Инновационные законы вместо наукоградов

Александр Беккер, Борис Грозовский


Путин разрешил поставить эксперимент на прикладной науке

Президент Владимир Путин поддержал предложение Минэкономразвития создать четыре "пилотных" инновационные зоны, в которых ученым и инвесторам дадут привилегии для развития высоких технологий. Таким образом Минэкономразвития сможет частично воплотить проект особых экономических зон (ОЭЗ), против которых выступает Минфин.

Больше года министр экономического развития Герман Греф пытался убедить правительство в благотворности ОЭЗ для развития экономики, но из-за жесткого противодействия Минфина из этого ничего не вышло. Вице-премьер Кудрин настаивал на том, что такие зоны неизбежно превратятся в "черные" дыры для бюджета. Греф нашел способ обойти финансистов, подключив президента и ученых.

Вчера на заседании президентского Совета по науке и высоким технологиям Греф предложил в структуре наукоградов выделить высокотехнологичные центры, способные конкурировать на мировом рынке за интеллект ученых и деньги инвесторов. "Все это неплохо было сказано, но вопрос в том, как это реализовать как можно быстрее", - одобрил Путин понравившийся академикам доклад Грефа. Наукоградами накоплен уникальный потенциал и главная задача - "его сохранить и в новых условиях грамотно использовать", сказал Путин. А окончательное решение, по его словам, будет найдено в совместном поиске оптимальных моделей правительством и Советом по науке.

Сейчас в России есть три наукограда - Дубна, Королев и Обнинск. Минэкономразвития предлагает создать 60-70 микрооазисов площадью несколько километров на базе университетов, академических институтов, научных центров или отдельных предприятий. В каждом из них могут работать до 17 000 человек. По оценке Грефа, для эффективной работы необходимы инвестиции от $1 млн до $5 млн на квадратный километр оазиса.

Предложенные Грефом научные, или "технико-внедренческие" зоны, - это, наряду с "производственными", один из типов особых зон, которые Минэкономразвития продвигает уже больше года. По словам замминистра экономразвития Аркадия Дворковича, инновационным зонам не нужны привилегии, которых обычно просят ОЭЗ промышленного типа. Например, им не обязательно наличие свободной таможенной зоны.

Дворкович убежден, что таким зонам не требуются льготы по федеральным налогам. "На федеральном уровне им нужна иная поддержка - гранты, решение вопросов инфраструктуры, коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности, страхование рисков". По словам замминистра, мировой опыт свидетельствует, что инновационным зонам достаточно льгот по местным и региональным налогам. Если же федеральные льготы все-таки необходимы, то резиденты зон должны иметь ограниченную правоспособность, т. е. не иметь права производить продукцию за пределами зоны.

Президенту Курчатовского института Евгению Велихову идея инновационных зон близка: "Нам надо конкурировать за инвестиции, а инфраструктура развита слабо, и денег на ее развитие нет. Значит, нужно дать инновационному бизнесу привилегии". Особенно важным Велихов считает то, что условия в инновационных зонах будут оставаться неизменными на протяжении 20 лет и что привилегии будут выдаваться только инноваторам, а не всем, кто работает на территории.

В Минфине сдержанно воспринимают итоги заседания в Кремле. Категорического "нет" высоким технологиям, особенно ориентированным на экспорт, здесь не высказывают: "Минфин считает, что механизмы ОЭЗ не должны распространяться на те проекты, в которые и так идут инвестиции, - сказал пресс-секретарь Кудрина Геннадий Ежов. - Мы против того, чтобы объявлять целые предприятия или наукограды особыми зонами, так как подобный подход чреват массовым уходом от налогов". По мнению Минфина, механизм ОЭЗ может применяться только к проектам, которые в обычных условиях не смогут привлечь инвестиции.

Такой подход радикально не совпадает с позицией Минпромнауки, которое ратует за фронтальный подъем наукоградов. Совещание в Кремле здесь рассматривают как принципиальное изменение политики государства в отношении наукоградов: "Поворот состоит в том, что раньше бюджет просто финансировал науку, а теперь ставится цель коммерциализировать выпуск наукоемкой продукции", - говорит замминистра Андрей Кулагин. По его словам, сегодня доля России на рынке высоких технологий составляет 0, 3%. Новый подход позволит в ближайшие годы довести ее до 3-5%, и наукограды могут внести в это существенный вклад. Минпром предполагает создавать при наукоградах инновационные центры из представителей бизнеса, которым государство способно помочь в запуске коммерчески прибыльных проектов.

Особые зоны могут помочь развитию инфраструктуры в научных центрах, соглашается сотрудник калифорнийского венчурного фонда Draper Fisher Jurvetson Алексей Андреев. Для этого государство должно давать льготы юристам, бухгалтерам, венчурным капиталистам и банкам, работающим с инноваторами, и даже кредитовать их на паритетных с частными инвесторами условиях. Однако "я не знаю, как решить другую проблему, - признает Андреев, - пока в России инвестиции в нефть, пиво или колбасу приносят не меньший доход, чем вложения в инновации, при значительно меньшем риске, кредитовать науку будут только большие любители".

/Ведомости, 16.01.2003/