Ввц возрождение отзывы о работе вакансия менеджер по рекламе в возрождение ввц.
– Иван Анатольевич, Ваш институт - Российский государственный институт интеллектуальной собстенности - имеет уже довольно богатую историю - основан в 1968 г. Как изменилась его деятельность в постсоветский период? Каких специалистов для инновационной деятельности вы сегодня готовите? – Наверное, нельзя сказать, что вуз имеет богатую практику подготовки специалистов для инновационной деятельности. Институт, действительно, был создан в 1968 г., и его основной направленностью была переподготовка кадров и подготовка научно-педагогических кадров, специализацией которых была сфера интеллектуальной собственности. Как учебное заведение РГИИС существует не так давно – 8 лет – хотя это уже тоже срок. Особенность института заключается в том, что мы постарались сделать акцент на подготовку юристов и экономистов, связанных со сферой интеллектуальной собственности. Естественно, эта сфера напрямую влияет на сферу инновационной деятельности. Сегодня определенно можно говорить, что интеллектуальная собственность является одним из основных инструментов инновационной политики компаний. Объем имеющихся запатентованных технологий определяет на сегодняшний день в значительной степени объем получаемых кредитов, объем финансирования проектов и т.д. На сегодняшний день мы сконцентрировались на подготовке юристов, специализирующихся в области интеллектуальной собственности, а на факультете Экономики и менеджмента мы готовим менеджеров, которые могли бы реально организовывать и управлять инновационными проектами, вовлечением в хозяйственный оборот новых технологий, давать им оценку, принимая решения о запуске того или иного инновационного проекта. – Преподают ли у вас практики инновационного бизнеса? – Мы стараемся совмещать теорию с практикой, и помимо наших собственных научных и педагогических кадров, по мере сил привлекаем специалистов, работающих в бизнесе. – Какие дисциплины преподаются слушателям-менеджерам из тех, что не встретишь на обычном экономическом факультете? - На факультете Экономики и менеджмента есть специальные кафедры. Например, кафедра экономики и коммерческого использования интеллектуальной собственности, специализированные кафедры менеджмента и маркетинга. В учебных планах этих кафедр есть предметы, которые вы вряд ли встретите в каком-либо другом вузе. Например, «Государственное регулирование инновационной деятельности», «Оценка объектов авторского права в гуманитарной сфере», «Оценка объектов интеллектуальной собственности», «Теоретические основы прогрессивных технологий», «Экономика и управление интеллектуальной собственностью», «Отбор и финансирование инвестиционных проектов», «Организация и техника торговли инженерно-консультативными услугами». Таким образом, вы можете видеть, что у нас есть четкая направленность на подготовку инновационных менеджеров, способных эффективно действовать в условиях инновационного хозяйства, которое хоть и недостаточно сформировано в нашей стране, но вектор движения, как мне кажется, вполне определенный. Потребность в таких специалистах и сегодня весьма обширна, а в самом скором будущем – должна резко возрасти. Можно сказать, что у нас получают профессию будущего. – В вашем вузе можно получить профессиональную переподготовку или повысить квалификацию? – Это одно из важнейших направлений нашей деятельности. Для этих целей в институте создано два новых факультета. Это факультет Дополнительного образования и факультет Заочного и дистанционного образования, где будет выстраиваться вся работа по переподготовке специалистов, например, оценщика интеллектуальной собственности, патентного поверенного. Само собой на базе этих факультетов будут осуществляться постоянное повышение квалификации сотрудников компаний, занимающихся инновационной деятельностью или тех специалистов, чья деятельность тесно связана с вопросами интеллектуальной собственности. Мы сейчас поставили задачу ввести на государственном уровне повышение квалификации судейского аппарата, прокурорских работников, сотрудников МВД, работников управленческих структур. В настоящее время готовятся соответствующие программы для того, чтобы уже в ближайшее время внедрить их в практику нашей работы. – Имеются ли у вас данные о дальнейшей судьбе ваших выпускников? В каких компаниях они трудятся? Каков уровень оплаты их труда? Многие ли из них стали предпринимателями в инновационном бизнесе? – К сожалению, пока мы такую работу не проводим. Однако организация наших новых структур, в частности, создание новой информационной структуры, которое мы планируем с одним из подразделений ЮНЕСКО в России, как раз и будет направлена на создание стиля, имиджа института, установление тесной связи с выпускниками, развитие студенческого самоуправления, студенческого творчества. Мы предполагаем, что в дальнейшем такая информация у нас будут в достаточно полном объеме. Пока, на основе имеющихся отрывочных сведений, могу сказать, что выпускники наши востребованы на предприятиях, где воссозданы патентные службы, в государственном аппарате, несколько человек в последние годы пришли работать в центральный аппарат российского патентного ведомства. Естественно, уровень заработной платы зависит от того, где эти люди работают. В коммерческих структурах многие наши выпускники получают 1-2 тыс. долларов. Доходы таких специалистов выше, если они заняты в бизнесе, связанном с оказанием услуг в области патентного права, в компаниях патентных поверенных. В госструктурах заработная плата, разумеется, существенно меньше. – Велика ли среди ваших слушателей доля тех, кто приходит к вам не за базовым, а например, за вторым высшим образованием? – Такая доля пока, к сожалению, незначительна. Все-таки институт эксклюзивный, и мы не гонимся за большим количеством слушателей. Но потребность во втором высшем образовании есть. Так, патентные поверенные, в массе своей имеют только техническое образование. Однако сегодня патентный поверенный в своей работе сталкивается с необходимостью участия в суде или в Палате по патентным спорам при Роспатенте, что требует от него владения определенными юридическими навыками. Поэтому мы очень активно сотрудничаем с фирмами патентных поверенных и с самими патентными поверенными в плане получения второго высшего образования. Пока это небольшие группы по 10-15 человек, но тенденция такова, что второе высшее образование для специалистов, занятых в инновационной сфере и непосредственно работающих с интеллектуальной собственностью, становится все более и более востребованным. – Предоставляет ли ваш вуз слушателям в процессе обучения стажировки по специальности и на базе каких организаций или компаний? – В первую очередь все обязательно проходят и преддипломную и ознакомительные и другие виды стажировок в Патентном ведомстве. Сегодня достигнута договоренность с руководством Роспатента и Федерального института промышленной собственности о зачислении наших студентов на рабочие места по различным направлениям. Конечно же, готовя юристов, специалистов экономического профиля, мы решаем вопросы стажировок и в судах, в прокуратуре, в фирмах патентных поверенных, в юридических консультациях. С этими организациями у нас установлены тесные контакты. – Сколько всего слушателей в институте? – Сегодня порядка тысячи студентов по всем формам обучения. В год принимается в пределах двухсот человек. – Каково соотношение бюджетных и платных мест у вас в институте? – У нас есть бюджетные места, но количество их незначительно. Мы ежегодно будем объявлять конкурс на десять бюджетных мест на юридическом факультете. Кроме того, мы имеем двадцать дневных бюджетных мест в аспирантуре по юридической и экономической специальностям. – Сколько стоит обучение на платной основе? – Мы предполагаем, что с этого года стоимость обучение на дневном отделении будет в пределах 2 тыс. долларов в год, на заочном отделении цена предполагается в районе 1-1,3 тыс., в аспирантуре – 2 тыс. долларов на дневную форму обучения и 1,5 тыс. на заочную. В этом году мы поставили задачу набрать спецгруппу в рамках юридического факультета. Это будет выпуск особых специалистов, которые будут готовы получить значительно больше знаний и, естественно, с более высокой оплатой. Стоимость обучения в такой спецгруппе будет, предположительно, вдвое выше обычной. Слушателям будут даны дополнительные языковые знания с тем, чтобы досконально изучался минимум один язык (при возможности изучения второго). Плюс возможность получения, начиная со второго курса, второго образования на экономическом факультете. Например, получение диплома оценщика интеллектуальной собственности помимо первой специальности. Мы также планируем зачисление этих ребят на рабочие места в структуры, с которыми мы заключим соответствующие договора. Такой выпускник с дипломом получит еще и трудовую книжку со стажем, необходимым для поступления на работу в любую компанию по своей специальности. Таким образом, помимо образовательного стандарта, учащийся будет получать значительный дополнительный комплекс услуг, который может предоставить институт в случае, если он сам будет готов к такой максимальной нагрузке, и будет иметь возможность заплатить больше, чем обычный студент. Я думаю, это сторицей окупится. Во все времена вложения в образование были самым выгодным делом. Такой специалист буквально в течение года сможет окупить затраты, понесенные за обучение. – Как вы оцениваете предложение и спрос на образовательные услуги в области инновационной деятельности в России? Кто, по-вашему, ваши конкуренты? – Мы единственное в стране специализированное учебное заведение данного профиля, и мы не видим сегодня, кто бы мог составить нам конкуренцию. Задачи, которые сегодня стоят перед нашим институтом – это его дальнейшее развитие, повышение статусности, имиджа, усиление тех эксклюзивных преимуществ, которыми институт обладает уже сейчас. Мы, разумеется, планируем сотрудничество с другими вузами, например, в регионах, разработку и осуществление совместных программ. Если говорить о конкуренции, то я бы провел сравнение, например, с факультетом Инновационно-технологического менеджмента АНХ. Это бизнес-школа, и ее задачи лежат в плоскости чистой инноватики, чистой коммерциализации технологий. Наша ниша, если говорить о рынке инноваций – это операции с объектами интеллектуальной собственности и обслуживание всего комплекса вопросов, с ними связанных. – Что, по вашему мнению, препятствует развитию инновационных процессов в России? – Я бы коснулся близкой мне темы интеллектуальной собственности. Отсутствует культура права интеллектуальной собственности, невысока ее защищенность, и в результате нет традиции масштабного использования различных объектов интеллектуальной собственности бизнесом. Могу сказать, что как инструмент деловой практики пока на российском рынке достаточно активно используется только товарный знак. – Как Вы оцениваете инициативы в плане закрепления результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств бюджета за разработчиками? – На протяжении более 70-ти лет все принадлежало государству. Государство само вкладывало деньги, государство само определяло политику, само реализовывало объекты интеллектуальной собственности. Сегодня, конечно же, надо разобраться в этом довольно тонком вопросе. На мой взгляд, должно быть четкое разделение, что должно принадлежать государству, что должно принадлежать предприятию и что конкретному автору. Критерий, в первую очередь, интересы государства. В США ведь очень легко решаются эти вопросы. Если считается, что объект затрагивает интересы государства – никого ведь ни о чем не спрашивают. Я думаю, у нас должен быть принят такой же принцип. Если государство не в состоянии само реализовать этот проект, но в нем заинтересовано – оно должно поддержать и передать объект тем, кто реально способен ввести данный результат в хозяйственный оборот. Сейчас мы совместно с Роспатентом ведем научно-исследовательскую работу в направлении разработки конкретных методологических основ того, как обеспечивать такое разделение. Создан Научно-исследовательский центр, который в том числе будет решать эти вопросы. – Что бы Вы хотели сказать Вашим будущим слушателям? – Образование – это самое выгодное вложение капитала, какое только может быть. Обращаясь к нашим будущим слушателям, к молодым людям, хотел бы сказать, что надо не бояться и искать возможности вплоть до того, что, может быть, искать кредитования через банки и вкладывать в получение образования. Это сторицей окупится в будущем. /"Вестник Инноваций", 10.07.2005/ |