Промышленное молочное оборудование от производителя УралПромЛуч promseparator.ru

Лицензирование интеллектуальной собственности - важнейший компонент деловой стратегии вашего МСП


[Вернуться к разделу "Интеллектуальная собственность для бизнеса"]


Возможно, вы задумали организовать новый бизнес, расширить существующий (расширение территории или естественное расширения деловой активности) либо улучшить качество товаров или услуг вашего предприятия и тем самым его положение на рынке. Во многих ситуациях лицензирование прав на интеллектуальную собственность (IP) является действенным инструментом достижения этих целей бизнеса.

Лицензионное соглашение – это сотрудничество между правообладателем IP (лицензиаром) и другим лицом (лицензиатом), которому разрешается использовать эти права в обмен на установленную по обоюдному согласию плату (вознаграждение или гонорар). Множество существующих типов лицензионных соглашений можно грубо разбить на три категории:

  • соглашение о лицензировании технологии;

  • соглашение о лицензировании товарного знака и франчайзинге;

  • соглашение о лицензировании авторского права.

Практически все или некоторые из этих соглашений нередко являются частями одного договора, поскольку в трансфертах такого рода участвуют права многих типов и единого права на интеллектуальную собственность просто не существует. С лицензионными соглашениями вы можете встретиться и при других обстоятельствах, например, в процессе слияния или приобретения либо в ходе переговоров о совместном предприятии.

Каждый из этих механизмов сам по себе или в комбинации обеспечит вашему предприятию как лицензиару или лицензиату широкий диапазон возможностей для деловой деятельности в вашей стране или за рубежом. Как владелец или лицензиар интеллектуальной собственности ваше предприятие может расширить бизнес до границ бизнеса партнеров и обеспечить стабильное поступление дополнительного дохода. В качестве лицензиата ваше предприятие может производить, продавать, импортировать, экспортировать, заниматься распределением и маркетингом различных товаров или услуг, с которыми иначе оно бы, возможно, и не имело дела.

В международном контексте формальное лицензионное соглашение возможно только, если право на интеллектуальную собственность, которое вы хотите лицензировать, охраняется также в интересующей вас стране (странах). Иначе вы не сможете не только лицензировать его, но и не будете иметь полномочий ограничивать его использование кем-то еще.

Лицензирование технологии

Если ваше предприятие интересует

повышение качества выпускаемого продукта или изготовление нового продукта путем использования прав других производителей в виде патента, полезной модели, или ноу-хау, охраняемого как секрет производства, то правильным решением может быть приобретение таких прав через соглашение о лицензировании.

Если ваше предприятие интересует

выход на новый рынок либо расширение существующего рынке для продукта, правами на который в виде патента, полезной модели, или ноу-хау, охраняемого как секрет производства>, владеет ваше предприятие, то правильно будет выдать разрешение другому производителю использовать ваш процесс или продукт через соглашение о лицензировании технологии.

С помощью соглашения о лицензировании технологии лицензиар разрешает лицензиату использовать данную технологию на определЈнных согласованных условиях. Следовательно, это свободный договор двух сторон, который содержит условия, согласованные именно таким образом.

Совместные предприятия

Совместное предприятие может представлять собой любой вариант деловых отношений, в которые вступают два или более предприятий, объединяющих свои ресурсы для достижения общей цели бизнеса. Часто в таких соглашениях одна сторона обязуется предоставить технологию или ноу-хау, владельцем которого она является, а другая сторона может вложить в проект деньги и собственный опыт. Поэтому при организации совместного предприятия стороны нередко заключают лицензионное соглашение, регулирующее использование информации, составляющей секрет фирмы, и компенсацию за ее использование.

Соглашения о франчайзинге или лицензировании товарного знака

Если ваше предприятие заинтересовано в

  • маркетинге продукта или услуги, и марка (>товарный знак)или дизайн (промышленный образец) данного продукта принадлежит не вам, либо оно заинтересовано в

  • выходе на новый рынок или расширении существующего рынка для продукта или услуги, на которое ваше предприятие имеет права, предоставленные товарным знаком или промышленным образцом,

вы можете заключить соглашение о лицензировании товарного знака или соглашение о франчайзинге.

Главная функция товарного знака или знака обслуживания – отличать товары и услуги одного предприятия от товаров и услуг другого, тем самым часто идентифицируя происхождение и предполагаемые качество и репутацию. Эта функция становится до некоторой степени необъективной, когда владелец товарного знака через лицензионное соглашение даЈт разрешение другому предприятию использовать этот товарный знак. Поэтому владельцу знака очень рекомендуется, а часто по закону или условиям договора от него требуется поддерживать тесные связи с лицензиатом, чтобы обеспечивать соблюдение стандартов качества и не вводить покупателей в заблуждение.

Посредством соглашения о франчайзинге обладатель определенного технического либо другого опыта, обычно заслуживший доброе имя, связанное с использованием товарного знака или знака обслуживания (франчайзер) может объединиться с другим предприятием (торговое предприятие, реализующее товары на основе договора франшизы), которое может предоставить собственный опыт или финансовые ресурсы для предоставления товаров и услуг непосредственного потребителям. Франчайзер, обеспечивая технические и управленческие навыки, гарантирует, что торговое предприятие поддерживает качество и другие стандарты в отношении использования товарного знака или знака обслуживания, которое часто требует определенных стандартизованных вещей, например, таких, как унифицированная упаковка.

Соглашение о лицензировании авторского права

Если ваше предприятие заинтересовано в

  • производстве, распространении или маркетинге результатов литературного труда или труда художника либо

  • выходе на новый рынок или расширении существующего рынка произведений литературы и искусства,

вы можете заключить лицензионное соглашение об авторском праве. Многим правообладателям трудно самим управлять своими правами, и они создают организации коллективного управления, которые представляют их и управляют за них соответствующими правами. Если вы заинтересованы в приобретении подобных прав, вам следует обратиться в соответствующую организацию коллективного управления, которая уполномочена лицензировать различные права своих членов.