Зона со многими неизвестными

Эффективность реализации Закона об особой экономической зоне в Калининградской области во многом зависит от того, как распорядятся открывающимися возможностями власти региона.

В начале наступившего года президент Владимир Путин подписал Закон об особой экономической зоне в Калининградской области, рассматриваемый Федеральным собранием почти два года. Он не имеет ничего общего с «рамочным» Законом об особых экономических зонах в РФ. Документ вступит в силу с 1 апреля и направлен на предоставление льгот инвесторам, вкладывающим в экономику региона не менее 150 млн рублей. Такие инвесторы, согласно закону, называются резидентами зоны и на первые шесть лет полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль и имущество, а в последующие шесть лет – наполовину. Закон также вводит режим свободной таможенной зоны, предполагающий беспошлинный ввоз товаров на территорию области, кроме подакцизных и запрещенных к ввозу в таком режиме правительством РФ. Продукты переработки импортных товаров, вывозимые на территорию России, будут облагаться пошлинами.

Трудности переходного периода

До 1 апреля в Калининградской области формально продолжает действовать старый Закон об ОЭЗ от 1996 года, также предусматривающий беспошлинное перемещение товаров через границу зоны. Несмотря на это, с 1 января вступили в силу два подзаконных акта правительства РФ, принятые в пакете с новым законом. Один из них предписывает квотирование ввоза определенной продукции, в том числе автомобилей, мяса крупного рогатого скота и свиней, второй запрещает беспошлинный ввоз другого списка товаров, в том числе мяса птицы.

Калининградские таможенники получили правительственные постановления днем 31 декабря и практически сразу прекратили оформление упомянутых в них товаров. Переработчики импортного мяса птицы вынуждены были законсервировать производство и платить за хранение сырья в иностранных портах. Пострадали и смежные отрасли, например звероводческая: обычно в качестве кормов для норок и песцов используются отходы переработки птицы, а сейчас звероводам приходится закупать корма за границей, что намного дороже. Ситуация с квотируемой продукцией еще более печальна. Калининградские автоперегонщики, имевшие смелость привезти машины в январе, вынуждены держать их на польских складах временного хранения, поскольку подразделение областного правительства, которое должно продавать квоты, распущено еще осенью. Предприниматели такое положение дел считают недопустимым и с нетерпением ждут 1 апреля.

Закон непрямого действия

Что же касается сути нового закона, то эксперты комментируют его со сдержанным оптимизмом. Главным недостатком считают весьма общий, «рамочный» характер, оставляющий решение большинства конкретных вопросов за администрацией ОЭЗ, утверждаемой губернатором. Генеральный директор калининградского консалтингового центра «Бизнес-Эксперт» Георгий Дыханов считает, что реализация закона во многом зависит от того, как будет его трактовать тот или иной государственный орган. «Все, что отдается на откуп чиновникам, всегда малопредсказуемо», – уверен Дыханов.

Руководитель Центра анализа полюсов роста и особых экономических зон Института экономики РАН Наталия Смородинская еще более категорична. «Весь текст закона противоречив, – говорит Смородинская, – трактовки статей потом подправят чиновники по своему усмотрению. Не надо искать в законе логику, за исключением той, которая позволит некоторым структурам (московским и петербургским) успеть заработать миллионы на двойных льготах до того, как Россия вступит во Всемирную торговую организацию».

Главная задача, которая ставилась разработчиками закона, – создать стимулы для привлечения в анклав новых инвесторов. Начальник департамента инвестиций правительства Калининградской области Олег Дановский рассчитывает, что закон позволит построить новые экспортноориентированные производства со значительным объемом инвестиций. В областной администрации ожидают, что приток инвестиций обеспечит прирост валового регионального продукта области на 10-12% в год.

Иностранцы не в восторге

Георгий Дыханов в своих оценках не так оптимистичен. Если говорить об иностранных инвесторах, то для них, как считает Дыханов, льготы вообще не имеют большого значения, пока они не видят защиты от рисков на федеральном и областном уровнях. «Для иностранцев важнее стратегия развития региона, гарантия решения административных вопросов», – отмечает Дыханов. Первоначально в законопроекте было предусмотрено особое административное сопровождение проектов резидентов ОЭЗ, однако из окончательной редакции эта глава исчезла.

По объему прямых инвестиций в экономику области после оффшоров лидирует Германия. Консул ФРГ в Калининграде Гидо Херц говорит, что установленный для налоговых льгот барьер почти в 5 млн евро слишком высок для увеличения инвестиционного потока: все предыдущие немецкие инвестиции в Калининграде были ниже этого уровня. По информации центра «Бизнес-Эксперт», реализуемые на территории области шведские, датские, литовские, польские инвестиционные проекты также невелики по объемам.

Крупнейшими инвесторами в экономику области, по данным официальной статистики, являются Кипр (40% прямых иностранных инвестиций), Виргинские острова, Швейцария и Маршалловы острова Великобритании. Понятно, что в основном это российские (а может, и калининградские) инвесторы. Они, по-видимому, и стали главной целевой группой закона. Аналитики полагают, что при соответствующей миграционной политике (сейчас в области явный дефицит квалифицированных работников) приход крупных российских инвесторов состоится. Не исключено, что этот приток будет способствовать обновлению основных фондов области (до сих пор их износ только усугублялся, невзирая на действие Закона об ОЭЗ).

Трезвый взгляд

Для ныне действующих предприятий – переработчиков импортного сырья новый закон устанавливает переходный период. Эти предприятия не могут стать резидентами новой ОЭЗ, то есть получать налоговые инвестиционные льготы, но для них на 10 лет сохраняется тот же режим беспошлинного импорта и свободных поставок в Россию, в котором они привыкли работать. Единственная разница – несколько ужесточаются критерии переработки для признания товара произведенным в ОЭЗ.

Долгосрочные перспективы таких предприятий напрямую связаны с возможностью капитализации прибыли в ближайшие 10 лет. За это время они могут накопить инвестиции на десятки миллионов долларов, но все равно не получат статус резидентов зоны. По сути, закон подталкивает переработчиков импортного сырья к созданию новых юрлиц, на которые по липовым договорам будет перекачиваться производственная прибыль для последующего получения статуса резидента. По наблюдениям Георгия Дыханова, сейчас бизнес думает не о том, как выстраивать долгосрочные стратегии, ориентированные на создание конкурентных преимуществ, а о том, каким образом подстроиться под требования нового закона.

Внутри региона не очень много тех, кто найдет возможность и бизнес-идею для 150-миллионных инвестиций. Самый простой способ добиться получения льгот по инвестиционному проекту, который стоит меньше указанного в законе барьера, – завышение стоимости строительства. Сейчас она, напротив, обычно занижается с целью уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Теперь если завысить стоимость, например, в полтора раза и на 12 лет получить льготы по налогу на имущество, то за 30 лет с учетом амортизации здания сумма всех выплат по этому налогу уменьшится на четверть. Определенная экономия будет достигнута и на налоге на прибыль. При этом «лишнюю» стоимость можно будет провести через родственную строительную компанию, после чего обналичить или вернуть переплаченные деньги другим способом. Иными словами, в анклаве возрастет рынок теневых финансовых услуг. Не исключено, что эти деньги будут уводиться в оффшоры и, как следствие, возрастет вывоз капитала.

Козыри – в руках администрации

Эксперты сходятся во мнении, что, учитывая «рамочный» характер закона, достижение главной его цели – ускорение социально-экономического развития области – во многом будет зависеть от решений администрации региона.

В отличие от первых редакций законопроекта, в окончательном варианте нет ссылки на то, что резидентом зоны может быть только новое юрлицо, то есть действующим в области предприятиям оставлен шанс попасть под преференции без лишнего «почкования». Это дает надежду, например, рыбопромысловым компаниям. Любое судно, даже не новое, стоит не меньше указанного инвестиционного ценза, значит, его покупка может считаться инвестиционным проектом. Требование организации нового юрлица свело бы эту возможность на нет: ведь новая промысловая компания не может получить квоты на вылов рыбы. Но есть другая проблема: резидент, согласно закону, должен «осуществлять производство исключительно на территории Калининградской области». Поэтому судьба промысловиков напрямую зависит от того, признают ли чиновники судно, вышедшее в море, как территорию Калининградской области или нет.

Требование закона о том, что инвестиционный проект должен реализовываться именно на территории Калининградской области, тоже оставляет вопросы. Должен ли инвестор разместить в анклаве производство целиком или может построить отдельный цех в Литве или Польше? Судьбу таких проектов будет тоже решать администрация региона. Как именно – пока неясно.

В силах властей сделать так, чтобы новый закон стал полезен строительной отрасли. Строящееся здание теоретически может отвечать требованиям к инвестициям резидентов ОЭЗ. «Можно получить преференции, если проектом является строительство здания, которое затем остается в собственности девелопера и сдается в аренду (например, это может быть бизнес-центр), если, конечно, стоимость строительства достигнет 150 млн рублей, – считает Андрей Кропоткин, глава компании „ТУТА Строй“. – Если не достигнет, инвестиционным проектом может стать строительство комплекса зданий или жилого квартала».

Есть способ сделать льготируемым инвестиционным проектом и строительство жилого дома на долевой основе. Для начала достаточно будет зарегистрировать юрлицо с долями в уставном капитале, пропорциональными средствам дольщиков, а после сдачи дома долю застройщика можно будет продавать с прибылью, освободив ее от налога. В дальнейшем созданное юрлицо может быть ликвидировано, а доли физических лиц выделены им в виде квартир. Документооборот по сравнению с обычным договором о долевом строительстве, конечно, усложнится, но зато и дольщики, и застройщик останутся в выигрыше.

Правда, в отношении жилых зданий в Законе об ОЭЗ есть оговорка – невозможность учета их стоимости в качестве капитальных вложений в инвестиционный проект резидента ОЭЗ. Судя по формулировке, да и по логике вещей, это касается отраслей, в которых жилые дома являются объектами непроизводственной сферы. Решение о том, может ли строительство жилого дома как самостоятельный бизнес стать инвестиционным проектом, будет, вероятно, приниматься администрацией особой зоны. Если чиновники не только примут положительное решение, но еще и проработают законные методы реализации вышеприведенной схемы, население области получит возможность приобретать жилье по более приемлемым ценам.

Иными словами, областные власти с принятием закона получили большую свободу маневра для повышения инвестиционной привлекательности региона и улучшения качества жизни калининградцев. От того, как именно они распорядятся этими возможностями, во многом будут зависеть экономические итоги первого губернаторского срока Георгия Бооса.

/"Эксперт Северо-Запад", №4(257), 30.01.2006/