В Елабуге стартовал проект по созданию особой экономической зоны (ОЭЗ), где в условиях беспрецедентных льгот и преференций должны возникнуть самые современные производства. За ходом реализации проекта особенно внимательно наблюдают власти Нижегородской и Самарской областей, которым не удалось защитить в Минэкономразвития РФ концепции своих экономических зон. «Динамика прямых иностранных инвестиций в российскую экономику позитивна, но в промышленные отрасли зарубежные бизнесмены вкладываются неохотно. ОЭЗ могут стать для них хорошим стимулом», — отмечает аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Стручевский. В прошлом году около 50 российских регионов представили более 70 предложений по созданию на их территории особых экономических зон, однако критериям Минэкономразвития РФ в полной мере соответствовали лишь шесть заявок. Инициаторы российского экономического «зоностроительства» выдвинули несколько базовых условий. Изначально было определено, что статус ОЭЗ относится не к территориям, а только к проектам, точнее — резидентам «зоны». При этом добыча и переработка полезных ископаемых, а также металлургическое производство в ОЭЗ исключались: в качестве главной цели декларирована диверсификация экономики на основе высоких технологий. Кроме того, к рассмотрению принимались лишь детально проработанные, экономически обоснованные проекты, а не заявки на уровне идеи. Наконец, регион, претендующий на ОЭЗ промышленно-производственного типа (ППОЭЗ), должен был продемонстрировать свою финансовую привлекательность, для чего к заявке нужно было приложить гарантии на инвестиции в размере не менее 1 млн евро в первый год и не менее 10 млн евро в перспективе. Времени на разработку проектов у регионов было совсем немного: федеральный закон об ОЭЗ подписан в июле 2005 года, а процесс представления заявок завершился уже в ноябре. Таким образом, претенденты на размещение промзон должны были достичь твердых договоренностей с инвесторами всего за три месяца, тогда как обычно подобные переговоры длятся годами. Чтобы справиться с этой, на первый взгляд, неразрешимой задачей, необходимы, конечно, предварительные наработки с компаниями, которые уже присутствуют в данном регионе, адаптировались к местным условиям и заинтересованы в развитии своего бизнеса. С этой точки зрения решение о создании ППОЭЗ «Алабуга» на территории Елабужского муниципального района выглядит вполне логичным. Как отметил замминистра экономики и промышленности Республики Татарстан (РТ) Инсаф Хайруллин, конкурсная комиссия Минэкономразвития РФ не могла не учесть, что прилегающая к территории «Алабуги» пром-площадка осваивается уже около 20 лет. В 1985 году здесь создавался гигантский завод по выпуску пропашных тракторов. В 1988 году строящийся комплекс был перепрофилирован на производство легковых автомобилей малого класса мощностью 900 тыс. машин в год. Финансирование стройки прекратили накануне распада СССР — в 1991 году. Спустя семь лет решением татарстанских властей на территории промплощадки была создана свободная экономическая зона, которую впоследствии закрыли из-за несоответствия федеральному законодательству. Ее правопреемницей стала Дирекция инвестиционных проектов (ДИП). Именно эта структура вместе с крупнейшими предприятиями региона — ОАО «ПО ЕлАЗ» и «Нижнекамскнефтехимом» — возьмет на себя координацию и методологию работ по реализации проекта ППОЭЗ. В чистом поле Сегодня ППОЭЗ «Алабуга» — это чертежи площадки, разбитой на 40 квадратов по 25 га. Воочию здесь можно видеть пока лишь частично подведенные коммуникации и несколько незавершенных объектов. «Алабуга» будет состоять из трех кластеров: автомобильного, представленного производством машин и автокомпонентов, нефтехимического, включающего, в частности, предприятия по выпуску полистиролов и гидрокарбонатов, и резервного — для будущих инвесторов. Основные инфраструктурные объекты профинансирует федеральный бюджет. Татарстан вложится в остальные инженерные, а также в планировку промплощадок. Затраты на эти цели составят около 1,7 млрд рублей, причем федерация и Татарстан поделят их в пропорции 49/51. Оставаясь за рамками ППОЭЗ, резиденты ДИП сохранят ранее установленные для них льготы (нулевые налоги на имущество и транспорт, а также сниженную с 24% до 20% ставку налога на прибыль). Впрочем, у этих структур будет возможность войти в ППОЭЗ на единых для всех условиях — проект стоимостью не менее 10 млн евро, причем можно вскладчину. Основной груз ответственности за развитие «Алабуги» ляжет на главу территориального органа Федерального агентства по управлению ОЭЗ 27-летнего советника премьер-министра Республики Татарстан по вопросам внешнеэкономической деятельности Тимура Шагивалеева. Менеджмент ППОЭЗ будет централизован в управляющей компании, которую в скором времени определят путем тендера. Проектно-изыскательские работы и подготовка документации лягут на институт «Татинвестгражданпроект». Бюджетные затраты на «Алабугу» окупятся за 5 лет Елабуга расположена в регионе, играющем одну из ведущих ролей в экономике Татарстана. В окрестностях города находится площадка ОАО «ПО ЕлАЗ», КамАЗ и Нижнекамский нефтехимический комплекс. Дирекция инвестиционных проектов (ДИП) совместно с ЕлАЗом и «Нижнекамскнефтехимом» реализует целый ряд инвестиционных проектов. В последние пять лет на подконтрольной ДИП территории с участием фирм из Швеции, Германии, Чехии, Турции, Австрии и Китая освоен выпуск продукции, не имеющей отечественных аналогов, — тракторов, автобусов, нефтегазового оборудования и электроприборов. Общий объем инвестиций составил более 2 млрд рублей. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысили 1,5 млрд рублей. В течение 2006 — 2008 годов суммарные затраты на реализацию проектов резидентов и на развитие инфраструктуры ППОЭЗ «Алабуга» составят 15,3 млрд рублей, 13,7 млрд из них — частные инвестиции, а 1,6 млрд — бюджетные средства. Прогнозные показатели коммерческой эффективности проекта ППОЭЗ: чистый доход — около 8,1 млрд рублей, чистый дисконтированный доход — около 1,7 млрд рублей, рентабельность — 21%, срок окупаемости — 4,7 года, дисконтированный срок окупаемости — 5,5 года. Само строительство начнется в апреле 2006 года, а сейчас определяется первый состав резидентов. Среди кандидатов — Hyundai Motor Company (Корея), KFZ (Австрия), Georg Fisher (Германия), MANDO (Корея), «КРЕЗ» (Россия), а также татарстанские компании ОАО «ПО ЕлАЗ», Елабужский завод ориентированного полистирола и «Татнефтехиминвест-Холдинг». «Все резиденты, независимо от того, отечественные они или иностранные, для нас одинаковы, — говорит Инсаф Хайруллин. — В то же время важно, чтобы зарубежные компании, получив от участия в ППОЭЗ налоговые льготы, не стали конкурентами наших производителей. Мы будем ориентироваться на тех инвесторов, от работы которых республика получит наибольший социально-экономический эффект». Заместитель генерального директора «Татнефтехиминвест-Холдинга» Ильгизар Якушев рассказал, что компания планирует развернуть в «Алабуге» переработку полимеров, получение новых видов химической продукции. «Рассчитываем, что в условиях, создаваемых в ППОЭЗ для производителя, нам удастся выйти на мировые рынки», — говорит он. Подсчитано, что режим свободной таможенной зоны и налоговые льготы позволят резидентам «Алабуги» достигнуть 15 — 20-процентного снижения себестоимости продукции. Здесь будет город-сад Правительство Татарстана рассчитывает на то, что к 2010 году предприятия ППОЭЗ в общей сложности будут ежегодно производить продукции на 40 млрд рублей и обеспечивать налоговые поступления в объеме 4,5 млрд рублей. К этому времени, по оценке главы Елабужского района Ильшата Гафурова, численность жителей Елабуги возрастет в 1,5 раза — до 110 — 120 тыс. человек, а количество работающих — почти в три раза — до 13 — 14 тыс. Размещение ППОЭЗ и грядущий в 2007 году тысячелетний юбилей Елабуги существенно повысят статус города и изменят весь его облик. Будут построены комплекс жилых домов общей площадью 152 тыс. кв. м, школа, два детских сада, стадион, физкультурно-оздоровительный и медицинский центры, а также центральный автовокзал с транспортной развязкой. Потребности зоны в рабочих кадрах обеспечит местное профтехучилище — для него планируется построить новый корпус и общежитие. Уже началась реконструкция здания для бизнес-инкубатора общей площадью более 1000 кв. м, где разместятся около 50 предприятий, чьи бизнес-проекты окажутся наиболее значимыми для развития города. Чтобы решить транспортные проблемы ППОЭЗ, необходимы аэропорт в Нижнекамске, железнодорожный вокзал в Набережных Челнах и речной порт в самой Елабуге. Сегодня здесь есть лишь дебаркадер, к которому практически нет подъездных путей. Историческая часть города сохранится как архитектурно-заповедная зона, здесь разместятся офисы, а также объекты гостиничного и ресторанного бизнеса. «Создание ППОЭЗ на территории Елабужского района даст мощный импульс для развития экономики и социальной сферы всей республики, — утверждает премьер-министр РТ Рустам Минниханов. — Реализация этого проекта позволит инвесторам узнать, что такое сегодняшний Татарстан, какие возможности здесь предоставляются им». Кто следующий? Заявки для участия в конкурсе на право получения статуса ОЭЗ, кроме Татарстана, подавали еще Нижегородская и Самарская области. Но все они не набрали проходного балла. Причиной, по оценке руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрия Жданова, стал низкий уровень проработки проектов. У Чапаевска (Самарская область) нашлось не так много, как у Елабуги, предпосылок для создания ППОЭЗ. В советское время здесь были сосредоточены предприятия по выпуску боеприпасов, но за годы перестройки благополучный город превратился в депрессивную зону, где экология — одна из самых неблагоприятных в России. Для размещения зоны был выделен участок со значительно меньшей, чем требовали условия конкурса, площадью. К тому же оставлял желать лучшего уровень решения земельно-правовых вопросов. Нижегородская область представляла заявки на создание двух технико-внедренческих зон (на базе Всероссийского федерального ядерного центра в Дивеевском районе и на базе Нижегородского госуниверситета) и одной ППОЭЗ (в Дзержинске). С отрицательной оценкой по всем трем проектам в пресс-службе областного правительства соглашаются, а неудачу объясняют нехваткой времени: документы для участия в конкурсе стали готовить лишь в сентябре 2005 года, когда вновь назначенный губернатор определил состав правительства, а срок подачи заявок истекал уже в ноябре. К участию в очередном конкурсе, намеченном на середину 2006 года, будут предложены доработанные проекты по госуниверситету и Дзержинску. Главным стимулом для инвесторов, по мнению правительства Нижегородской области, станет освобождение от таможенных пошлин при ввозе импортного технологического оборудования. От идеи ОЭЗ в Дивеевском районе решено отказаться — здесь при поддержке федерального правительства будет создаваться инновационный технопарк. Проигрывая по научному потенциалу Нижнему Новгороду, Саратов не мог претендовать на размещение ОЭЗ технико-внедренческого типа, однако принять ППОЭЗ регион был готов. Представить заявку, обеспеченную, как это требовал МЭРТ, 50-процентным софинансированием, помешал дефицит бюджета. Впрочем, судя по тому, что в областном министерстве инвестиционной политики создан отдел по ОЭЗ, саратовские власти не намерены отказываться от создания в регионе своего оазиса высоких технологий. По прогнозу Юрия Жданова, резиденты российских ОЭЗ на 70% будут представлены мощными зарубежными фирмами и на 20% — крупными отечественными компаниями. Их авангардная роль вполне оправданна: чтобы начинать бизнес в чистом поле в расчете на отдачу лишь через несколько лет, нужно располагать значительным ресурсом оборотных средств. На оставшиеся 10% мест будут претендовать средние и малые компании, чьи амбиции придадут зонам необходимую динамику. / |