ОЭЗ осталось только семь


Минэкономразвития намерено создать на первом этапе не десять, как заявлялось ранее, а не более шести-семи особых экономических зон (ОЭЗ). По словам главы МЭРТ Германа Грефа, до 2007 года будет создано четыре-пять технико-внедренческих и две промышленно-производственные зоны. Впрочем, уверяют чиновники, это не значит, что МЭРТ отказывается от первоначальных планов реализовать не менее десяти проектов ОЭЗ. Возможно, уже в следующем году будет проведен конкурс по отбору новых проектов зон.

В начале следующей недели МЭРТ обещает огласить шестьсемь проектов-победителей из 29 заявок на право создания технико-внедренческих ОЭЗ и 41 заявку на право создания промышленно-производственных зон. Именно столько зон, как заявил 22 ноября глава МЭРТ Герман Греф, чиновники считают целесообразным создать на первом этапе реализации проектов. Впрочем, оговорился министр, на этом Минэкономразвития останавливаться не планирует. "В следующем или в 2007 году может быть проведен еще один конкурс среди регионов",- пообещал Греф. По его словам, пока что чиновники намерены ограничиться четырьмя-пятью технико-внедренческими ОЭЗ и двумя промышленно-производственными зонами.

Напомним, что первоначально речь шла о создании примерно десяти особых экономических зон. Однако в федеральном агентстве по управлению ОЭЗ не склонны драматизировать ситуацию. "Речь шла о том, что на первом этапе будет создано не более десяти ОЭЗ. Но это не значит, что их будет именно столько. Цена ошибки крайне высока, так как, по сути, создание ОЭЗ - это пробный шар. Поэтому необходимо максимально осторожно подойти к отбору проектов",- заявил руководитель Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрий Жданов.

Гендиректор Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник, который возглавляет комиссию по отбору технико-внедренческих ОЭЗ, в разговоре с "Бизнесом" отметил, что оценка проектов будет проводиться по балльной системе. С этой целью разработаны специальные математические формулы для определения, например, финансовых и научно-технических показателей регионов.

В свою очередь эксперты предполагают, что наилучшие шансы на создание ОЭЗ - у регионов с высоким финансовым рейтингом и четкой стратегией развития.

От столичного региона на конкурс поступили три заявки, все- на создание технико-внедренческих ОЭЗ. Москва предложила создать ОЭЗ в Зеленограде и Нагатине, а Московская область - в Дубне. В МЭРТ пока что воздерживаются от комментариев по поводу перспектив этих проектов.

В то же время чиновники МЭРТ отмечают, что в целом проекты по созданию техниковнедренческих зон оказались гораздо более качественными, чем заявки на право создания промышленно-производственных ОЭЗ. "Заявки на создание технико-внедренческих ОЭЗ более грамотно и качественно проработаны, так как при их подготовке был задействован научный потенциал. Требования же по созданию промышленных зон более жесткие.

Кроме того, многие заявки подразумевали создание проектов, которые в случае их реализации поставили бы в неравные условия уже существующие производства",- говорит Юрий Жданов.

/"Бизнес", 23.11.2005/ ********

Очень особые зоны

Программа создания в России особых экономических зон (ОЭЗ), шумно инициированная полгода назад, уходит в песок. Министр экономического развития и торговли Герман Греф заметил 22 ноября, что на первоначальном этапе целесообразно создать шесть-семь ОЭЗ: четыре-пять техниковнедренческих и две- промышленно-производственные.

Такой вывод эксперты МЭРТ, входящие в состав конкурсной комиссии, оценивающей шансы регионов на создание ОЭЗ, сделали по итогам рассмотрения 29 заявок на право создания технико-внедренческих ОЭЗ и 41 заявки на право создания промышленно-производственных ОЭЗ.

В своем выступлении Герман Греф не привел обоснований столь высокого отсева претендентов, однако главная причина строгости конкурсной комиссии, вероятно, довольно прозрачна: регионы недостаточно качественно обосновали свои заявки.

В российской практике немало историй отвратительного воплощения самых здравых идей. Процесс создания ОЭЗ тоже может попасть в порочный круг: нет хороших заявок - нет ОЭЗ - нет эффекта, ожидавшегося при их создании.

Почему нет эффекта? А потому, что нет сильных заявок. Почему нет сильных заявок? А потому, что ОЭЗ не дают ожидаемого эффекта.

Похожая эпопея уже который год происходит, например, с банковским кредитованием любого промышленного производства. Банкиры жалуются на непроработанные заемщиками кредитные заявки и денег им, соответственно, не дают. Промышленники, наблюдая результат рассмотрения поданных заявок, делают вывод: в таких банках денег нам не дадут никогда.

Может ли постичь подобная печальная участь и особые зоны? Греф заверил, что после первого отборочного конкурса, результаты которого будут подведены на следующей неделе, пройдет еще один - то ли в следующем, то ли в 2007 году.

Такая неопределенность только укрепляет подозрения в незавидных российских перспективах "локомотивов экономики" (или как там еще принято называть ОЭЗ). Вряд ли даже сам министр экономического развития знает, какие вопросы будут стоять в экономической повестке 2007 года и найдется ли там место для особых зон.

Жесткий государственный подход по принципу "и сам не ам, и другим не дам" оправдан, скажем, при возможном выборе направлений использования средств, накопленных в стабфонде, то есть в случае, когда речь идет о разовом вливании казенных денег в хозяйственные проекты. Думается, что эксперты МЭРТ достаточно компетентны, чтобы почувствовать разницу между этими ситуациями.



/"Бизнес", 23.11.2005/