Инновации: гранты, технологии, патенты
Портал
информационной поддержки
инноваций и бизнеса

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыРассылка
НОВОСТИ
09-10-2019 Можно ли сегодня обойтись без займа?
Кредиты и займы сейчас стали частью нашей жизни. Об этом говорит общая статистика родственников, друзей и просто знакомых, которые постоянно приобретают что-нибудь в кредит. А давайте вспомним, что было раньше. Если... »

02-10-2019 Виза инвестора Е-2: в чем ее преимущества и особенности
Виза инвестора Е-2 – это документ не эмиграционного типа. Она предоставляет возможность гражданам другой страны и членам его семьи пребывать в Америке в том случае, если он осуществляет инвестирование... »

27-09-2019 Матовая фотобумага: как сделать правильный выбор
В настоящее время для печати на принтерах используется высококачественная фотобумага. Самое важное – это знать, как выбрать подходящий тип данного расходного материала для дальнейшего использования. Покупку... »

[Все новости]
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГРАНТЫ
ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
АНАЛИТИКА
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МОСКВЫ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И КОНКУРСЫ
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИЙ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
МЕРОПРИЯТИЯ
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
ВИДЕО
Первая Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ»...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
[Все видеосюжеты]

Делимся опытом

Вверх / Патентоведение / Делимся опытом /

Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Средства индивидуализации приравниваются согласно п.1ст.1225 Гражданского кодекса РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности. К ним относятся фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения. Рассмотрим кратко особенности и различия между этими объектами.

Фирменные наименования и коммерческие обозначения служат для индивидуализации участников гражданского оборота, а товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров – для индивидуализации товаров и/или услуг. Первые регистрируются административными органами или вообще не регистрируются(коммерческое обозначение), в то время как вторые регистрируются Патентным ведомством и без такой регистрации недействительны.
Различия также заключаются в сроке действия сравниваемых обозначений и необходимости его продления, поскольку фирменное наименование и коммерческое обозначения не ограничены сроком действия, а товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров действуют сроком 10 лет с даты подачи заявки на их регистрацию, с возможностью продления этого срока каждый раз на 10 лет.

В данной статье рассмотрим первую группу обозначений - фирменные наименования и коммерческие обозначения. Разница между ними заключается в функциях: коммерческое обозначение обычно используется в отношениях между предпринимателями и потребителями, а фирменное наименование - в деловых отношениях между фирмами. Кроме того, коммерческими обозначениями могут быть не только словесные наименования (как у фирменных наименований), но также изображения, цвета, звуки и др.

Фирменное наименование (фирма) - наименование, под которым юридическое лицо выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других лиц.
Структура фирменного наименования состоит из обязательной части(корпуса фирмы), которая согласно п.2ст.1473 ГК РФ должна содержать указание на его организационно-правовую форму(например,ООО, ЗАО,ОАО) и дополнения, т.е. собственно наименования, которое не может обозначать только род деятельности. Наименование может включать тип и предмет деятельности(государственное, муниципальное, частное) или профиль (производственное, страховое, научное), а также специальные названия("Знамя", "Калибр"), сокращения(МТЗ, ЧТК) и другие.

Юридическое лицо должно иметь полное наименование на русском языке, а также вправе иметь сокращенное и наименование на других языках.
В качестве принципов правовой охраны фирменного наименования можно назвать:
- принцип истинности фирмы, т.е. соответствующее действительности и не вводящее в заблуждение участников гражданского оборота указание на организационно-правовую форму, тип и предмет деятельности и др.

-принцип исключительности фирмы, т.е. ее отличие от ранее зарегистрированных фирм, осуществляющих аналогичную деятельность (п.3.ст.1474 ГК РФ)
-принцип постоянства фирмы, т.е. неизменность до прекращения юридического лица согласно п.2ст.1475 ГК РФ или обоснованного и зарегистрированного изменения наименования.

Само исключительное право на фирму состоит в возможности выступать в гражданском обороте под собственным наименованием, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах, объявлениях, рекламе, на товарах или их упаковке. При этом данное право выступает в качестве обязанности владельца использовать свое наименование указанными способами.

Право на фирму носит исключительный характер, т.к. принадлежит конкретному владельцу. Это право действует в отношении всех третьих лиц и не ограничено сроком. Кроме того, право характеризуется как личное неимущественное, связанное с деловой репутацией фирмы и ее владельца и носит экстерриториальный характер, т.е. охраняется на территории всех стран-участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Право на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица, а также при отказе от него владельца, переходе к новому владельцу или при реорганизации юридического лица.

Коммерческое обозначение - это принятое фирмой и широко известное наименование, символизирующее деятельность предприятия, используемое в ее деятельности, которое охраняется без специальной регистрации(согласно ст. 6-bis Парижской конвенции), например, обозначения «Майкрософт», «Макдоналдс», «Газпром». Такие обозначения можно встретить повсеместно в качестве названий ресторанов, кафе, магазинов и.т.д. По сути коммерческое обозначение введено в отечественное право с принятием ч.4 ГК РФ(ст.1538-1541). Согласно ст.1538 ГК РФ оно определяется как обозначение, используемое юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для индивидуализации принадлежащих им предприятий и не подлежащее регистрации.
Из содержания ст.1539 следует, что критериями охраноспособности коммерческого обозначения являются:
- новизна, т.е. неизвестность сходных обозначений, право на которые возникло раньше
- наличие достаточных различительных признаков, т.е. возможность идентификации потребителями или контрагентами
- известность в пределах определенной территории для индивидуализации конкретного предприятия.

Актуальными нормами права в отношении данного объекта можно считать возможность его использования для нескольких предприятий, в то время как несколько таких обозначений нельзя использовать в отношении одного предприятия.

В случаях столкновения прав на коммерческое обозначение и фирменное наименование (как и с другими средствами индивидуализации) исходят из принципа «старшинства права», что следует из п.6.ст.1252 и п.2ст.1539 ГК РФ. В таких случаях преимущество отдается тому, у кого соответствующее исключительное право возникло ранее. Следует отметить также, что в отличие от фирменного наименования возможно отчуждение коммерческого обозначения другому лицу, а также использование его индивидуальными предпринимателями.


Выгодин Борис Анатольевич,
Vygodin & partners
Генеральный директор, к.т.н.
патентный поверенный РФ,
Евразийский патентный поверенный


Статья была издана в журнале "The Angel investor"




Источник: Рatent-bureau.ru


РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
Бесплатные сервисы онлайн
Инновационные проекты малого бизнеса
на 22.10.2019
USD63,7606-0,1936
EUR71,1696+0,0397
БВК67,0946-0,0886
Все валюты

ВАШЕ МНЕНИЕ
Бывали ли вы в круизе?
 Да, в речном
 Да, в морском
 К сожалению, нет возможности
 Нет, но собираюсь
 Нет, и не собираюсь
Предложите опрос
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Все ссылки
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100