"О науке и научно-технической политике Тверской области"


ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.06.98 N 22-ОЗ-2

О НАУКЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРИНЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ 25.06.98)

По состоянию на март 2007 года


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

О НАУКЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

25.06.98 г. г. Тверь N 22-ОЗ-2

Настоящий закон регулирует отношения между субъектами научной
и (или) научно-технической деятельности областного и федерального
подчинения, органами государственной власти Тверской области и
Российской Федерации и потребителями научной и (или) научно -
технической продукции (работ и услуг).

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Тверской области о науке и
научно-технической политике

Законодательство о науке и научно-технической политике состоит
из Федерального закона "О науке и государственной научно -
технической политике" N 127-ФЗ, принятого Государственной Думой РФ
12 июля 1996 г. и одобренного Советом Федерации 7 августа 1996 г.,
настоящего закона и принимаемых в соответствии с ними законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тверской
области.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем законе

Научная деятельность - деятельность, направленная на получение
и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или
теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний
об основных закономерностях строения, функционирования и развития
человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения
практических целей и решения конкретных задач;
научно-техническая деятельность - деятельность, направленная
на получение, применение новых знаний для решения технологических,
инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных
проблем, обеспечения функционирования науки, техники и
производства как единой системы;
экспериментальные разработки - деятельность, которая основана
на знаниях, приобретенных в результате проведения научных
исследований или на основе практического опыта, и направлена на
сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов,
продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их
дальнейшее совершенствование.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно гражданам и юридическим лицам на проведение научной
деятельности. Гранты могут предоставляться иностранными гражданами
и иностранными юридическими лицами, а также международными
организациями, получившими право на предоставление грантов на
территории Российской Федерации в установленном Правительством
Российской Федерации порядке на условиях, предусмотренных
грантодателями.
Научная и инновационная политика Тверской области -
неотъемлемая часть федеральной научно-технической политики,
проводимой органами государственной власти Тверской области и
отражающей их отношение и формы воздействия на развитие научной
деятельности и использование ее результатов в интересах
социально-экономического развития Тверской области.
Научно-технический потенциал Тверской области - совокупность
ресурсов (материальных, кадровых и интеллектуальных) и их
организационные формы, которыми располагает область для
осуществления научной деятельности и научного обслуживания с
учетом особенностей и интересов Тверской области.
Областной научный комплекс - совокупность организаций и
предприятий сферы науки и научного обслуживания различного
статуса, форм собственности и ведомственной принадлежности,
функционирующих в составе хозяйственного комплекса области как
единое целое с характерными для него формами взаимодействия и
использования результатов деятельности в интересах устойчивого
развития региона.
Приоритетные направления развития науки и техники Тверского
научного комплекса - исследования и разработки, направленные на
решение наиболее актуальных и важных проблем обеспечения
устойчивого развития Тверской области.
Областная научно-техническая программа - организационная форма
реализации приоритетных направлений развития науки, привлечения
средств финансово-кредитной системы, использования
научно-технического потенциала, управления научной и инновационной
деятельностью в интересах устойчивого развития области.
Устойчивое развитие региона - стабильное положительное
изменение состояния социально-экономической обстановки в
хозяйственном комплексе региона, последовательное улучшение
качества жизни населения и экологических условий среды обитания
человека.

ГЛАВА II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 3. Научная организация

Общие положения о субъектах научной деятельности, о научном
работнике, специалисте научной организации и работнике сферы
научного обслуживания, об общественных объединениях научных
работников регламентируются Законом Российской Федерации "О науке
и государственной научно-технической политике".
1. Научной организацией Тверской области признается
юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и
формы собственности, а также общественное объединение научных
работников, осуществляющее в качестве основной научную
деятельность, подготовку научных работников и действующее в
соответствии с учредительными документами научной организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские
учреждения, учебные заведения высшего профессионального
образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские,
проектно-технологические и иные организации, осуществляющие
научную деятельность.
2. Орган науки и научно-технической политики Администрации
Тверской области совместно с Министерством науки и технологий
Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством
Российской Федерации государственную аккредитацию научных
организаций. Порядок государственной аккредитации определяется
Правительством Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной
организации, объем научной деятельности которой составляет не
менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной
организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый совет в
качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации является
основанием для предоставления научной организации льгот на уплату
налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской
Федерации и Тверской области, и других льгот, установленных для
научных организаций законодательством Российской Федерации и
Тверской области.
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации
научной организации не может являться препятствием к осуществлению
научной деятельности.
3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается
имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом
научной организацией определяется законодательством Российской
Федерации.
4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою
научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу,
обновлять производственные фонды.
5. Научная организация осуществляет научное сотрудничество с
иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации и международными договорами Российской Федерации.
6. Научная организация создается, реорганизуется и
ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
При реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной
деятельности. Не допускается выделение из состава указанной
научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно -
учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Органы исполнительной власти Тверской области, учредившие
государственную научную организацию, могут выделять средства на
возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной
организации и при недостаточности средств у данной организации
несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае,
если государственная научная организация создана в форме
учреждения или унитарного предприятия, основанных на праве
оперативного управления.
7. За государственными научными организациями закрепляются в
бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные
в установленном порядке.

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 4. Управление научной деятельностью

1. Управление научной деятельностью осуществляется на основе
сочетания принципов государственного регулирования и
самоуправления.
2. Орган науки и научно-технической политики Администрации
Тверской области при поддержке областного координационного Совета
по научно-технической и инновационной политике и научных
организаций в пределах своих полномочий определяет соответствующие
приоритетные направления развития науки и техники, закрепляет их в
действующей Концепции научно-технической и инновационной политики
области, обеспечивает формирование системы региональных научных
организаций, осуществляет межотраслевую координацию научной
деятельности, разрабатывает и контролирует реализацию научных
программ и проектов, развивает формы интеграции науки, образования
и производства, способствует реализации достижений науки и техники
в интересах устойчивого развития региона.
3. Управление научной деятельностью субъектов областного
научного комплекса осуществляется в пределах, не нарушающих
свободу научного творчества в научной деятельности.
Финансовая поддержка научного обеспечения Тверского региона
осуществляется через интегрируемые средства: статьи областного
бюджета и внебюджетные поступления. Эти интегрированные средства
аккумулируются юридическим лицом Администрации области, в ведении
которого находятся вопросы реализации научно-инновационной
политики региона.
Органы государственной власти Тверской области, учреждающие
государственные научные организации:
утверждают уставы государственных научных организаций;
осуществляют контроль за эффективным использованием и
сохранностью предоставленного государственным научным организациям
имущества;
осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Руководители государственных научных организаций, а также
негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в
соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их
уставами.

Статья 5. Договоры (контракты) на создание, передачу и
использование научной продукции, информационное обеспечение
научной деятельности

Договоры (контракты) на создание, передачу и использование
научной продукции и информационное обеспечение научной
деятельности регламентируются Гражданским Кодексом Российской
Федерации, Законом Российской Федерации "О науке и государственной
научно-технической политике" и законами, регулирующими
имущественные и иные права в данной сфере.

Статья 6. Ограничение отдельных видов научной деятельности

Администрация Тверской области вправе в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации:
- устанавливать порядок проведения научных исследований и
использования научных результатов, которые могут создать угрозу
жизнедеятельности граждан и окружающей природной среде;
- вводить ограничения на право использования отдельных научных
результатов.

ГЛАВА IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 7. Основные цели, задачи и принципы государственной
научной и инновационной политики

1. Научная и инновационная политика Тверской области строится
на принципах:
- разделения функций управления наукой в рамках разграничения
полномочий между федеральными органами власти и органами власти
Тверской области;
- воплощения федеральной научной политики в конкретные формы и
направления деятельности научного комплекса области с учетом
региональных особенностей;
- интеграции средств различных источников для организации
финансирования областных целевых, научно-технических и
инновационных программ и проектов;
- формирования научно-технических и инновационных программ и
проектов с учетом приоритетов устойчивого развития области,
ограниченных начальных условий и капитальных вложений, в расчете
на гарантированный спрос потребителей разработок и их быструю
отдачу;
- использования программно-целевых методов планирования и
организации деятельности научного комплекса в решении региональных
задач;
- приоритетности поддержки развития областного научно -
технического потенциала всеми ветвями государственной власти;
- гласности обсуждения и определения приоритетных программ и
проектов;
- стимулирования научной деятельности через систему
экономических и иных льгот;
- развития межрегионального и международного сотрудничества.
2. Основными целями научной политики Тверской области
являются:
- научное обеспечение устойчивого развития хозяйственного
комплекса региона;
- создание условий постоянного роста эффективности
использования достижений науки, материализации научных идей на
базе интеграции науки, образования и производства;
- планомерное повышение научного потенциала области на основе
государственной правовой, финансовой и иной поддержки субъектов
областного научного комплекса.
3. Задачами научной политики являются:
- обеспечение правовой поддержки развития научной деятельности
областного научного комплекса;
- научное обоснование принципов устойчивого развития
жизнедеятельности региона в складывающейся социально-экономической
и экологической обстановке;
- создание открытого информационного пространства для
обеспечения права субъектов научного комплекса области на
свободное научное творчество;
- обеспечение права свободного высказывания научных мнений и
свободного творчества субъектами научного комплекса области в
разработках и реализации государственных и региональных целевых
программ и проектов на принципах здоровой конкуренции в открытых
конкурсных отборах заказов и исполнителей программ;
- обеспечение права на безопасность жизнедеятельности в
процессе научного творчества и использования результатов научных
разработок;
- обеспечение функционирования органов Администрации области
по координации процесса реализации научной и инновационной
политики области и определению новых форм реформирования научных
организаций;
- обеспечение эффективного функционирования областной научно -
технической инновационной структуры для широкого использования
достижений науки, консолидации финансовых средств, содействия
распространению ключевых для региональной экономики научно -
технических нововведений, способных обеспечить устойчивое развитие
региона.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти Тверской
области в сфере формирования и реализации государственной научной
политики

1. К совместному ведению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти Тверской
области относятся:
- формирование экономического механизма осуществления
государственной научной политики;
- организация научно-технического прогнозирования;
- формирование банка данных высокоэффективных НИОКР и
инновационных проектов, разработанных в организациях и
предприятиях Тверской области;
- размещение объектов научно-технического потенциала и
создание инфраструктуры научно-технической и инновационной
деятельности;
- формирование рынков научной продукции Российской Федерации и
Тверской области;
- формирование научно-технической базы научных организаций
федерального значения, находящихся на территории Тверской области;
- разработка и реализация мер по социальной защите научных
работников, в том числе их материальное обеспечение;
- формирование совместных фондов научного и технологического
развития;
- международные научные связи;
- подготовка совместных предложений о совершенствовании
организационно-экономического механизма научной и инновационной
деятельности.
2. К ведению органов государственной власти Тверской области
относятся:
- участие в выработке и реализации государственной научной и
инновационной политики;
- определение приоритетных направлений развития науки и
техники Тверской области;
- формирование научных программ и проектов Тверской области и
региональных компонентов соответствующих федеральных программ;
- финансирование научной деятельности и содействие
научно-техническому прогрессу за счет средств бюджета Тверской
области;
- формирование органов управления в сфере научной деятельности
Тверской области и межрегиональных органов;
- управление государственными научными организациями,
учрежденными Администрацией области, в том числе их создание,
реорганизация и ликвидация;
- контроль за деятельностью государственных научных
организаций федерального значения по вопросам, относящимся к
ведению органов государственной власти Тверской области;
- создание условий для более эффективного и рационального
использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;
- формирование межрегиональных и региональных фондов научного
и технологического развития;
- осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными
законами к ведению органов государственной власти Российской
Федерации.
3. Формами взаимодействия органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти Тверской
области являются:
- участие представителей соответствующего органа Администрации
Тверской области в составах научных и координационных советов по
проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных
и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти
Российской Федерации;
- взаимная передача отдельных полномочий по координации
научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы
Российской Федерации и Тверской области;
- подготовка и реализация совместных мер по содержанию и
развитию социальной сферы научных организаций.

Статья 9. Порядок формирования государственной научной
политики Тверской области

1. Направления государственной научной и инновационной
политики Тверской области на среднесрочный и долгосрочный периоды
определяются Концепцией научно-технической и инновационной
политики, утверждаемой Губернатором Тверской области и формируемой
с учетом предложений научной общественности региона.
2. Законодательное Собрание Тверской области ежегодно в
соответствии с посланием Губернатора Тверской области при
утверждении областного бюджета определяет: объем финансирования
научных организаций, учредителем которых является Администрация
Тверской области; размер средств, направляемых в областные
организации поддержки научной деятельности; систему экономических
льгот, стимулирующих эту деятельность.
3. Определение основных направлений государственной областной
научной политики, научно-техническое прогнозирование, выбор
приоритетных направлений развития науки и техники, разработка
рекомендаций и предложений по реализации научных и инновационных
программ и проектов, использованию достижений науки и техники
осуществляются органом науки и научно-технической политики
Администрации области со статусом юридического лица с
соответствующими полномочиями в условиях гласности, с
использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и
конкурсов.
Государственная областная научная политика в отношении
отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами
исполнительной власти Тверской области по согласованию с органом
науки и научно-технической политики Администрации Тверской области
с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом
единой государственной научно-технической политики.
4. Государственная научная политика Тверской области
формируется и проводится при взаимодействии органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти Тверской области.

Статья 10. Организация и проведение экспертиз научной
деятельности

1. Орган науки и научно-технической политики Администрации
Тверской области организует проведение экспертиз научных программ
и проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета.
2. Экспертиза проводится Координационным Советом Тверской
области по научно-технической и инновационной политике, а также
независимыми экспертами с участием представителей органа науки и
научно-технической политики Администрации Тверской области и
организаций, финансирующих научную деятельность, при:
выборе приоритетных направлений государственной политики
развития науки и техники;
конкурсе технических заданий для формирования научных программ
и проектов;
проведении конкурсов на участие в научных программах и
проектах, контроле за их осуществлением и использованием
полученных научных результатов в экономике области.
3. В экспертизе научных проектов и разработок не может
участвовать заинтересованная организация или специалист, имеющие
личную заинтересованность в ее результатах.
4. По результатам экспертиз научных программ и проектов,
предлагаемых к реализации, орган науки и научно-технической
политики Администрации Тверской области обязан заблаговременно
информировать население о последствиях реализации программ, об их
безопасности, в том числе и экологической безопасности, об
экономической и социальной значимости создаваемых производств и
объектов, использующих достижения науки и техники.

Статья 11. Финансирование научной деятельности

1. Финансовое обеспечение научной деятельности основывается на
его целевой ориентации и множественности источников
финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за
счет средств федерального бюджета, бюджета Тверской области,
внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств
хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств
заказчиков работ), иных источников в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Средства на финансирование научных исследований,
экспериментальные разработки и содействие научно-техническому
прогрессу выделяются из областного бюджета в размере не менее
одного процента его расходной части с ежегодным увеличением по
мере стабилизации экономики области.
2. Орган науки и научно-технической политики Администрации
области организует разработку и исполнение областного бюджета в
части расходов на научные исследования, экспериментальные
разработки и содействие научно-техническому прогрессу, определяет
порядок создания государственных органов поддержки научной
деятельности, утверждает распределение предусмотренных областным
бюджетом средств на эти цели между головными заказчиками областных
целевых программ, областными органами исполнительной власти,
научными исполнителями программ.
3. Фундаментальные научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета.
В целях содействия инициативным проектам фундаментальных
научных исследований, отбираемым на основе конкурса в порядке,
установленном Концепцией научно-технической и инновационной
политики Тверской области, формируются программы с долевым
финансированием из средств областного бюджета и средств
организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
В порядке долевого участия могут финансироваться также
научно-технические программы, сформированные и реализуемые на
основе международных и межотраслевых научно-технических
соглашений, научно-технические программы создания новой техники и
технологий двойного применения.
4. Работы регионального значения могут финансироваться за счет
средств бюджета Тверской области, местных бюджетов, региональных
фондов поддержки научной деятельности и в порядке долевого участия
за счет средств организаций, объединений, банков и других
хозяйствующих субъектов.
Совместное использование средств, выделенных из федерального
бюджета, бюджета Тверской области и местных бюджетов на
финансирование научных исследований федерального значения,
осуществляется на долевых началах по согласованию между
соответствующими органами Российской Федерации, органом науки и
научно-технической политики Администрации области и органами
местного самоуправления.
5. В Тверской области действуют государственные,
негосударственные и международные фонды поддержки научной
деятельности.
Органы государственной власти Тверской области в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, могут
создавать государственные фонды, административные структуры и
прочие организации поддержки научной деятельности как
некоммерческие организации, деятельность которых финансируется за
счет средств соответствующего бюджета или иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
Государственные фонды, административные структуры и прочие
организации поддержки научной деятельности являются
самоуправляемыми организациями и осуществляют свою деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации, Тверской
области, а также соответствующим уставом.
6. В органах государственной власти Тверской области в
установленном порядке могут создаваться внебюджетные фонды за счет
относимых не более 1,5 % на себестоимость производимой продукции
отчислений организаций для финансирования научных исследований и
экспериментальных разработок.
7. Органы государственной власти Тверской области осуществляют
контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих
бюджетов или внебюджетных фондов на научную и (или) научно -
техническую деятельность, определяют формы и способы использования
ее результатов.
8. Научная деятельность может осуществляться за счет грантов.
Гранты передаются научным работникам, научным организациям,
образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с
законодательством Российской Федерации или в случае их
использования на территории иностранного государства в
соответствии с законодательством этого государства, а также на
условиях, на которых эти гранты выделяются.

Статья 12. Социальная защита работников сферы науки

1. Научные организации независимо от формы собственности
самостоятельно определяют форму и систему оплаты труда, размер
доплат, надбавок и другие меры материального стимулирования
деятельности работников в пределах имеющихся у них средств в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Доплата за творческую деятельность научным работникам
устанавливается в соответствии с Законом Российской Федерации "О
служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах".
3. Форма и размер доплаты за ученую степень и звание,
предусмотренные ст. 30 Закона Российской Федерации "О высшем и
послевузовском образовании" распространяются на работников
государственной службы.

Статья 13. Международное научное сотрудничество Тверской
области

1. Органами государственной власти Тверской области создаются
необходимые условия для международного научного сотрудничества.
Субъект научной деятельности вправе вступать в международные
научные организации и объединения, участвовать в международных
научных программах и проектах, научных программах и проектах
иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные
соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в
Российской Федерации, так и за пределами территории Российской
Федерации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
На территории Тверской области в установленном порядке могут
создаваться научные организации и научные центры с участием
иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических
лиц.
2. Иностранные инвестиции в область науки и техники
осуществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
3. Органы государственной власти Тверской области поддерживают
научное сотрудничество с иностранными государствами на основе
соответствующих международных договоров Российской Федерации,
международных научных программ и проектов, а также содействуют
расширению научно-технического сотрудничества научных работников и
научных и иных организаций.
Органы государственной власти Тверской области, учитывая
наличие высоко интегрированного научно-технического потенциала
Содружества Независимых Государств и других государств - бывших
республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, содействуют
развитию научно-технического сотрудничества на основе
многосторонних и двусторонних договоров с ними.

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. О приведении нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим областным законом

Губернатору и органам государственной власти Тверской области
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
областным законом.

Статья 15. Вступление в силу настоящего областного закона

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.

Председатель Законодательного Собрания
Тверской области
В.А.МИРОНОВ