Правительство России передало в Госдуму проект федерального закона об изменениях в части второй Налогового кодекса, касающихся финансирования инновационной деятельности. Сегодня в России инвестиции в инновации составляют менее 1 процента ВВП. В результате ее доля в выпуске наукоемкой продукции - всего лишь 0,3 процента, тогда как в США этот показатель приближается к 15 процентам. По оценкам экспертов, к 2010 году объем мирового рынка наукоемкой продукции возрастет до 3,5 триллиона долларов. Если удастся реализовать отечественный научно-технический потенциал, Россия сможет претендовать на 8-12 процентов этого рынка, или на 280-420 миллиардов долларов в год. Льготы, разработанные минфином, призваны облегчить налоговое бремя российских компаний, так или иначе связанных с инновациями, и побудить их активнее разрабатывать и внедрять научно-технические новшества. Учитывая, что идея принадлежит президенту Владимиру Путину, а финансовое ведомство было не слишком щедро в расходах (весь законопроект обойдется бюджету не более 2,6 миллиарда рублей), можно предположить, что уже в первой половине года предложения минфина будут полностью оформлены законодательно. Документ содержит пять основных моментов. Во-первых, от уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации патентов и лицензий, связанных с объектами промышленной собственности. Параллельно предполагается уточнить перечень НИОКР, не подлежащих обложению НДС. Во-вторых, чиновники предлагают расширить перечень научных фондов, выделенные средства из которых не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций как средства целевого финансирования, дополнив этот перечень фондами поддержки научных исследований. В-третьих, организации, использующие оборудование для научно-технической и инновационной деятельности, получат право списывать его стоимость в ускоренном порядке. Для этого к основной норме амортизации разрешается применять специальный коэффициент, не превышающий 2. Кроме того, для стимулирования отчислений в Российский фонд технологического развития и аналогические фонды увеличится безналоговый норматив расходов с 0,5 до 1,5 процента валовой выручки налогоплательщика. Наконец, авторы законопроекта признают, что при использовании упрощенной системы налогообложения зачастую не учитываются все те затраты, которые действительно несет налогоплательщик, занимаясь научно-технической деятельностью. Особенно это касается расходов на патентование. Законопроект пытается исправить этот недочет. По расчетам минфина, больше всего бизнес сэкономит на ускоренной амортизации (1,2 миллиарда рублей) и увеличении беспроцентного норматива отчисления в научные фонды (1,1 миллиарда). Оценивая законопроект в целом, эксперты отмечают, что он выдержан "в правильном направлении". Особых экономических зон мало, и исключительно своими силами инновационный воз они не потянут. Весь экономический уклад страны должен стимулировать работу над инновациями. Этого, конечно, недостаточно, убежден Михаил Субботин. Сделан только первый шаг. Ждать от него инновационного бума не приходится. Весь вопрос, что последует затем. Совершенно ясно, что особые условия должны быть предоставлены отраслям высоких технологий, считает аналитик Сергей Беккер. Наши программисты заполонили весь мир, у нас они сполна платят, например, и НДС и ЕСН, хотя все понимают: здесь им и следует дать послабления, чтобы остановить утечку умов и заинтересовать работать на Россию. Еще шире ставит вопрос аналитик Леонид Шацкий. При нашем нынешнем инвестиционном климате, замечает он, у собственника преобладает одно стремление: свой бизнес или недвижимость чуть припудрить и побыстрее продать, опять купить и опять продать... Но уже есть другие, они готовы возиться с новыми технологиями и продукцией, чтобы выйти на рынок и "держать" конкуренцию. Вот для них государство и должно облегчить дорогу к цели. / |