Закон Тамбовской области от 25 апреля 2003 г. N 119-З "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 25 апреля 2003 г.) СОДЕРЖАНИЕ: Статья 1. Правовые основы научно-технической политики, научной и инновационной деятельности Статья 2. Цели и принципы государственной научной, научно-технической и инновационной политики области Статья 3. Направления государственной научной, научно-технической и инновационной политики области Статья 4. Субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 5. Объекты научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 6. Формы научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 7. Организация и регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 8. Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 9. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из областного бюджета Статья 10. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из внебюджетных источников Статья 11. Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 12. Ответственность субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 13. Порядок введения в действие Закона Настоящий Закон регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической, инновационной деятельности и органами государственной власти Тамбовской области и направлен на реализацию государственной научно-технической политики, научной и инновационной деятельности, создание условий развития и функционирования субъектов научно-технической и инновационной деятельности на территории области. Статья 1. Правовые основы научно-технической политики, научной и инновационной деятельности Научно-техническая политика, научная и инновационная деятельность, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. В настоящем Законе используются следующие понятия: научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества и окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на достижение практических целей и решение конкретных задач. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование. Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Государственная научная, научно-техническая и инновационная политика области - составная часть социально-экономической политики области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти области в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и осуществляемая в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения области. Программа развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в области - комплекс организационных мероприятий, научно-технических и инновационных проектов, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению, созданию новых видов продукции (технологий). Инновационная деятельность - совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов. Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Научно-технический и инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Научно-технический и инновационный проект - организационная форма научно-технической и инновационной деятельности, с конкретным описанием целей, задач, исходных условий, мероприятий, используемых ресурсов, методов управления и ожидаемых результатов. Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, образовательные, производственные организации и их объединения, а также другие специализированные организации. Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Статья 2. Цели и принципы государственной научной, научно-технической и инновационной политики области 1. Основными целями государственной научной, научно-технической и инновационной политики области являются: развитие и эффективное использование научного, научно-технического и образовательного потенциала области для социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения области; увеличение вклада науки и техники в развитие экономики области; государственная поддержка и обеспечение гарантий эффективной деятельности наукограда на территории области; создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно-производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию; упрочение взаимосвязи науки и образования; 2. Государственная научная, научно-техническая и инновационная политика области реализуется, исходя из следующих основных принципов: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил области; гласность и открытость информации о расходовании средств, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, а также в выборе приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности и экспертизе научных и научно-технических, инновационных программ, проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурса; интеграция научной, научно-технической, научно-образовательной, инновационной и инвестиционной деятельности посредством создания учебно-научных комплексов на базе высших учебных заведений и научных организаций, находящихся в ведении Российской Федерации или области и с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производством в условиях многоукладной экономики; приоритетное финансирование завершенных этапов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, программ области и проектов; гарантия и поддержка приоритетного развития фундаментальных научных исследований; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники; привлечение научной общественности к решению проблем сохранения, развития и использования научного, научно-технического потенциала области; развитие международного научного, научно-технического сотрудничества области; признание наукограда, расположенного на территории области, приоритетной территорией социально-экономического развития области; признание социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития рынка товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику области; концентрация выделяемых на научно-техническую и инновационную деятельность ресурсов по приоритетным направлениям социально-экономического развития области; стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот; создание условий для формирования современного технологического уровня в производственных отраслях области; консолидация усилий органов государственной власти и общественных организаций на территории области для активизации инновационной деятельности. Статья 3. Направления государственной научной, научно-технической и инновационной политики области Основными направлениями государственной научной, научно-технической и инновационной политики области являются: развитие прогрессивных форм организации научной, научно-технической деятельности на территории области; разработка целевых научных, научно-технических и инновационных программ области для решения приоритетных проблем с учетом выделяемых и привлекаемых ресурсов; развитие научно-технической среды, обеспечивающей превращение научных достижений организации научно-производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию; развитие приоритетных базовых технологий на территории области; обеспечение увеличения валового регионального продукта за счет освоения производства новых видов продукции и технологий; развитие инновационной инфраструктуры и формирование среды, привлекательной для инвестиций в производственную сферу области; создание условий для формирования единой организационной инфраструктуры экспертного, информационного, патентно-правового и иного обеспечения инновационной и научно-технической деятельности; создание условий для интеграции инновационной и научно-технической деятельности; содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, конверсии оборонных предприятий, расширению сети малых и средних наукоемких организаций различных форм собственности; подготовка и переподготовка научных кадров в высших учебных заведениях и научных организациях; создание сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов; содействие созданию системы областных научных фондов, осуществляющих на конкурсной основе финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов; установление порядка передачи прав области на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств областного бюджета, инвесторам, способствующим использованию этих результатов в хозяйственном обороте (за счет внебюджетных средств), в первую очередь на территории области. Статья 4. Субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности Субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории области являются: физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане; юридические лица - российские, иностранные и совместные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Статья 5. Объекты научной, научно-технической и инновационной деятельности Объектами научной, научно-технической и инновационной деятельности, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности, являются осваиваемые на основе реализации результатов научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений: новые технологии; новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономические и экологические эффекты от их реализации; новые и значительно улучшенные продукты (товары, работы, услуги) различного характера. Статья 6. Формы научной, научно-технической и инновационной деятельности Научная, научно-техническая и инновационная деятельность осуществляется при участии субъектов, связанных между собой научной, информационной, проектно-конструкторской или иной деятельностью, в соответствии с целевой научной, научно-технической и инновационной программой или проектом. Проект программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в области разрабатывается и представляется администрацией области в областную Думу одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год. В программу развития научной, научно-технической и инновационной деятельности области включаются основные мероприятия по осуществлению научной, научно-технической и инновационной деятельности на очередной финансовый год и объемы финансовых ресурсов. Научный, научно-технический и инновационный проект разрабатывается по инициативе субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках основных направлений программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в области. Экспертиза является обязательным этапом научного, научно-технического и инновационного процесса и проводится в целях проверки обоснованности получения организациями государственной поддержки, эффективности использования инвестиционных средств, а также контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики. Порядок и условия проведения экспертизы и утверждения научных, научно-технических и инновационных проектов устанавливается главой администрации области. Статья 7. Организация и регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности 1. Управление научной, научно-технической и инновационной деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. 2. Государственное регулирование определяет правовые и организационные отношения органов государственной власти и субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности в интересах социально-экономического развития области. Государственное регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельностью включает в себя: разработку и принятие правовых актов о научной, научно-технической и инновационной деятельности в области и организацию их исполнения; разработку, принятие и исполнение целевых научных, научно-технических и инновационных программ; предоставление средств, гарантий и льгот субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет областного бюджета; контроль целевого использования средств, выделяемых из областного бюджета на организацию и осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности; установление порядка и проведение аккредитации научных организаций и субъектов научно-технической и инновационной деятельности на основании Положения, утверждаемого главой администрации области; размещение на конкурсной основе государственных заказов области на создание наукоемкой продукции; координацию действий инновационных, научных, научно-технических, образовательных, производственных и общественных структур, заинтересованных в развитии научной, научно-технической и инновационной деятельности в области. Порядок предоставления средств, гарантий и льгот субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет областного бюджета утверждается областной Думой. Аккредитация и контроль за субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляются администрацией области. Правила проведения конкурсов на размещение государственных заказов области на создание наукоемкой продукции определяются главой администрации области. 3. Для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории области создаются как коммерческие, так и некоммерческие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации научной, научно-технической и инновационной инфраструктуры, претендующие на предоставление им налоговых и иных льгот за счет областного бюджета, создаются с аккредитацией на срок, определенный Положением об аккредитации субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности. Аккредитацию проходят организации научной, научно-технической и инновационной инфраструктуры. Статья 8. Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности Источниками финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности являются: собственные средства субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности; целевые средства областного и федерального бюджетов; иностранные инвестиции; другие, не запрещенные законодательством источники. Статья 9. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из областного бюджета Финансовые средства из областного бюджета на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности предусматриваются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год в соответствии с программой развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в области. Плата за пользование средствами областного бюджета устанавливается в виде процента от выделенного объема средств, доли дохода от использования инноваций или доли собственности субъекта научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе интеллектуальной. В областном бюджете ежегодно предусматриваются финансовые средства на выплату областных именных стипендий студентам высших учебных заведений области и ежегодных грантов аспирантам и молодым докторантам, имеющим особые успехи в учебе и научно-технической деятельности. Размер ежегодных финансовых средств из областного бюджета на реализацию Программы развития наукограда не должен быть менее 50% суммы налоговых платежей, подлежащих в установленном порядке перечислению в областной бюджет организациями-налогоплательщиками, размещенными на территории наукограда (при этом их размер не может превышать сумму налоговых доходов, собранных на территории данного муниципального образования и поступивших в областной бюджет в течение года, предшествовавшего расчетному, за исключением доходов целевых бюджетных фондов). Статья 10. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из внебюджетных источников Предоставление денежных средств на научную, научно-техническую и инновационную деятельность из внебюджетных источников осуществляется как на безвозвратной основе (пожертвования, благотворительная деятельность), так и на возвратной основе. С целью привлечения средств на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет внебюджетных источников, в том числе за счет средств федеральных и других фондов, администрация области, органы местного самоуправления содействуют созданию на территории области представительств, отделений и филиалов этих фондов. В целях содействия развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории области путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам создается внебюджетный фонд развития инноваций (далее - фонд). Средства фонда формируются за счет: добровольных взносов предприятий, организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц; части прибыли от внедрения и освоения высокоэффективных наукоемких проектов в соответствии с договорами о совместной деятельности инвесторов; платы за информационные, инжиниринговые и другие услуги, оказанные фондом; иных доходов и поступлений от деятельности фонда, получаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 11. Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности Субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности и их объединениям на период выполнения научных, научно-технических и инновационных проектов предоставляются налоговые льготы, устанавливаемые законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Не допускается научная, научно-техническая и инновационная деятельность, которая не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим и иным нормам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством области. Статья 12. Ответственность субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности Субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности при несоблюдении действующего законодательства несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области. Споры, возникающие при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности, разрешаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Статья 13. Порядок введения в действие Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Тамбовской областной Думы В.Н.Карев Глава администрации Тамбовской области О.И.Бетин г. Тамбов 25 апреля 2003 г. N 119-З |