Переход от неприятия интеллектуальной собственности к признанию её важным корпоративным активом компании -тенденция, характерная не только для зарубежной, но и для российской экономики. Стратегия интеллектуальной собственности является одной из главных составляющих маркетинговой политики фирм. Интерес к интеллектуальной собственности прежде всего связан с возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или продажи патентов и лицензий . Интеллектуальная собственность компаний становится все более дорогостоящим активом, реальную стоимость которого не всегда могут отразить принципы бухгалтерского учета. Особенно это относится к тем отраслям, где ключевую роль играют не столько здания, оборудования, сколько доходность патентов, товарных знаков, авторских прав, и других так называемых "неосязаемых" активов. К примеру, рыночная стоимость компании "Microsoft" на 25 июля 1996 г. составляла $ 70,9 млрд., несмотря на то, что по данным балансового отчета стоимость чистых активов была $ 5,7 млрд. Производство модной одежды - еще один пример, когда неосязаемые активы играют весомую роль в получении доходов. Лоурэн Клайн, Дж.Армани, Пьер Карден- дизайнеры, которые сделали состояние на своем имени. Купля-продажа интеллектуальной собственности способна принести ее владельцу значительные суммы, достигающие десятков и сотен миллионов долларов. Например, за приобретение семи брэндов алкогольных напитков фирма American Brands Inc. заплатила фирме Seagram Company $ 371,2 млн. Товарный знак Black Hawk в 1985 г. был продан как часть имущества компании Rath Company при банкротстве за $ 3 млн. Все более актуальным становится выявление потенциальных ресурсов предприятий и повышение эффективности функционирования бизнеса в целом за счет использования интеллектуальной собственности. Определение верной стратегии и выбор соответствующей тактики в отношении интеллектуальной собственностью является одним из действенных рычагов управления современным производством, позволяющим рационально организовать текущее и перспективное планирование , снизить финансовые риски при освоении инвестиций. Компания "Nutra Sweet Corp" обладала в качестве основных активов патентами на искусственный сластитель. В течение срока действия этих патентов компания занимала монопольные позиции на рынке искусственных сластителей и доход от их использования достигал ~ 1 млрд. $ в год. Однако в 1992 г. срок действия патентов истек. Аналитики предсказывали в связи с этим снижения цены изделия до 30%. Чтобы сохранить свои позиции на рынке, компания стала вкладывать средства на укрепления торговых марок и фирменного наименования, тратя на это до $ 20 млн. Важным элементом стратегического управления интеллектуальной собственностью является определение основных направлений деятельности компании по созданию (приобретению) и правовой охране интеллектуальной собственности в рамках существующего национального , зарубежного законодательства и международных договоров. Основными задачами в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью являются: Систематизация и анализ использования объектов ИС; Выявление избыточных и необходимых объектов ИС; Определение форм и методов правовой охраны объектов ИС; Определение доминирующего объекта ИС ; Осуществление правовой охраны ИС; Коммерциализация ИС; Пресечение нарушений исключительных прав. Следует выделить следующие основные факторы, определяющие стратегию управления интеллектуальной собственностью фирмы: Маркетинговая стратегия; Объемы производства; Емкостью рынков сбыта, как существующего, так и потенциального; Наличие или отсутствие конкурентов; Отрасль деятельности; При определении стратегии управления ИС следует идентифицировать имеющиеся объекты ИС и их правовой статус, проанализировать, как используются "неосязаемые" активы и определить их дополнительные возможности. В настоящее время существуют различные классификации объектов интеллектуальной собственности. В зависимости от режима правовой охраны и области применения можно предложить следующую классификацию: изобретения, полезные модели, промышленные образцы; товарные знаки; музыкальные, литературные произведения , произведения живописи, архитектуры, программы ЭВМ и т. п. (объекты авторского права) коммерческая информация ( ноу-хау, торговые секреты). Хотя все типы объектов ИС обладают некоторыми общими свойствами, они имеют значительные отличия. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы представляют из себя устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений, конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, художественно-конструкторские решения изделий, определяющие его внешний вид. На патентоспособные технические и дизайнерские решения могут быть получены патенты (свидетельства), подтверждающие исключительное право владельцев на их использование в течение определенного законом срока (для изобретений - двадцать лет, для полезных моделей - до восьми лет, для промышленных образцов - до пятнадцати лет). Товарные знаки представляют собой обозначения, способные отличать товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей и являются, таким образом , средством индивидуализации товаров и услуг. Верховный суд США по делу PARK'N Fly,Inc и Dollar Park & Fly, Inc 469 US 189 в 1985 г. отметил, что товарные знаки есть символы качества и доброжелательности (престижа), чья стоимость растет с течением времени в результате использования, рекламирования и увеличения объемов продаж. Защита престижа компаний осуществляется посредством патентно-правовой охраны товарных знаков. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации, действующей в течение десяти лет. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен каждый раз на десять лет. Объектами авторского права являются литературные, музыкальные произведения, произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, программ ЭВМ и т.д. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Коммерческая информация представляет собой техническую, организационную, торговую информацию либо любую другую информацию, имеющую действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности её третьим лицам , к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране её конфиденциальности. Особенностью правовой охраны коммерческой информации является то, что государством предоставляется не исключительное право на использование, как это имеет место с изобретением, а право на возмещение причиненных убытков в случае незаконных методов получения информации, составляющую служебную или коммерческую тайну. К таким методам относятся промышленный шпионаж, нарушение условий контракта о конфиденциальности и т.п. В отличие от патентов, торговые секреты и ноу-хау имеют реальную ценность только в том случае, если они надежно защищены от раскрытия. Наиболее известный пример - формула Coca-Cola, которая хранится в тайне с 1886г. Формула известна двум должностным лицам, которые публично не идентифицируются. Сама формула хранится в сейфе депозита безопасности банка и может быть открыта голосованием Совета директоров. Другой пример - фирма "Kellog", которая в течение 80-ти лет разрешала свободное посещение своих производственных посещений; однако в 1986 г, будучи обладательницей высокопроизводительного оборудования по переработке и упаковке злачных продуктов, "Kellog" закрыла свое производства для экскурсионного посещения, справедливо полагая, что такого рода посещения могут быть использованы в целях промышленного шпионажа. В настоящее время ИС рассматривается уже не как побочный продукт, получаемый в результате разработок нового вида изделия, а как серьезное оружие в конкурентной борьбе. "Hewlett Packard" обошел конкурентов на рынке струйных принтеров , вложив значительные средства в лабораторные исследования и защитив результаты разработок большим количеством патентов. Учитывая, что доходы от использования результатов НИР , значительно снижаются в случае незаконного их использования конкурентами , ИС стала использоваться не только как оборонное, но и как наступательное оружие в конкурентной борьбе. Примером успешного использования ИС в корпоративной стратегии можно привести фирму "Texas Instruments"(США). В шестидесятых годах эта компания составляла свой "патентный портфель" исключительно как оборонное орудие. Однако, к середине 80-х годов фирма изменила тактику на наступательную и стала преследовать компании, незаконно использовавшие ее интеллектуальную собственность. Урегулирование предъявленных исков помогло "Texas Instruments" получить значительные доходы. В 1991 г. поступления составили $ 256 млн. Общий доход, полученный компанией за 1986-1993 г от использования ИС составил $ 1.2 млрд. В ранних девяностых компания INTEL ежегодно вкладывала $ 1 млрд. на контроль за производством микропроцессоров. Несмотря на такие огромные затраты, ставка доходности компания, по данным, которые она представила в налоговые органы, составила 25 %. В жесткой конкурентной борьбе победит то предприятие, которое наиболее продуктивно использует имеющиеся у него ресурсы. В связи с этим очень важное значение имеет выработка корпоративной стратегии фирмы. Изобретения, товарные знаки, ноу-хау, торговые секреты, брэнд можно отнести к активам, которыми порой пренебрегают при проведении финансового анализа с целью выявления скрытых резервов. Это связано с тем, что они не часто появляются в бухгалтерских отчетах, доход от использования этих "неосязаемых" активов трудно выделить из общего дохода, их правовая сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Хотя данные активы могут сыграть решающую роль в корпоративной стратегии фирмы. Определить пути, с помощью которых можно повысить корпоративный доход, помогает оценка интеллектуальной собственности. Оценка ИС представляет собой достаточно сложный процесс, связанный с необходимостью всестороннего анализа множества факторов, влияющих на конечный результат. Сложность оценки ИС связана с проблемой правильного выбора вида оцениваемой стоимости и метода ее оценки применительно к конкретной ситуации, а также с трудностями сбора достоверной информации как об аналогичных сделках, так и о конкретном партнере по сделке, будущем доходе от приобретения ИС и других факторах, влияющих на оценку стоимости. Чем выше потенциальная стоимость ИС, тем сложнее ее оценка и тем выше профессиональные требования к специалистам, проводящим оценивание. Одним из важных элементов стратегического планирования ИС является решение вопроса о том, какой вид интеллектуальной собственности - изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, объекты авторского права или ноу-хау, следует принять в качестве доминирующего в перспективном планировании деятельности фирм. По данному вопросу ведутся многочисленные дебаты, однако зарубежными специалистами отмечается возрастающая роль торговых марок и знаков обслуживания в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью. В основном, это связано с тем, что торговые марки имеют неограниченный срок жизни вследствие возможности неоднократного продления их регистрации , а получение и поддержка правовой охраны торговых марок дешевле, чем, например, патентов на изобретения. Для определенных отраслей, таких как автомобилестроение, электроника и др., продолжает оставаться актуальной стратегия оборонного патентования, основанная на максимальной правовой охране различных объектов интеллектуальной собственности - технологий, конструктивных узлов, внешнего вида, маркировки и т.д., что дает более надежную защиту свой продукции. Одно изделие может охраняться блоком патентов на изобретение, на промышленный образец, свидетельствами на товарный знак и являться объектом ноу-хау. Такая комплексная защита характерна для сложных конструктивных изделий, включающих большое количество узлов и деталей, пользующихся спросом у потребителей и высокой степенью конкуренции на рынке данного класса товаров и услуг - автомобили, бытовая техника. Подобная стратегия требует значительных затрат средств и под силу только крупным компаниям. Мелкие фирмы патентуют изобретения, в основном, с целью продажи на них лицензий и получение таким образом дополнительных прибылей. Выявить объекты ИС, которыми располагает компания, проанализировать их использование и потенциальную ценность, определить формы и методы защиты, получить и поддерживать в силе правовую охрану на территории коммерческих интересов, определить избыточные активы и организовать их реализацию путем продажи лицензий или ноу-хау, пресекать нарушения исключительных прав - эти основные задачи, решаемые при разработке корпоративной стратегии управления интеллектуальной собственностью. В рамках небольшой статьи трудно охватить все вопросы, касающиеся определения стратегии управления интеллектуальной собственностью, однако, даже беглого обзора достаточно, чтобы сделать вывод о необходимости серьезного подхода к выявлению потенциальных ресурсов и повышению эффективности бизнеса за счет рационального использования интеллектуальной собственности . Литература: Glenn DeSouza "Royalty methods for intellectual property " ABI/INFORM National Association of Business Economists 1997 Business Economics 1997 Санников А.Г." Оценка брэндов и товарных знаков: от теории к практике." - М.: ВНИИПИ, 1997 г Christopher A.Bloom " Does the target's brainpower provide a competitive edge? " UMI, Inc.; ABI/INFORM Investment Dealers Digest 1994 Mergers & Acquisitions January/February 1994 Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение. Утв. Председателем Роспатентнта 20 сентября 1993 г. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.№ 3517- Bao Tran "IP law aspects in strategic planning" ABI/INFORM Euromoney Ltd. 1995 Managing Intellectual Property March 1995 Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9.07.93 г № 5351-1 (с изменениями от 19.07.95 г) Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ Пантюхина А.М. патентный поверенный, Патентное агентство "ПатентПитер" Тел/факс (812) 155-56-51 E-mail: annator@cards.lanck.net 198260, Санкт-Петербург, а/я 164 |