25 октября состоялась встреча Председателя партии "Единая Россия", Председателя Государственной Думы, Бориса Грызлова с Министром науки и образования Андреем Фурсенко. Особое внимание на встрече было уделено выступлению Президента РФ Владимира Путина в г Зеленограде на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, где были намечены приоритетные направления научно-технической политики. Борис Грызлов рассказал о новой партийной инициативе в сфере науки - проекте "Фабрика мысли": "Этот проект направлен на поддержку ряда перспективных инновационных направлений, таких, как нанотехнологии, водородная энергетика, биохимия". Он также подчеркнул, что объединение усилий и возможностей российского образования, науки, скорейшее решение проблем, связанных с привлечением бизнеса, является важнейшим фактором инновационного развития. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Сергей Колесников: - Первые шаги для переориентации российской экономики на инновационный путь развития были сделаны несколько лет назад. Был разработан и принят закон "Об особых экономических зонах". Вторым шагом стало появление в бюджете Инвестиционного фонда. Отмечая справедливость слов президента, о России, как о стране больших инвестиций, должен отметить: инвестиций действительно много, но они имеют преимущественно прикладное хозяйственное значение. Простое перечисление семи инвестиционных проектов, которые утвердил МЭРТ, - объездная дорога вокруг Петербурга, Сочинский проект и т.д., позволяет убедиться, что эти проекты хозяйственные, но не инновационные. Между тем инновационная деятельность это непрерывный цикл создания рыночного продукта. От научной идеи через конструкторскую разработку, патентование к производству - таков этот цикл. Инновационный путь экономики - это, прежде всего появление собственных высоких технологий, ориентированных в будущее, это цепочка "наука- производство", о необходимости скорейшего восстановлении которой говорил В.Путин, это льготное налогообложение и кредиты для научных разработок. Проблема развития инноваций назрела давно. Связано это, прежде всего с тем, что на чужих разработках далеко не уедешь - это дорого и неэффективно. Только на первый взгляд кажется, что купить дешевле, чем создавать самим. На деле же разработка лекарства, закупленного за рубежом, обходится в 100 млн долларов, а такое же лекарство, созданное у нас, в 1-2 млн долларов. Соответствующие разработки российских ученых существуют, они ни в чем не уступают зарубежным аналогам. Но чтобы сэкономить 99 миллионов, сначала нужно сформировать механизмы инновационной политики. Чем собственно и занимается наш комитет на законодательном уровне. Вопрос в главном, как привлечь инвестиции бизнеса в науку? Я полностью разделяю обеспокоенность нашего президента, тем фактом, что частные инвестиции не идут в науку. Однако слова президента должны быть подкреплены конкретными делами исполнительной власти в лице руководителей МЭРТ и Минфина. Иными словами, государство должно подать пример, что оно заинтересовано в фундаментальных исследованиях, что оно готово разделять риски, несомые частными инвесторами. Пока по такому принципу работает единственный фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере - фонд И.М.Бортника. Там есть деньги и государственные, и частные. Фонд доказал свою эффективность. В большинстве же других случаев, наше правительство занимает равнодушную позицию в отношении науки, мол, эта отрасль рискованная, мы на это денег не дадим, помогать вам не собираемся, спокойнее жить на прибыль от продажи сырьевых запасов или природной ренты. Вы можете вкладывать деньги, но налоговых послаблений вам не гарантируем. По-моему, это рудименты "диких 90-ых", когда промышленный сектор науки был полностью разрушен, а основной психологией стало: купи- продай и получи через полгода двукратную прибыль. В этом причины того, что бизнес не хочет вкладываться в науку и в покупку новых технологий. Считаю, что необходимым условием для выполнения задач в области инноваций, поставленных президентом, должно стать уменьшение налогового бремени на инвестиции в науку. Сейчас в правительстве находятся 14 законопроектов об инновациях, разработанных нашим Общественным экспертным советом по инновационной политике и интеллектуальной собственности при Комитете по образованию и науке. И хотя многие из них фактически повторяют слова президента, эти законопроекты встретили серьезное сопротивление Минфина. Они касаются поправок в Налоговый кодекс. Собственно большинство из этих мер либо уже были апробированы в советское время, либо частично упомянуты в законе" Об особых экономических зонах". В частности предлагается: 1. Снизить социальный налог до 14 % для инновационных предприятий. 2. Внести в расходную часть научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, включая и те, что выполнены за три года до этого. 3. Восстановить 50% льготы по налогу на прибыль, если она вкладывается в развитие производства. 4. Снять ограничение по банковским кредитам. Сегодня если научное учреждение берет кредит, то в себестоимость продукции на расходную часть можно включить лишь его определенный процент. Если кредит под 17% годовых, позволено включить только 10%. Возникает вопрос, если это ставка банка, почему ее часть инвестор должен покрывать из своих доходов. 5. Освободить от налогообложения вложенные бизнесом деньги в образование и науку. За подаренный компьютер, как только школа его поставит на баланс, она платит в бюджет по ставке 26% как с прибыли. Но на все наши предложения мы получаем из Минфина один ответ: это откроет дорогу для коррупции. Но, увы, такие предпосылки уже возникли из-за неоправданно жестких решений чиновников. В своем выступлении президент подчеркнул необходимость инвестирования, прежде всего в технологии, а не в быстроустаревающую технику. Позволю себе развить эту тему: закупается заведомо старое оборудование и делается это по цене нового. Добавлю, при закупке устаревшего оборудования или технологий западные компании предоставляют бешеные скидки, и это действительно создает почву для злоупотреблений. Но на это правительство почему-то внимания не обращает. Давайте же сопоставим риски и возможности. Принятие наших законопроектов - это реальная возможность осуществить прорыв в сфере инновационных технологий. А компенсацию рисков, по-моему, вполне могут взять на себя контролирующие органы, которые созданы государством в достаточном количестве. Помимо этого, контроль и управление инновационным процессом в стране могли бы осуществляться Советом по инновациям. Такой орган есть при президенте РФ, но его, к сожалению, нет в правительстве, хотя формирование инновационной политики проблема комплексная и в такой Совет обязательно должны входить представители разных ведомств, депутаты, представители бизнеса. Только сконцентрировав наши усилия, мы сможем добиться перехода экономики России на инновационный путь развития. Сейчас, когда политическая воля проявлена на самом высоком уровне власти, наступает время конкретных дел. / |