Купить бананы оптом

Федеральные университеты: революции не будет


С 2011 года в России начнут создавать по одному федеральному университету в каждом округе с ежегодным объёмом госфинансирования в 1,5 миллиарда рублей. Концепцию развития федеральных университетов представили специалисты Минобрнауки на круглом столе «Наука и техника РФ: на пороге перемен», организованном центром «Открытая экономика» и компанией «Парк-медиа».

В Минобрнауки поступило более 30 заявок от регионов с предложением создать у них федеральный университет. В одних случаях это завершённые продуманные проекты, в других — попытка выстрелить наугад, надежда на получение господдержки.

На круглый стол зарегистрировалось около 100 участников — представители вузов, академических институтов, инновационных компаний, специалисты Минобрнауки и Роснауки. Эксперты пытались ответить на вопрос: как развивать науку и образование в сложный экономический период. «Кризис — не повод забывать о проблемах этих сфер, — подчеркнул в приветственном слове директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Министерства Сергей Иванец. — Эти вопросы надо обсуждать в приоритетном порядке, наряду с экономическими, финансовыми и другими. Мы считаем, что важно сохранить логику развития системы образования, ориентированную на поддержку лидеров».

Среди лидеров, по замыслу Минобрнауки, должны оказаться образовательные учреждения нового типа — национальные исследовательские и федеральные университеты (НИУ и ФУ).

Перед исследовательскими стоит задача подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Они должны будут проводить широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, а также обеспечивать эффективный трансфер технологий в промышленность. С концептуальной точки зрения вопрос по созданию НИУ уже решён. В ближайшее время правительство должно утвердить соответствующее постановление, и проект будет запущен. В этом году впервые планируется отобрать по конкурсу 10-15 вузов, которым присвоят категорию НИУ и окажут финансовую поддержку. Из госбюджета в 2009 году на эти цели выделят три миллиарда рублей. Каждый университет получит по 200 миллионов, а в последующие четыре года — по 400 миллионов (господдержка будет оказываться вузам-победителям в течение пяти лет).

Как реализовывать другой стратегический проект — по формированию сети федеральных университетов — ещё предстоит тщательно обдумать. На круглом столе специалисты Минобрнауки представили свою концепцию.

На развитие, а не на «кормление»

Первые федеральные университеты — Сибирский и Южный (ЮФУ и СФУ) были созданы в конце 2006 года в рамках национального проекта «Образование». Их опыт по итогам двухлетней работы был признан успешным, поэтому во властных структурах заговорили о расширении эксперимента, создании новых вузов. Эта инициатива вызвала огромный интерес академического сообщества. В экспертных кругах началось обсуждение проекта — появились как его сторонники, так и противники. А из регионов стали поступать заявки в Минобрнауки с предложением создать у них федеральный университет.

«К настоящему времени в адрес министерства поступило более 30 таких предложений, — сообщил замдиректора Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки РФ Евгений Князев. — В одних случаях это завершённые продуманные проекты, в других — попытка выстрелить наугад, надежда на получение господдержки. Федеральный университет нельзя создавать только для того, чтобы он был. Его необходимо рассматривать как инструмент развития региона. Поэтому инициативы субъектов должны сопровождаться конкретными проектами».

ФЗ №18 определил федеральные университеты как новую видовую группу образовательных учреждений (наряду с университетом, академией и институтом). Но по своим задачам они качественно отличаются от обычных вузов, подчеркнул г-н Князев. Стратегическая миссия ФУ — обеспечение доступа к качественному профессиональному образованию населения отдалённых территорий. Кроме того, они должны способствовать модернизации региональных систем образования и повышению в них уровня научных исследований.

«Создание федеральных университетов — это крупный инвестиционный проект, — отметил Евгений Князев. — Но надо сознавать, что господдержка будет направляться не на «кормление», а на развитие этих вузов. Предполагается, что ежегодно каждый университет будет получать по 1,5 миллиарда рублей, без учёта текущего финансирования и затрат на капитальное строительство. Объём софинансирования составит до 30-40 процентов. За время, пока будет оказываться господдержка (пять лет), материально-техническую базу, содержание и технологии основной деятельности вузов удастся вывести на качественно новый уровень. То есть будет сформирован потенциал дальнейшего развития университетов».

С 2011 года планируется ежегодно создавать по одному федеральному университету в каждом округе. Это решение будет приниматься правительством при согласовании с президентом России. Особую роль в этом процессе, по мнению разработчиков концепции, должны сыграть полномочные представители президента в округах, которые смогут эффективным образом увязать создание университета и его деятельность с решением задач социально-экономического развития территорий.

В борьбе с недостатками вузов

Представленная концепция ФУ вызвала оживлённую дискуссию на круглом столе. Возникло много вопросов к разработчикам. Например, исполнительный директор центра «Открытая экономика» Константин Киселёв поинтересовался, каким должен быть масштаб федеральных университетов.

«Если судить по опыту ЮФУ и СФУ, то следует ориентироваться на 30-40 тысяч студентов, — ответил Евгений Князев. — Но я считаю, что не нужно быть в плену цифр. Никто не устанавливает планку, допустим, в 50 тысяч. Хотя и не должно быть другой крайности — чтобы вуз был слишком маленьким. Необходим разумный баланс».

Выпускник МГУ, представитель студенческого парламентского клуба при Госдуме Сергей Котельников предположил, что создание новой видовой группы университетов является своего рода ответом на недостатки существующих вузов. Представители Минобрнауки согласились: слабые стороны российской высшей школы подталкивают властей к более решительному реформированию вузовской системы. В частности, создание федеральных университетов — удобный повод для того, чтобы изменить управленческую модель в образовании. «Уже давно назрела необходимость перестроить работу вузовского менеджмента, — заявил Евгений Князев. — Особенно это касается крупных университетов, у которых на балансе колоссальные ресурсы, госимущество, большой штат сотрудников. По сути, это крупные корпорации, которыми необходимо управлять в двух плоскостях, разделив системы административного и академического управления».

Эффективному решению этой задачи должна способствовать автономность федеральных университетов (согласно ФЗ №18, эти вузы будут создаваться как автономные учреждения). В том числе им предоставят право вести образовательную деятельность по собственным стандартам. Это большая ответственность.

Создание новых видов образовательных учреждений — НИУ и ФУ часто связывается с выводом российских вузов на мировой уровень. В связи с этим один из участников круглого стола поинтересовался, когда федеральные университеты смогут занять ведущие позиции в мировых рейтингах вузов.

«ЮФУ и СФУ, которые, кстати, уже вошли в десятку лучших университетов России, планируют выбиться в мировую сотню к 2020 году, — сообщил Евгений Князев. — О перспективах других вузов пока говорить рано. На мой взгляд, рейтинги — это не абсолютная оценка качества работы университетов, их следует рассматривать как косвенное свидетельство правильности движения».

Справка:

Из федерального бюджета ЮФУ и СФУ в 2007 году получали по 3 миллиарда рублей; в 2008-м — по 2,35 миллиарда, в 2009-м — по 500 миллионов. На эти средства вузам удалось кардинально обновить оборудование для 55% направлений подготовки, повысить квалификацию более чем у трети преподавателей, в 1,5 раза ежегодно увеличивать число внешних заказов на НИР и ОКР. Зачем городить огород.

В экспертных кругах инициативу Министерства образования по созданию федеральных университетов оценивают неоднозначно. Присутствовавший на круглом столе председатель Экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров, бывший первый замминистра образования РФ, академик РАО Василий Жураковский высказал довольно резкую точку зрения: «Мне не нравится бухгалтерский подход, когда говорят, что у государства есть деньги только на один университет в каждом федеральном округе. Целые регионы, целые отрасли останутся без сильного вуза. Это неразумно. Не надо исходить из принципа: сколько денег, столько и университетов. Чтобы компенсировать слабое госфинансирование, необходимо мобилизовать местные власти со всеми их ресурсами, привлечь бизнес. Я сам был когда-то ректором вуза и могу ответственно заявить, что руководитель сильного университета при поддержке местной власти и не будет просить денег у Федерации. Достаточно, если его учреждению дадут статус (НИУ или ФУ) и необходимые для развития свободы».

Проректор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Исак Фрумин назвал концепцию федеральных университетов компромиссной, что, на его взгляд, чрезвычайно опасно.

Справка

Результаты, которые ожидает Минобрнауки от создания федеральных университетов:

- доступность качественного профобразования и возможность занятия «высокой» наукой в округах;
адекватное кадровое и научное обеспечение социально-экономического развития стратегически важных территорий России;

- создание дополнительных предпосылок для развития экономики регионов в составе округов;
отработка механизмов обеспечения экономической устойчивости вузов на основе их активного участия в социально-экономическом развитии округов;

- реальное формирование группы учреждений высшего образования качественно нового вида.

«У нас нет денег на компромиссы. Мы должны более решительно реформировать систему образования, — заявил Исак Фрумин. — Для меня настораживающе звучит в концепции идея того, что инвестиции будут направляться на развитие университетов. Это означает, что деньги опять дадут на закупку оборудования. Одна из важнейших проблем созданных федеральных университетов состоит в том, что заработная плата профессорско-преподавательского состава осталась на прежнем уровне. И в этом смысле без принятия острых и, я понимаю, непростых решений по улучшению текущего функционирования вузов, боюсь, задача создания поистине инновационных учреждений, задающих другие образцы работы, не будет достигнута. Так что и незачем было городить огород. Если преподаватели 15 лет не занимались наукой, с какой стати они начнут ею заниматься, получив в распоряжение суперкомпьютер?».

Специалисты Минобрнауки признали, что концепция ФУ носит компромиссный характер. Но это нельзя считать её слабостью. Какой смысл предлагать революционные идеи, если их не удастся реализовать? Надо чётко понимать, что новое не заводится там, где вешают новую вывеску, убеждён г-н Фрумин. И это уже показывает опыт первых федеральных университетов. От того, что будут объединены 4-5 средних вузов, не появится один сильный университет. Проректор ГУ-ВШЭ предложил другую модель создания федеральных университетов, когда они начинают формироваться на базе небольшого вуза с последующим расширением и присоединением к нему «живых» кусков из других учебных заведений. «Это не столь очевидное и, наверное, не столь популярное решение для профессионального сообщества. Но, скорее всего, оно более эффективное», — заключил Исак Фрумин.

Завершая дискуссию, Евгений Князев признал, что концепция ФУ, действительно, носит компромиссный характер. Но это нельзя считать её слабостью. Какой смысл предлагать революционные идеи, если их не удастся реализовать. «Мы должны развивать систему образования поступательно, хотя постараемся по возможности учесть критику специалистов», — заверил г-н Князев.

Проблемы формирования федеральных университетов будут обсуждаться на июльском межведомственном совещании. В нём примут участие представители Минфина, Минэкономразвития, администрации президента и региональных властей. Дальнейшая дискуссия в экспертных кругах продолжится в сентябре, после чего концепцию отправят на рассмотрение президента РФ.





/Strf.ru, 06.07.09/