КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОДСИСТЕМЫ  ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Концепции    рассматриваются вопросы создания и развития системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемы   инновационной системы Московской области в свете задач, определенных Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ В.В.Путина,  поручением Президента  Российской Федерации по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления; Постановлением Правительства Московской области  «Об утверждении первоочередных мероприятий по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы  и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления», решениями Межведомственной комиссии по обеспечению реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы  и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления и законом Московской области «О научно, научно-технической и  инновационной деятельности на территории Московской области».

Данная Концепция разработана во взаимодействии с Министерством промышленности и науки Московской области, Министерством образования Московской области, Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области и Комитетом по предпринимательству Московской области с органами муниципального управления городов Троицк, Фрязино, Черноголовка, а также с ведущими образовательными учреждениями, реализующими программы подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности   с учетом перспектив развития инновационной инфраструктуры, планов научно-технического и инновационного  развития Московской области.

Предметом Концепции является определение основных принципов и форм взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления Московской области, субъектов образовательной деятельности, инновационной  инфраструктуры, промышленных предприятий, научных и научно-производственных организаций и профессиональных объединений работодателей в реализации задачи формирования системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

Объектом Концепции являются отношения, возникающие при решении задачи подготовки кадров по организации и  управлению  для сферы инновационной деятельности между органами государственной власти и местного самоуправления Московской области,  субъектами образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственными предприятиями, научными и научно-техническими организациями Московской области, профессиональными объединениями работодателей.

Концепция содержит следующие разделы:

Раздел 1. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Раздел 2. Цель и задачи системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Раздел 3. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления московской области, субъектов образовательной деятельности и инновационной инфраструктуры, производственных и научно-технических организаций, профессиональных объединений работодателей при формировании и развитии системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Раздел 4. Основные направления, этапы и меры по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемы  инновационной системы Московской области.

Раздел 6. Финансирование системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

 

 

1 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. особо подчеркнута важность взаимосвязи государственной политики в этой области с устойчивым функционированием системы непрерывной подготовки кадров по управлению в сфере инновационной деятельности.

«Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» рассматривают  «развитие системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности» в качестве одной из основных мер «реализации государственной политики в области развития инновационной системы», «которая призвана стать одним из инструментов динамичного развития национальной экономики … за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий…..»

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации  Президент РФ В.В. Путин 10 мая 2006 года заявил: «Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток»…. Правительство должно навести порядок и с содержанием программ в профобразовании. Причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний».

В соответствии с поручением В.В. Путина от 16 апреля 2003 года № ПР-645 на территории Московской области реализуется пилотный проект по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в инновационном процессе.

Губернатор Московской области Б.В. Громов при подведении итогов работы Правительства за 2005 год и задачах на 2006 год жестко потребовал «приступить к конкретной работе и оценивать конкретные результаты» по реализации на территории Московской области пилотного проекта  по практической отработке элементов национальной инновационной системы  и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, отталкиваясь от вышеупомянутых документов, разработка концепции осуществлялась, исходя из следующих основных  принципов:

развитие системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности - одна из важнейших мер государственной политики в области формирования национальной инновационной системы;

создание центров подготовки кадров для инновационной деятельности является обязательным условием формирования и развития  системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности

создание системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством подготовки кадров   
является необходимым элементов создания системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Как показывает мировой опыт, для кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в каждой отрасли экономики требуются руководители и специалисты, обладающие особой подготовкой и владеющие специфическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность инновационного процесса в соответствующей предметной области.

В настоящее время подготовку кадров в Московской области ведет более 183  субъектов образовательной деятельности.

Однако проблема подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности, с точки зрения участников инновационных процессов, остается нерешенной, как в количественном, так и в качественном отношении.  

По предварительным оценкам, основанным на данных пилотного маркетингового исследования, для Московской области  необходимо готовить ежегодно около  3,5 тыс. специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Однако количество подготовленных специалистов и уровень их подготовки не в полной мере соответствует требованиям Губернатора и Правительства Московской области по обеспечению формирования инновационной системы Московской области.

В Московской области отсутствует единый центр (орган), разрабатывающий стратегию и координирующий подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

На муниципальном уровне не сформированы  центры подготовки кадров для инновационной деятельности, которые должны вести обучение по программам повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов инфраструктуры инновационной деятельности, промышленных предприятий, научных  и научно-технических организаций и оказывать консультационные услуги в сфере инновационной деятельности с привлечением лучших специалистов Московской области.

В связи с невысоким развитием  инновационной культуры в обществе, а также недостаточной пропагандой успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации у части прошедших переподготовку и повышение квалификации специалистов возникают проблемы востребованности на территории Московской области.

Вопросы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности решаются различными органами государственной власти и местного самоуправления  с недостаточной координацией действий  и с недостаточной  опорой на изучение реальных потребностей в кадрах для программ инновационного развития области. Такая деятельность не носит системный характер.

В образовательных учреждениях инновационной инфраструктуры, органах государственной власти и местного самоуправления нет единого понимания содержания программ подготовки кадров по организации и управлению в сфере  инновационной деятельности. Потребности работодателей и инновационной инфраструктуры в кадрах изучены недостаточно.

Разработанный на основе изучения мнения руководителей инновационных организаций и утвержденный Минтруда России в 2004 г. Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» для формирования содержания образовательных программ используется не в полном объеме. Квалификационный уровень работников предприятий и организаций  в области управления  инновациями существенно уступает требованиям, предъявляемым на рынке труда.

Не ведется обучение команд специалистов, способных реализовать инвестиционные проекты и программы  инновационного развития территорий, отраслей и организаций с учетом отраслевой (предметной) специфики.

Для  подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности не хватает квалифицированных преподавательских кадров, значителен разброс в уровне их квалификации, недостаточна учебно-методическая и материально-техническая база, не сформировано общественное мнение о необходимости такой подготовки.

В настоящее время наиболее остро ощущается потребность в обучении следующих категорий руководителей и специалистов:

1) органов государственной власти Московской области, отвечающих за формирование и управление инновационной системой Московской области;

2) органов местного самоуправления муниципальных образований с высокой концентрацией инновационного потенциала, заинтересованных в инновационном развитии своих территорий;

3) инновационной инфраструктуры (технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, венчурных фондов и др.);

4) промышленных предприятий, научных и научно-производственных организаций,

5) малых инновационно-технологических фирм.

В связи с тем, что одномоментно нарастить количество кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности до требуемого уровня невозможно, особое внимание должно быть уделено подготовке преподавателей и консультантов, которые, сосредоточившись на первых порах в учебно-консультационных центрах муниципального уровня, смогут посредством программ повышения квалификации и консультационной деятельности  обеспечить  потребности организаций, находящихся в муниципальных образованиях.

 

2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью формирования системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности Московской области является придание нового качества инновационной деятельности и увеличение  на этой основе доли конкурентоспособной инновационной продукции в структуре  производства Московской области.

Для достижения указанной цели следует решить в первоочередном порядке следующие взаимосвязанные задачи:

- организация взаимодействия  органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской области  в интересах  кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

- разработка и последующее утверждение комплекта документов законодательного, правового и нормативно-методического обеспечения системы кадрового обеспечения  сферы инновационной деятельности;

- модернизация содержания и структуры профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в соответствии с потребностями инновационно ориентированных конкурентоспособных отраслей экономики Московской области;

- формирование системы мониторинга и прогнозирования потребностей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров по организации и  управлению  в сфере  инновационной деятельности Московской области;

- создание сети муниципальных учебно-консультационных центров,  реализующих планы переподготовки и повышения квалификации кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на территориях муниципальных образований Московской области с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, Академгородки, особые экономические зоны, закрытее административно-территориальные образования и иные виды технополисов;

- формирование условий для непрерывного профессионального роста профессорско-преподавательского состава, ведущего  подготовку кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности Московской области;

- создание системы мониторинга качества подготовки кадров для организации и управления в сфере инновационной деятельности;

- формирование системы  независимого внешнего контроля качества подготовки кадров для организации и управления в сфере инновационной деятельности совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей;

- разработка  и организация выполнения  Губернаторской программы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на период до 2010 года;

- разработка  и организация выполнения  комплексного плана основных мероприятий по созданию и развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  Московской области на период до 2010 года;

- формирование инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганда успехов и опыта подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации.

В рамках  системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области необходимо добиться расширения  масштабов и достижения нового качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями областного и муниципальных рынков труда в интересах ускорения социально-экономического развития Московской области.

 

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,   СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Координация деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления субъектов образовательной деятельности и инновационной инфраструктуры, производственных и научно-технических организаций, профессиональных объединений работодателей Московской области по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

Координация кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Московской области в сфере промышленной политики и инновационной деятельности - Министерство промышленности и науки Московской области.

С целью координации Правительством Московской области создается Постоянно действующая  Межведомственная  рабочая группа кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Председатель постоянно действующей  Межведомственной  рабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности утверждается Постановлением Правительства  Московской области.

Председатель комиссии одновременно является членом Межведомственной комиссии по обеспечению реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы  и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.

В состав рабочей группы входят руководители и специалисты:

Министерства промышленности и науки Московской области,

Министерства образования Московской области,

Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области,

Комитета по предпринимательству Московской области,

органов местного самоуправления с высоким инновационным потенциалом, реализующих Программы инновационного развития муниципальных образований,

субъектов образовательной инфраструктуры, участвующей в подготовке кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной  деятельности,

субъектов инфраструктуры инновационной системы  Московской области,

производственных предприятий, научных и научно-технических организаций, осуществляющих программы инновационного развития;

профессиональных объединений работодателей.

Для выполнения решений Межведомственной  рабочей группы, координации действий при построении системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности и создании системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством подготовки специалистов создается Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности создается в организационно-правовой форме  некоммерческого партнерства субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры и объединений работодателей Московской области.

В целях организации  взаимодействия всех заинтересованных сторон и государственного регулирования процессов создания системы кадрового обеспечения Московской области создается Наблюдательный совет НП «Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности», в состав которого входят также представители органов государственной власти и местного самоуправления.

На муниципальном уровне повышение квалификации кадров и консультационную деятельность осуществляют муниципальные учебно-консультационного центры сферы инновационной деятельности, которые во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями инновационной инфраструктуры муниципального уровня, субъектами образовательной инфраструктуры муниципального уровня, предприятиями и профессиональными объединениями работодателей:

организуют переподготовку и повышение квалификации кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности (прежде всего государственных и муниципальных служащих,  руководителей и специалистов инновационной инфраструктуры, промышленных предприятий, научных и научно-технических организаций);

осуществляют консультационную деятельность в интересах инновационной инфраструктуры, предприятий и организаций, особенно малых инновационно-внедренческих фирм;

участвуют в  разработке и реализации инновационных проектов предприятий и программ инновационного развития муниципального образования.

Статус Муниципального учебно-консультационного центра сферы инновационной деятельности (Центра подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности)  могут иметь:

образовательные учреждения высшего профессионального образования или их структурные подразделения;

учреждения дополнительного образования или их структурные подразделения;

любые организации, независимо от их основного вида деятельности, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности.

3.2 Деятельность органов государственной власти Московской области по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

3.2.1 Правительство Московской области:

а) утверждает  комплексный план мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  Московской области на период до 2010 года;

б) утверждает  Губернаторскую программу подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на период до 2010 года, готовит предложения о финансировании Губернаторской программы с привлечением бюджетных и внебюджетных средств;

в) создает условия для  формирования инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности.

3.2.2 Московская областная Дума:

         а) утверждает расходы бюджета Московской области на  выполнение:

комплексного плана мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  Московской области;

Губернаторской программы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности;

         б) в установленном порядке рассматривает предложения субъектов законодательной инициативы о совершенствовании законодательства в области государственной поддержки кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

 

3.3 Деятельность органов местного самоуправления Московской области по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

Органы местного самоуправления муниципальных образований с высоким инновационным потенциалом:

а) в рамках программы инновационного развития муниципального образования утверждают программу подготовки руководителей и специалистов по организации и управлению  в сфере инновационной деятельности;

б) организуют взаимодействие с муниципальным учебно-консультационным центром сферы инновационной деятельности;

в) организуют прогнозирование потребностей в кадрах для сферы инновационной деятельности в муниципальных образованиях;

г) организуют обучение руководителей и специалистов органов местного самоуправления по программам переподготовки и повышения кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

д) способствуют формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации на территории муниципального образования.

 

3.4 Деятельность постоянно действующей  Межведомственной  рабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности

Главной целью создания и функционирования постоянно действующей  Межведомственной  рабочей группы является разработка стратегии формирования системы непрерывного образования в инновационной сфере Московской области и организация взаимодействия  органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской области  в интересах  кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Постоянно действующая  Межведомственная  рабочая группа кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности:

а) разрабатывает стратегию формирования и развития системы непрерывного образования в инновационной сфере Московской области;

б) координирует деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Московской области;

в) анализирует состояние и качество подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в Московской области;

г) организует выполнение  Губернаторской программы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на период до 2010 года;

д) организует выполнение  комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  Московской области на период до 2010 года;

е) формирует предложения по внесению изменений в законодательные акты Московской области в сфере кадрового обеспечения инновационной деятельности;

ж) анализирует обеспеченность производственных предприятий,  научных и научно-технических организаций, претендующих на поддержку Правительства Московской области, квалифицированными кадрами в сфере инновационной деятельности, принимает меры к удовлетворению потребностей;

з) обеспечивает реализацию  комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

 

3.5 Цели и основные функции Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности

Главными целями Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности является организаторская работа по выполнению решений Межведомственной рабочей группы по координации действий субъектов образовательной и инновационной инфраструктур Московской области в целях формирования и развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Основные функции Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности:

а) координация деятельности субъектов образовательной и инновационной инфраструктуры Московской области по  подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности в порядке, установленном нормативными актами органов государственной власти Московской области;

б) содействие созданию системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей;

в) организационное и методическое обеспечение  взаимодействия  органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской области  в интересах  кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

г) содействие становлению на территории Московской области системы общественно-профессиональной  аттестации специализированных образовательных программ по подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

д) мониторинг образовательной деятельности по подготовке кадров для сферы инновационной деятельности на территории Московской области;

е) содействие формированию на основе предложений органов исполнительной власти Московской области и местного самоуправления сети муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности и оказание им научно-методической и консультационной поддержки;

ж) организация   мониторинга потребностей в кадрах для организации и управления в сфере инновационной деятельности по заказам органов государственной власти, местного самоуправления и иных  заинтересованных организаций;

з) участие в разработке и выполнении Губернаторской программы подготовки кадров  по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на период до 2010 года;

и) участие в разработке и выполнении комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  Московской области на период до 2010 года;

к) подготовка аналитических материалов о состоянии  подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации и  управлению в сфере инновационной деятельности по запросам органов государственной власти и управления, иных заинтересованных организаций;

л) изучение, обобщение и распространение передового опыта в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на основе анализа существующей практики;

м) подготовка предложений в законодательные и нормативные акты Московской области, регулирующие кадровое обеспечение сферы инновационной деятельности;

о) обеспечение научно-организационного и научно-методического сопровождения подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, руководителей и специалистов сферы инновационной деятельности Московской области;

п) организация переподготовки и повышения квалификации государственных и  муниципальных служащих, а также преподавателей-консультантов субъектов образовательной деятельности инновационной инфраструктуры Московской области;

р) проведение научно-методических семинаров и конференций по вопросам кадрового обеспечения сферы  инновационной деятельности, подготовка к изданию учебно-методических материалов для кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

с) разработка, создание  и поддержание информационно-аналитической системы, обеспечивающей справочной и аналитической информацией органы государственной власти Московской области, местного самоуправления и участников инновационного процесса по их запросам;

т) создание и поддержание Интернет-сайта центра;

у) реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

3.6 Функции муниципального учебно-консультационного центра сферы инновационной деятельности

Функции муниципального учебно-консультационного центра сферы инновационной деятельности:

а) обучение по программам повышения квалификации кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

б) формирование  команд консультантов под реализацию конкретных инновационных  проектов по заказам заинтересованных организаций;

в) содействие в разработке программ инновационного развития муниципального образования по заказам заинтересованных организаций;

г) изучение потребностей в кадрах для инновационной деятельности в муниципальном образовании по заказам органов самоуправления и заинтересованных организаций;

д) подготовка материалов для информационно-аналитической системы Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

е) реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации муниципального образования.

 

4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЭТАПЫ И МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОДСИСТЕМЫ  ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности должно привести к достижению нового качества подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности и увеличению их количества, что позволит достичь нового качества инновационной деятельности и увеличения на этой основе доли конкурентоспособной инновационной продукции в структуре  производства Московской области.

Развитие системы должно осуществляться поэтапно, с учетом реализации Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, Поручения Президента  Российской Федерации от 16.04.2003 г. № ПР-645 по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления, Федеральной целевой программы развития  образования на 2006 - 2010 г.г., Закона Московской области «О научно, научно-технической и  инновационной деятельности на территории Московской области», Постановления Правительства Московской области от 05.04.2004 №183/13 «Об утверждении первоочередных мероприятий по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления», других законов и нормативно-правовых актов Московской области.

На первом этапе – 2006 г. осуществляется разработка и утверждение концепции кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности и создание на ее основе  системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Московской области, обеспечивается системная работа по подготовке кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на территории Московской области, отрабатываются механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также профильных организаций.

С этой целью решаются следующие задачи.

Разработка концепции кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Московской области. Разработка должна проводиться во взаимодействии с Министерством промышленности и науки Московской области, Министерством образования Московской области, Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области и Комитетом по предпринимательству Московской области, а также с органами муниципального управления с учетом перспектив развития инновационной инфраструктуры, планов научно-технического и инновационного  развития Московской области.

Исследование состояния подготовки по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в Московской области с целью выработки рекомендаций по формированию сети муниципальных учебно-консультационных центров и  повышению качества подготовки кадров по организации и  управлению   в сфере инновационной деятельности. Проведение мониторинга действующей системы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности должно быть выполнено с учетом методики аналогичного мониторинга деятельности образовательных учреждений инновационной инфраструктуры России, разработанной по заказу Федерального агентства по науке и инновациям. По результатам мониторинга должен быть составлен реестр и создана база данных субъектов образовательной деятельности, осуществляющих подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности Московской области.

Выработка предложений по организации взаимодействия  органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской области  в интересах  кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Создание постоянно действующей  Межведомственной  рабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности.

Создание Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в г. Красногорске Московской области.

Научно-методическое и организационное обеспечение создания и функционирования Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности должно содержать описание основных направлений деятельности, принципов функционирования, структуры и штатного расписания, оценку годового бюджета.  На первом этапе Московский областной координационный центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности создается как подразделение Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, которое проводит работу по разработке научно-методического и организационного обеспечения создания и функционирования центра как некоммерческого партнерства субъектов образовательной и инновационной инфраструктур и объединений работодателей Московской области с участием в Наблюдательном совете некоммерческого партнерства заинтересованных представителей органов государственной власти и местного самоуправления. На этом этапе центр инициирует становление системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей.

1. Создание пилотных муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности в городах Черноголовке и Фрязино Московской области, презентация центров региональной системы кадровой поддержки инновационной деятельности. Научно-методическое и организационное обеспечение создания и функционирования пилотных муниципальных учебно-консультационных центров должно содержать описание основных направлений деятельности, принципов функционирования, структуры и штатного расписания, оценку годового бюджета.

2. Разработка комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  Московской области на период до 2010 года, оценка источников финансирования  реализации плана с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

3. Разработка Губернаторской программы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на период до 2010 года и подготовка предложений о финансировании Губернаторской программы с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

4. Разработка научно-методического обеспечения создания системы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности и его апробация в ходе научно-практической конференции «Кадровое обеспечение инновационной деятельности организаций Московской области».

5. Разработка механизма взаимодействия Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности с муниципальными учебно-консультационными центрами. Механизмы должны быть апробированы на примере взаимодействия Московского областного координационного центра в г. Красногорске с пилотными муниципальными учебными центрами в городах Черноголовке и Фрязино Московской области. В ходе апробации должна быть проведена программа повышения квалификации для специалистов по управлению инновациями Научного центра РАН в г. Черноголовка.

6. Формирование предложений по внесению изменений в законодательные и нормативно-правовые акты Московской области. Должны быть приняты акты, обеспечивающих выполнение Губернаторской программы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на период до 2010 года и комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  Московской области на период до 2010 года.

7. Разработка комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

На втором этапе 2007-2008г.г. формируются механизмы эффективного управления системой кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности, разрабатывается необходимое правовое и нормативно- методическое обеспечение ее деятельности.

Основные направления и первоочередные меры этого этапа составляют:

Практическая отработка механизмов эффективного управления системой кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Московской области.

Совершенствование механизмов взаимодействия  органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Московской области  в интересах  кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

Совершенствование принципов функционирования  и структуры Межведомственной  рабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности, Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  с целью решения задачи эффективной координации действий субъектов системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности. Создание Московского областного координационного центра кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как некоммерческого партнерства субъектов образовательной и инновационной инфраструктур и объединений работодателей Московской области с участием в Наблюдательном совете некоммерческого партнерства заинтересованных представителей органов государственной власти и местного самоуправления.

Создание профессиональных объединений работодателей Московской области как полноправных субъектов развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности с целью  придания практической направленности программам подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности, учета требований рынка труда, привлечения дополнительных интеллектуальных и материальных ресурсов к развитию инновационной системы.

Развитие системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, становление на территории Московской области системы общественно-профессиональной аттестации специализированных образовательных программ по подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

2. Развертывание сети муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности, совершенствование принципов их функционирования  и структуры.

3. Разработка и принятие законодательного, правового, нормативного и методического обеспечения  системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

4. Реализация механизмов формирование единого информационного и методического пространства системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности, которое  включают в себя:

4.1 создание единой информационно-аналитической системы поддержки непрерывной подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности, включающей региональный реестр субъектов образовательной деятельности инновационной инфраструктуры;

4.2 разработку нового поколения учебного и учебно-методического обеспечения подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, отображающих изменение ситуации на инновационном рынке;

4.3 использование в процессе подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности внешних информационных ресурсов и технологий дистанционного обучения;

4.4. обеспечение доступности всех форм обеспечения подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности за счет использования ресурсов сети «Интернет».

5. Реализация комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  Московской области на период до 2010 года.

6. Реализация Губернаторской программы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на период до 2010 года.

7. Реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

 

На третьем этапе – 2009-2010 гг. предстоит в полной мере реализовать изложенные выше меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку, развернуть новые модели содержания подготовки кадров по организации и управлению  в сфере инновационной деятельности на основе анализа опыта и специфики условий Московской области.

2. Развертывание сети муниципальных учебно-консультационных центров сферы инновационной деятельности, совершенствование принципов их функционирования  и структуры.

3. Разработка и принятие законодательного, правового, нормативного и методического обеспечения  системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности.

4. Реализация механизмов формирование единого информационного и методического пространства системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности, которое  включают в себя:

4.1 создание единой информационно-аналитической системы поддержки непрерывной подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности, включающей региональный реестр субъектов образовательной деятельности инновационной инфраструктуры;

4.2 разработку нового поколения учебного и учебно-методического обеспечения подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, отображающих изменение ситуации на инновационном рынке;

4.3 использование в процессе подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности внешних информационных ресурсов и технологий дистанционного обучения;

4.4. обеспечение доступности всех форм обеспечения подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности за счет использования ресурсов сети «Интернет».

5. Реализация комплексного плана основных мероприятий по развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности  Московской области на период до 2010 года.

6. Реализация Губернаторской программы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на период до 2010 года.

7. Реализация комплекса мер по формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, пропаганде успехов и опыта подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации Московской области.

 

На третьем этапе – 2009-2010 гг. предстоит в полной мере реализовать изложенные выше меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку, развернуть новые модели содержания подготовки кадров по организации и управлению  в сфере инновационной деятельности на основе анализа опыта и специфики условий Московской области.

 

 

5 ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Финансирование системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в части реализации программ высшего профессионального образования и программ дополнительного профессионального образования проводится в соответствии с  действующим законодательством.

Работа постоянно действующей  Межведомственной  рабочей группы по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности, профессиональных объединений работодателей осуществляется на общественных началах.

Московский областной координационной центр кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности функционирует как юридическое лицо, и финансируется   членами некоммерческого партнерства.

Муниципальные учебно-консультационные центры сферы инновационной деятельности действуют на принципах самофинансирования от образовательной и консультационной деятельности. 

Реализация  учебно-консультационными центрами программ подготовки кадров для инновационной деятельности  (Губернаторская программа) финансируется на долевой основе из средств бюджета Московской области, с привлечением не менее 50% внебюджетных средств заинтересованных субъектов инновационной деятельности, имеющих утвержденные программы инновационного развития.

Из бюджета Московской области  финансируется реализация программ обучения руководителей и специалистов органов государственной власти Московской области.

Из бюджетов муниципальных образований  финансируется реализация программ обучения руководителей и специалистов органов местного самоуправления в интересах инновационного  развития муниципального образования.

Реализация Губернаторской программы подготовки кадров по организации и  управлению  в сфере инновационной деятельности на период до 2010 года осуществляется на долевой основе, с привлечением не менее 50% внебюджетных средств, с заинтересованными юридическими и физическими лицами (предприятиями, реализующими инновационные проекты, венчурными и другими фондами, муниципальными образованиями, реализующими программы инновационного развития).  

Средства на государственную поддержку предприятий и муниципальных образований выделяются только в случае наличия у них Программ инновационного развития, которые должны обязательно предусматривать подпрограмму подготовки кадров, в том числе по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Таким образом, реализуется рыночный принцип подготовки и предпринимаются шаги по формирования и развитию цивилизованного рынка в образовательной деятельности подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.



АВТОРЫ:

В.Г.Зинов – декан факультета инновационно-технологического бизнеса ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук

И.И.Кузьменкова – Исполнительный директор факультета инновационно-технологического бизнеса ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

 В.Г.Яшин – Директор Национального информационно-аналитического центра по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, кандидат технических наук





По материалам НИАЦ-КАДРЫ