За последние пять лет государство выделило на проведение исследований по обеспечению научной поддержки основных реформ - бюджетной, налоговой, жилищной и пенсионной- 205,5 млн руб., а всего на научные разработки по экономической тематике - около 1,5 млрд руб. Немалая часть этих денег была освоена организациями, которые связаны с заказчиками исследования - чиновниками различных министерств и ведомств, а фактически выброшена на ветер. Именно поэтому качество проводимых реформ оставляет желать лучшего, утверждают аналитики компании ФБК, которые представили вчера доклад "Экономические исследования и экономические реформы". "В последнее время все чаще и чаще правительство выносит на обсуждение непроработанные проекты. Именно поэтому мы решили проанализировать, какую научную работу заказывает государство и сколько на это тратит",- сообщил вчера директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. С 2001-го по середину 2005 года государство заказало научным организациям и частным исследовательским центрам 945 научно-исследовательских работ и потратило на эти цели около 1,5 млрд руб. Больше всего денег было израсходовано на финансирование работ по научно-технической и инновационной политике (269,3 млн руб.), а также структурной политике (231,6 млн руб.). Меньше всего было выделено тем, кто выполнял исследования по формированию рынка доступного жилья (всего 900 тыс. руб.) и по развитию частно-государственного партнерства (1,1 млн руб.). Экспертов немало удивил факт, что на исследования, связанные с проведением основных реформ, правительство за последние пять лет выделило всего 205,5 млн руб. Так, на научные работы по организации пенсионной реформы государство потратило всего 7 млн руб., а на финансирование научной части жилищной реформы и того меньше - 5,1 млн руб. Больше повезло тем, кто занимался научной частью налоговой и бюджетной реформ. На перестройку фискальной системы было потрачено 99,8 млн руб., а бюджетной - 93,6 млн руб. "И вот поэтому налоговая и бюджетная реформа выглядят более или менее успешно, хотя основным заказчиком работ выступал не Минфин, который курирует ее проведение, аМЭРТ и другие ведомства",- отметил Николаев. По мнению Игоря Николаева, между тем, сколько денег выделено на научное обеспечение реформы, и ее результативностью есть прямая связь. "Чем меньше финансирование, тем менее успешно проходит реформа",- подчеркнул аналитик. Эксперты также уверены, что существенная часть выделенных на научные разработки денег была потрачена впустую. "Бывает, что научная работа, на которую выделены приличные деньги, состоит из трех листочков,- возмущается Николаев.- Или на протяжении нескольких лет заказывается одна и та же работа под одним и тем же названием - это же полный беспредел". К тому же большая часть так называемых научных работ на самом деле таковыми не является, добавляет гендиректор Федерального центра проектного финансирования Александр Шамрин. "Это просто разработка какой-то небольшой инструкции или таблички",- отмечает Шамрин. Существующая система распределения госзаказа на научные разработки на конкурсной основе нуждается в реформировании, делают вывод специалисты ФБК. "Необходимо публиковать все научные работы в интернете: так можно решить большинство проблем,- убежден Николаев,- ведь никто не осмелится выставлять на всеобщее обозрение исследования из трех страниц". /"Бизнес", www.b-online.ru, 26.10.2005/ |