Санкт-Петербургский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
"Инновационный менеджмент"


Специальность: 061100 Менеджмент
Факультет: ФЭУ
Кафедра: Менеджмент

Форма обучения - дневная
Курс - второй
Семестр - 4-й
Лекции - 18 час.
Семинары - 18 час.
самостоятельная работа студентов: эссе
___________________
ВСЕГО: 36 час.

Составитель: В.И. Фомичев
ОБСУЖДЕНО: на заседании кафедры
ОДОБРЕНО: Методическим советом

1. Целевая установка

Цель преподавания дисциплины "Инновационный менеджмент" - формирование комплекса знаний, умений и навыков управления инновационной деятельностью предприятия или подразделения.
Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:

сформировать понятийный ряд, связанный с объектами, функциями и режимом управления инновационным процессом; ввести необходимые термины и определения;
создать представление о нововведениях как о системном и непрерывном процессе, без которого невозможно прибыльное и устойчивое функционирование предприятия в условиях рыночной экономики;
познакомить с тенденциями, перспективами и прогнозами научно-технического развития, лежащего в основе всех инноваций;
дать классификацию методов управления и научить правильному их выбору в конкретных ситуациях;
рассмотреть и проиллюстрировать примерами всю последовательность этапов разработки, освоения в производстве и продвижения на рынок новых продуктов и услуг;
научить студентов четко формулировать задачу, собирать и обрабатывать необходимую для ее решения информацию, формировать альтернативы и делать обоснованные выводы;
способствовать усилению креативной составляющей по сравнению с компилятивной при подготовке рефератов и эссе, а также - в устных выступлениях на семинарах;
создать у каждого студента свой индивидуальный имидж инновационного менеджера, который он постарается воплотить в будущем процессе трудоустройства и профессиональной деятельности.


2. Организационно-методические указания

Структура курса "Инновационный менеджмент" включает лекции, самостоятельную работу и семинары.

Лекции читаются в потоке из двух групп, сопровождаются демонстрацией методических материалов в форме слайдов, что способствует систематизации учебного материала и экономии учебного времени.
Посещение лекций свободное. Студенты, не посетившие лекцию, имеют возможность получить относящиеся к ней методические материалы с компьютера преподавателя или сайта.

Самостоятельная работа заключается в подготовке домашних заданий в форме эссе, рефератов и тезисов устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка (см. раздел 5) с помощью рекомендуемой литературы (см.раздел 6) и других источников. Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем.

Семинары проводятся еженедельно по учебным группам и заключаются в подробном рассмотрении одной или двух тем в форме case-study с обязательными конкретными примерами. Темы предлагаются студентами или преподавателем и могут совпадать с темами представленных эссе и рефератов. Обращается внимание на методологические различия между устной и письменной речью, в связи с чем в качестве выступлений на семинаре не принимаются прямые зачитывания заранее подготовленных текстов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Желательно завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников семинара. Посещение семинаров обязательно.

Эссе и рефераты, не ставшие темой семинарских занятий, обсуждаются преподавателем на индивидуальном собеседовании с их авторами после проверки и рецензирования. При этом кроме соответствия содержания самостоятельных работ темам домашних заданий и общепризнанным принципам рыночной экономики и методам современного менеджмента принимаются во внимание четкое структурирование, грамотное и аккуратное оформление представленных текстов, включая постановку задачи (введение), изложение содержательной части, подведение итогов или выводы (заключение), оглавление и список использованной литературы. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

По результатам выступлений студентов на семинарах и защит рефератов и эссе оценивается их успеваемость по данному курсу (дифференцированный зачет).
Студенты, не посещающие семинары, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий считаются неуспевающими.


3. Содержание дисциплины

Введение
Цель и задачи курса. Его формальная и содержательная структура и место в учебном плане среди других курсов.
"Правила игры":соотношение между лекционной, семинарской и самостоятельной составляющими курса; контроль успеваемости, требования к эссе, рефератам, выступлениям, репликам и замечаниям; итоговый дифференцированный зачет. Представление списков рекомендованной литературы и тем для самостоятельной работы.

Тема 1. Основные понятия и определения
Инновации, инновационный процесс. Признаки инноваций. Виды инноваций и их классификация. Формы и фазы инновационного процесса. Движущие силы нововведений. Методология системного описания инноваций.
История нововведений и их теоретического осмысления. Труды Дж.Шумпетера, Н.Д.Кондратьева и С.Кузнеца.
Профессиональные требования к инновационному менеджеру (организации различаются отношением менеджеров к использованию нововведений).

Тема 2. Инновационная стратегия.
Прогнозирование и планирование. Анализ спроса на инновации. "Внутренняя стратегия" и адаптация к внешней среде. Эффективное использование ресурсов. Стратегическая хозяйственная единица ("бизнес-единица") и анализ хозяйственного портфеля предприятия. Информационное обеспечение и система поддержания принятия решений.
Факторы, подлежащие учету при воплощении стратегического плана:

Основные направления деятельности и диверсификация.
Принципы отношений с внешней средой (торговля, переговоры, обслуживание потребителя и т.п.).
Культура организации (традиции, рабочая атмосфера, мотивация, обучение, социализация).
Маркетинг (Кто потребитель? Как меняются его потребности? Что мы можем предложить для их удовлетворения и создания новых потребностей?)
Стратегия конкурентной борьбы (сбор информации о текущей стратегии конкурентов, прогноз их будущих действий и формулировка своих ответов на "вызовы").

Тема 3. Жизненный цикл продукта (ЖЦП).
Хозяйственная конъюнктура и ЖЦП. Стадии и этапы ЖЦП и их сходство с зарождением, развитием, старением и умиранием живого организма. Эволюция фирмы в ходе ЖЦП. Результаты инновационного процесса (Что остается после завершения цикла внедрения новшества?) Специфика бизнес-плана при разработке и продвижении нового продукта (услуги). Сопряжение жизненных циклов нескольких поколений продуктов.
Методы анализа временных лагов между поколениями продуктов:

структурно-морфологический;
по характеристикам публикационной активности;
терминологически-лексический анализ;
метод показателей.

Тема 4. Исследования и разработки (R&D).
Этапы инновационного процесса. Понятия "высокой технологии" и "науко-емкой продукции". Связь между фундаментальными и прикладными исследованиями. Научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-конструкторская разработка (ОКР). Технологическая подготовка производства (ТПП). Технологичность изделия. Возможность автоматизации разработческих процессов: САПР/АСТПП (CAD/CAM) - Система автоматизированного проектирования/Автоматизированная система технологической подготовки производства (Computer Aided Design/Computer Aided Manufacture). Постановка продукции на производство: "Выход на мощность".
Соотношение затрат между стадиями процесса создания новой техники.
Роль и место маркетинговых и сбытовых задач в общей цепи исследований, разработок, внедрения и продвижения научно-технической продукции.
Структура и эффективность затрат на исследования и разработку новой техники.

Тема 5. Оценка эффективности инноваций. Функционально-стоимостный анализ.
Коммерческая, бюджетная, народно-хозяйственная, социальная и др. виды эффективности. Показатели коммерческой эффективности. Многоцелевая оптимизация. Интегральная оценка эффективности проекта. Инвестиции в инновационный бизнес. Чем инвестор отличается от кредитора? Специфика деятельности "бизнес-ангелов", венчурных капиталистов и других участников инновационного бизнеса. "Внутренний венчур".
Конкурентоспособность продукта и предприятия. Экспертиза конкурентоспособности. Снижение издержек производства. Принцип Эйзенхауэра. Оценки потребительной стоимости. Этапы функционально-стоимостного анализа (ФСА). Выработка альтернатив по результатам ФСА. Учет факторов риска.

Тема 6. Интеллектуальная собственность в инновационном процессе.
Изобретение. Патент. "Ноу-хау". Торговая марка и фирменный знак. Технологический трансфер. Лицензионные соглашения. Инжиниринг. Как зарабатывают деньги с помощью интеллектуальной собственности? Защита прав собственника.

Тема 7. Итоговое занятие:
Инновационный менеджмент - как система принципов, методов, средств и форм управления инновационной деятельностью.
Объекты управления. Открытые и закрытые системы. Системный подход и системный анализ. Функции управления (общие и специальные). Режимы управления. Ситуационный анализ. Ситуационный подход. Принципы и формы управления. Институализация управленческих решений. Методы управления:
"по отклонениям"
"по продукту"
"по процессу"
"по целям"
диаграмма Ишикавы ("рыбий остов")

Контроль и управленческий учет (контроллинг). Управление проектом. Культура организации. Бенчмаркинг.
Персональный менеджмент. Мотивация труда. Нормирование и рациональная организация труда.
Управленческое консультирование. (Консалтинг).
5. Перечень примерных тем рефератов, эссе и выступлений на семинарах


Составляющие инновационного процесса.
Менеджмент в инновационной организации.
Варианты организации инновационного бизнеса:
3.1. Венчурные фирмы
3.2. Эксплерентные фирмы
3.3. Патиентные фирмы
3.4. Виолентные фирмы
3.5. Инновационные подразделения крупных компаний

Варианты инновационного бизнеса по содержанию:
4.1. Бизнес в Internet (дизайн сайтов, торговля, банкинг, информационное обслуживание и т.п.)
4.2. Спутниковое ТВ.
4.3. Разработка программного продукта.
4.4. Генно-инженерные разработки.
4.5. Конверсионные технологии.

Организационные структуры инновационного предприятия.
Планирование инноваций.
Инновационная политика организаций.
Инфраструктура организаций, обеспечивающая инновационную деятельность.
Обоснование инвестиций в инновационные программы.
Выбор инновационной стратегии предприятия.
Финансирование инвестиционных программ.
Новая организация производства и его организационно-техническое обеспечение.
Разработка и продвижение инвестиционного проекта, базирующегося на нововведении.
Специфика бизнес-плана в инновационном бизнесе.
Маркетинг инновационного продукта.
Инновационные инвестиции.
Управление реализацией инновационных проектов.
Диффузия инноваций.
Роль инфраструктуры и роль социума в диффузии инноваций.
SWOT-анализ стратегического плана инноваций.
Концепция бенчмаркинга (benchmarking).
ВУЗ - как инновационная структура.
Технопарки и бизнес-инкубаторы и их роль в развитии инновационного бизнеса.
Жизненный цикл продукта и цикличность инновационного процесса.
Циклы хозяйственной конъюнктуры по Н.Д.Кондратьеву.
УКонкуренция и рыночный отбор нововведений.старела ли теория нововведений Дж.Шумпетера?
Плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции в инновационном процессе.
Новые рынки сбыта как фактор нововведения.
Международная кооперация в инновационном бизнесе.
Глобализация с точки зрения инновационного процесса: pro и contrа.
Инновационные возможности российских предприятий (Обречена ли наша страна на роль сырьевого придатка мировой экономики?).
Продажа патентов, лицензий и "ноу-хау" - как высоко-прибыльный бизнес.
Технологический трансферт.
Инжиниринг как разновидность инновационного процесса.
Реинжиниринг бизнеса.
Интеллектуальная собственность и ее защита в инновационном процессе.
Высокие технологии - как основа инноваций.
Индекс биржевой активности Nasdaq - как он определяется и как влияет на динамику мировой экономики.
Инновации в здравоохранении.
Инновационный бизнес и экология (Модель "альтернативной цивилизации")
Техногенное и социальное прогнозирование будущего.
"Озоновые дыры", "парниковый эффект" и другие техногенные и природные катаклизмы - с точки зрения инновационной деятельности.
Японский опыт инновационной политики.
"Человеческий фактор" в инновационном процессе.
Женский менеджмент в российском бизнесе.
Мотивация в инновационном менеджменте.
Творчество и процесс решения проблем (алгоритмы и приемы управления различными стадиями инновационного процесса)
Правовое регулирование инновационной деятельности.
Оценка эффективности инноваций.

6. Авторские учебные пособия.


Набор слайдов с методическими материалами к лекционным занятиям.

Развернутые темы и вопросы для самостоятельной работы.

Термины и определения основных понятий курса.
(Перечисленные пособия могут быть переписаны студентом на дискету с преподавательского компьютера либо сайта).


7. Список литературы.


Основная

1. Ю.П.Морозов. Инновационный менеджмент. Уч.пособие для ВУЗов, М., "Юнита-Дана", 2000.
2. И.Т.Балабанов. Инновационный менеджмент. СПб, "Питер", 2000.
3. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. Под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. СПб: Наука, 1997.
4. Инновационный менеджмент. Под ред. С.Д.Ильенковой. М., "Банки и биржи", 1999
5. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм). Под ред. Н.Е.Рудаковой. М., Изд-во МГУ, 1991.
6. Б.Твисс. Управление научно-техническими нововведениями. М., Экономика, 1989.
7. Б.Санто. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. М., Прогресс, 1990.
8. Р.Уотерман. Фактор обновления. Пер. с англ. М., "Дело Ltd", 1995.
9. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. Под ред. Л.М.Гохберга. М., Центр исследований и статистики науки, 1996.
10. Э.А.Уткин. Бизнес-реинжиниринг. М. Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во "ЭКМОС", 1998.
11. Е.Г.Ойхман, Э.В.Попов. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М., Финансы и статистика, 1997.
12. Синтия Д.Скотт, Деннис Т.Джэфф. Управление переменами в организации. Челябинск, 1996.
13. Л.Д.Гительман. Преобразующий менеджмент. М., Дело, 1999.


Дополнительная

1. J.A.Shumpeter. Business Cycles: A Theoretical Historical and Statistical Analysis of the Capitalism Process. Mc Graw Hill, NY.1939.
2. J.A.Shumpeter. The Theory of Economic Development. Harvard Univ. Press, Cambridge, MA, 1934.
Русский пер. Дж.Шумпетер. Теория экономического развития. - М., 1982
3. J.A.Shumpeter. Capitalism, Сosialism and Democracy. Harper and Row NY, 1942
Русский пер. Дж.Шумпетер. Капитализм, социализм и демократия. - М., Экономика, 1995.
4. J.M.Keynes. The General Theory of Employment, Interest and Money. N.Y. 1936 // Русский пер. Дж.М.Кейнс. Избранные произведения. М. "Экономика" 1993.
5. Н.Д.Кондратьев. Основные проблемы экономической динамики. М., Наука, 1991
6. И.Лукашевич. Развитие идей Н.Д.Кондратьева в теориях "длинных волн" нововведе-ний. Вопросы экономики. 1992, № 3.
7. В.В.Белов, Г.В.Виталиев, Г.М.Денисов. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. Уч.пособие., М., "ЮРИСТЪ", 1997.
8. П.Вейлл. Искусство менеджмента. М., Новости, 1993.
9. Х.Виссема. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании). М., Инфра, 1996.
10. О.С.Виханский, А.И.Наумов. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд-е, М., Фирма Гардарика, 1996.
11. А.С.Голдстайн. Бизнес-доктор: Уроки профессионала, который спас от банкроства более 1000 "проблемных фирм". Самара, 1997.
12. Жан-Жак Ламбен. Стратегический маркетинг: Европерспектива. М., Наука, 1996.
13. Б.Карлоф. Деловая стратегия. М., Экономика, 1991.
14. Ю.Д.Красовский. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы (на материалах 12 российских комиссий). Практические пособие., М., Инфра, 1997.
15. И.Кузьмин. Психотехнология и эффективный менеджмент. М, Технол. школа бизнеса. 1994.
16. М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. М., Дело, 1992.
17. Г.Саймон, Д.Смитбург, В.Томпсон. Менеджмент в организациях. М., Экономика, 1995.
18. Д.Трейси. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга. М., Автор, 1993.
19. Дж.Х.Харрингтон. Управление качеством в американских корпорациях. М., Экономика, 1990.
20. Г.Шмален. Основы и проблемы экономики предприятия. М., Финансы и статистика, 1996.
21. Ф.Котлер. Основы маркетинга. М., "Бизнес-книга" ИМА-Кросс. Плюс., 1995.
22. Н.П.Ильин и др. Управление проектами. СПб., "Два-Три", 1996.

Адреса учебных корпусов филиала:
1) 190008, С-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16
Проезд от метро:
«Технологический институт» — трамвай 90 (до ул. Садовая);
«Невский проспект» — авт. 22 (до ул. Декабристов), или авт. 3 (до Театральной пл.);
«Балтийская» — трамвай 29 (до ул. Садовая).
2) 193171, С-Петербург, ул. Седова, д.55, корп.2
3) 198099, С-Петербург, ул. Промышленная, д.17
Телефоны для справок:
Приемная комиссия: 318-42-12
Переподготовка и повышение квалификации: 114-46-42
Факультет довузовского образования: 114-05-23, 113-74-32
Электронная почта:
По общим вопросам: info@hse.spb.ru
По вопросам, связанным с сайтом: webmaster@hse.spb.ru