной политики, но и может быть выражен в количественных показателях, в том числе и финансовых. Финансирование <смены поколений> в науке, сохранение традиций и научных отечественных школ сегодня один из реальных и оплачиваемых государством приоритетов политики в научной сфере. Начавшаяся целенаправленная ритмичная работа системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ может стать импульсом к возрождению потенциала России как одного из центров мировой науки. Источник: |