Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину от российских ученых Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Около 2 лет назад при Вашем непосредственном участии были приняты Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 г. С тех пор Вами приняты меры для укрепления прикладного и особенно военного секторов науки. Но, к сожалению, Правительством далеко не в полной мере выполнены данные ему поручения. В результате к 2004 г. фундаментальные исследования выпали из перечня приоритетных направлений науки и технологии РФ. В этом году Вы придали динамизм процессу перехода к экономике, основанной на знании, и сейчас сложились условия благоприятные для следующих шагов. К сожалению, они затруднены тем, что пока не сформулирована научная политика страны, нет стратегии развития государства, Советом Безопасности не проанализированы те негативные долговременные последствия некоторых тактических действий, которые могут проявиться лишь спустя многие годы, но исправить которые к моменту их проявления будет уже невозможно. Вас, Президента РФ, ответственного за будущее страны, мы обязаны предупредить о такой опасности, требующей немедленного принятия адекватных мер. Речь идет О СУДЬБЕ РОССИИ в XXI веке в связи с сложившимся отношением к фундаментальной науке. В последнее время об этом стали много говорить (но не делать). Мы, возможно впервые, обращаем внимание на те предельно жесткие сроки, которые отпущены на исправление ситуации. Вопрос не сводится к бюджету науки или к положению РАН (как об этом часто говорят). Половина фундаментальной науки находится в Минатоме, Минобразования, МГУ, РАМН и др. госакадемиях. В России фундаментальная наука пока еще не потеряла силу, но уже вступила на путь вымирания. Пора избавляться от мифов о возможности возрождения сильной России без сильной фундаментальной науки в ней. Ситуация подобна плаванию «Титаника», когда господствовал миф о его непотопляемости и опасность была замечена слишком поздно. Нам уже не избежать потерь, но еще можно сохранить плавучесть России в океане мировой истории. В Правительстве и в др. государственных структурах РФ сложилось непонимание роли фундаментальных наук и, что особенно опасно – мнение о ненужности ее для современной России. Например, на заседании Совета Безопасности 24.02.04 прозвучало сравнение вложения денег в фундаментальную науку с попыткой «отапливать улицу». Оно ошибочно, больно бьет по безопасности РФ и очень удачно подыгрывает геополитическим интересам США и ЕЭС. Без подпитки свежими фундаментальными идеями уже через 5-15 лет инновационный процесс станет испытывать «голод на идеи». Утопична надежда черпать технологические идеи из Интернета или из мировой научной литературы. Без естественных наук мирового уровня у нас не будет ни «зародышей» новых технологий, ни «чутья» на них, ни той научной среды, которая смогла бы «вскормить» их и передать в прикладные НИИ на «воспитание» даже, если кто-нибудь поделится с нами. Для России - страны с сильным ВПК, легко могут быть созданы новые КОКОМы и компьютерные фильтры в Интернете. Они заблокируют все, что позволило бы «выйти» на высокие, двойные и критические технологии. Т.о., без фундаментальной науки страна обречена на глубокую зависимость экономики и техновооруженности армии от конъюнктуры международных отношений на время, требуемое для ее восстановления, т.е. на ближайшие 50 -100 лет или более. Таков, приложенный к условиям России XXI века, исторический опыт ведущих стран мира. Минимальный срок – 40-50 лет определяется временем накопления «ноу хау» научных школ и требует непомерных расходов. Гораздо эффективнее сохранить и развивать то, что имеем. Начинать спасать фундаментальную науку надо именно теперь – через 4-5 лет будет уже поздно. Как Вы говорили, средний возраст докторов наук достиг 61 года. Большинство из них не имеют преемников и нужно около 10 лет, чтобы выбрать и передать им незримое «ноу-хау» науки. Если начать немедленно, смена поколений произойдет при среднем возрасте руководителей 71 год. Если промедлить еще 5 лет – то 76 лет. Доля лиц, сохраняющих работоспособность, убывает в этом интервале возрастов очень быстро. Для сохранения ощутимой части еще существующих школ нужно принять экстренные меры в ближайшие 1-3 года. Чем раньше и интенсивнее будет поддержана фундаментальная наука, тем большую часть ее удастся сохранить, тем раньше станет конкурентоспособной промышленность, мощнее и независимее военно-промышленный комплекс, сильнее экономика, лучше медицина и условия жизни, слабее социальные, демографические и иные проблемы. Стабильно высоким будет авторитет России. Нужны ВСЕ фундаментальные науки. Спасать надо все направления исследований. История науки и техники доказывает, что внутренняя логика развития фундаментальной науки сама определяет наиболее перспективные направления, и из них непременно возникают со временем технологические приложения. В Приложении конспективно изложены наши предложения о путях выхода из кризиса. Далеко не все сводится к деньгам, хотя и без них ничего не получится -- фундаментальные науки всюду находятся на госбюджетах. Важен баланс между возможностями и потребностями. Основа его достижения - равноправный диалог руководства страны с широкими кругами профессионалов в области науки, образования и просвещения. Мы готовы по Вашему поручению детальнее изложить природу угрозы, специфику фундаментальной науки, обосновать наши предложения. Приложение: Меры по преодолению кризиса фундаментальной науки - на 2 листах. Письмо поддержано годичным собранием Санкт-Петербургского союза ученых 24 апреля 2004 г. В.В.Лунин, академик Вице-президент Союза научных обществ России Зам. Академика-секретаря Отделения химии и наук о материалах РАН В.Л.Гинзбург, академик РАН От имени Съезда международной общественной организации «Астрономическое общество», принявшего письмо 6 июня 2004 г. Сопредседатели: В.Н.Обридко, доктор физ.-мат. наук Л.В.Рыхлова, доктор физ.-мат. наук председатель Международного Бюро Н.Г.Бочкарев, доктор физ.-мат. наук, акад. РАЕН А.М.Черепащук, член-корреспондент РАН, Вице-президент Европейского Астрономического Общества, Директор Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга при МГУ им. М.В.Ломоносова С.П.Капица, доктор физ.-мат. наук Президент Евразийского Физического Общества, член Президиума Российской Академии Естественных Наук, вице-президент Союза научных обществ России В.С.Степин, академик РАН, Директор института философии РАН ПРИЛОЖЕНИЕ к письму В.В.Путину «Фундаментальная наука и будущее России» МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КРИЗИСА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ и связанных с ним последствий угрозы будущему России на период до конца XXI века. Считаем нужными принять следующие меры в областях организационного и экономического обеспечения, реорганизации управления, подготовки кадров, международной деятельности и модернизации приборной базы фундаментальной науки: 1) осознать серьезность момента: 2–4 года определят судьбы фундаментальной науки и страны в целом, причем в долгосрочной перспективе – до конца XXI века, и безотлагательно и принять организационные меры: а) восстановить раздел «фундаментальные исследования» в перечне приоритетов науки и технологий РФ; б) начать конструктивное обсуждение путей разрешения кризиса фундаментальной науки, и не позднее 2005–2006 годов развернуть программу его преодоления, охватывающую весь комплекс «НАУКА -– ОБРАЗОВАНИЕ -- ПРОСВЕЩЕНИЕ»; в) дополнить Концепцию национальной безопасности РФ: отразить в ней ключевую роль фундаментальной науки для стратегических перспектив экономической и военной безопасности; усилить раздел об образовании, приведя его в соответствие с решениями, принятыми в феврале с.г.; 2) в области экономического обеспечения: а) перевести в некоммерческую часть экономики необходимую часть триады, обеспечивающую устойчивое развитие науки: фундаментальную науку и научное приборостроение, вузы и послевузовское образование, школы, дошкольные и внешкольные учреждения, а также информационное обеспечение и повышение квалификации преподавателей, учителей, работников просвещения; б) поддержать предложение Совета по науке и технологиям от 09.02.04 о разработке механизма, позволяющего направлять 1-1,5% от объема реализации товаров (работ, услуг) на финансирование инноваций и НИОКР, в том числе фундаментальной науки; 3) начать реорганизацию управления фундаментальной наукой, образованием и просвещением на основе принципов самоорганизации, состязательности, гласности и прозрачности работы, а именно в течение 2005-2007 годов увеличить с 8% до 20-30% долю финансирования через государственные научные фонды РФФИ, РГНФ и фонд поддержки малых инновационных проектов, расширяя их число и круг решаемых ими задач (мы готовы дать конкретные предложения) и целевые госпрограммы, восстановить реально действующие Советы фондов и программ, защитив их от излишнего вмешательства Правительства; широко привлекать к работе профессиональные общества; 4) о подготовке кадров для науки: срочно а) начать реализацию решений Совета по науке и технологиям от 09.02.04, включая вопрос об освобождении от призыва в вооруженные силы в предлагавшейся там формулировке; б) усилить работу по пропаганде и популяризации научных знаний, интеллектуальному развитию личности с раннего детства, компенсируя демографический минимум развитием самостоятельности, широты, логичности и творческого характера мышления каждого ребенка; в) укрепить учительский корпус и систему внешкольного образования (дошкольного, а также кружков, олимпиад и т.д.); г) принять программу развития сети научно-просветительских центров (в том числе, домов научно-технического творчества молодежи, планетариев); увеличить выпуск добротных и доступных научно-просветительских и учебных изданий, наглядных пособий (включая электронные), передач на радио и телевидении, материалов в Интернете; д) сберечь и закрепить превосходство российского образования над западным, сохранив его фундаментальность; объяснять учащимся (и населению) роль фундаментальных наук в современном мире. 5) в международных делах: а) обобщить Ваши тезисы об укреплении международной кооперации в науке и образовании до создания единого научно-образовательного и культурного пространства в масштабах всех заинтересованных стран (СНГ, страны Балтии, Восточной и Центральной Европы и, возможно, другие) на базе создания совместных учреждений, научных, образовательных, просветительских, культурных программ и некоммерческого распространения литературы на русском и других языках; б) предпринять усилия к расширению участия ученых России в проектах 7-й рамочной программы ЕЭС; в) упростить визовый, регистрационный, таможенный режимы при деловых визитах и совместных работах деятелям науки, образования, просвещения; 6) по приборной базе науки: а) расходы по статье «Поддержание уникальных научных стендов и установок» следует срочно поднять хотя бы до уровня 1% бюджета науки; б) увеличить в 3-4 раза объем средств, выделяемых на программу «Приборная база науки»; в) постепенно обеспечивать науку новым поколением уникальных приборов; при этом важно соблюдать баланс между возможностями и потребностями, между интеграцией в международные научные структуры и инвестициями в отечественную космическую и оборонную индустрию уникального приборостроения; без широкого обстоятельного обсуждения в научной среде и диалога с властью выбор не будет оптимальным. "Национальная безопасность" |