Купить панельные воздушные фильтры
Правительство России рассмотрело вопрос об особых экономических зонах (ОЭЗ). На сегодняшний день одобрено создание 6 таких зон (из 72 территорий-претендентов), и первый зампред правительства Дмитрий Медведев выразил надежду, что они станут инструментом "для привлечения инвестиций, перехода на инновационный путь развития". Кроме того, Медведев вручил генеральному директору "Северсталь-авто" Вадиму Швецову первое свидетельство резидента ОЭЗ "Алабуга" в Елабуге, где компания собирается запустить "отверточную" сборку автомобиля Fiat Ducato. Планируется, что в год будет производиться 75 тысяч машин. В начале 90-х в России уже были экономические зоны, тогда они назывались "свободными" (СЭЗ). На территории СЭЗ действовал принцип таможенной экстерриториальности. Иными словами, налоги там были значительно меньше, чем во всей остальной стране. В 90-х чиновники по-наполеоновски мечтали, чтобы из этих зон шел экспорт "туда" и валюта - "сюда". Но в результате они стали "заповедниками" контрабанды, рэкета, коррупции. После чего СЭЗ были закрыты. И лишь в прошлом году был принят закон, включающий зеленый свет для современных зон - особых экономических. В результате действия этого закона внедренческие зоны - для новых разработок и НИОКР - созданы распорядительными документами в Зеленограде, Томске, Санкт-Петербурге, Дубне; промышленные - в Елабуге и Липецкой области. Резиденты этих зон получают освобождение от налогов на имущество и землю, освобождаются от НДС и импортных пошлин при ввозе оборудования. Резиденты промзон смогут уменьшить налог на прибыль и на НИОКР, а в научных зонах наполовину снижен ЕСН. Местные бюджеты финансируют создание инфраструктуры зон - прокладку дорог, инженерных коммуникаций. В этом году на инфраструктуру ОЭЗ из федерального и местных бюджетов вотировано 16 млрд. рублей. Чиновники считают, что "процесс пошел", поскольку резидентами ОЭЗ уже стали такие крупные компании, как "Индезит", Great Wall, Boeing, Motorola, General Motors, Siemens, Alcatel... Причем они готовы инвестировать миллионы долларов, а к концу будущего года, когда в научных зонах появится инфраструктура, бизнес-инкубаторы, возможность аренды по льготным ставкам, туда должен прийти малый и средний бизнес. В правительстве планируют, что к 2010-2012 годам в ОЭЗ стратегическими инвесторами будет вложено 5-8 млрд. долларов. Но, как показал ход заседания правительства, это только мечты - на деле в большинстве зон не создано ничего, одни пустыри. Это признал и глава Минэкономразвития Герман Греф, чье ведомство является главным лоббистом ОЭЗ, заявивший, что почти во всех зонах существуют проблемы - от разбитых дорог до отсутствия электроэнергии. Более того, пока неизвестно, как будет оформляться и декларироваться товар на таможне при перемещении в зону и из нее, непонятно, каким образом будет реализовываться документально право на снижение налогов по НИОКР и производству. По мнению экспертов, на решение всех этих оргвопросов уйдет не менее 2-3 лет. Впрочем, Греф не теряет оптимизма. Он заявил, что "с момента законодательного оформления зон прошел ровно год, и сейчас этот процесс в России идет быстрее даже в сравнении с мировыми лидерами в этой области - Индией и Китаем". Однако по прошлому опыту СЭЗ в России ясно, что торопливость здесь не есть залог успеха. Да и мировой опыт неоднозначен. Из 50 развивающихся стран, в той или иной мере использовавших стратегию свободных экономических зон, что-то получилось у 5-7. Причем именно у тех, кто не только раздавал налоговые преференции территориям, но всерьез относился к угрозе коррупции, контрабанды и должностных преступлений. Подводя итоги заседания кабинета, Дмитрий Медведев с возмущением заявил: "Если судить по бумагам, создано много. Реально действуют две - Калининград и Находка. Скверно". После чего министры решили заслушать вопрос о зонах в конце года по-новому. КОММЕНТАРИЙ Михаил ДЕЛЯГИН, научный руководитель Института проблем глобализации: - О создании особых экономических зон сейчас во власти говорится много. Но на практике правительством ничего не делается для создания полноценных ОЭЗ с ослабленным налоговым режимом и твердым правовым обеспечением. Происходят только ритуальные бюрократические разговоры и ничего более. Мы помним, что творилось в тех зонах, которые были раньше. Они служили главным образом для "вытягивания" денег из страны и подкормки управляющих структур, как было, скажем, в Ингушетии. О перспективах нынешних ОЭЗ говорить рано: пока правительство не создало их такими, какими обещало. Что же касается китайского опыта, на который равняются наши чиновники при построении ОЭЗ, то там коррупция введена в рамки, с ней всерьез борются, заставляя местных бюрократов думать прежде всего об интересах страны. Именно в этом секрет успеха свободных экономических зон по-китайски, который нам неплохо перенять. / |