Инноватор – это, прежде всего, предприниматель и преобразователь действительности, будь он ученый, промышленник или чиновник, убежден Владимир Зинов, декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ - Владимир Глебович, в чем характерные особенности инновационного менеджмента? - Есть два типа бизнеса – со зрелым товаром, когда надо снижать себестоимость и искать новые рынки сбыта, и с инновационным товаром, когда, собственно, предстоит вырастить новый бизнес. Другими словами, инновация – это этап в жизненном цикле любого товара от формулирования его идеи до принятия обоснованного решения об организации серийного выпуска, системы сбыта и послепродажного обслуживания. Суть инновационного менеджмента - в особенностях управления на этом этапе: - в его высокорисковой природе, когда обычный кредит не возьмешь, и надо думать об иных источниках финансирования; - в высокой доле интеллектуальной составляющей в себестоимости продукта - потому возникает потребность в особой системе правовой защиты интеллектуальной собственности; - в системе кадрового обеспечения управления: утвержденный профессиональный стандарт говорит об особенностях профессиональных навыков трех категорий менеджеров инновационной деятельности: идеолог процесса, его организатор и практик, обеспечивающий выполнение. По большому счету, в условиях переходной экономики руководитель каждого предприятия должен быть инновационным менеджером. Будучи на стажировке в Техасе, я долго допытывался, ну зачем нужно учиться управлять инновациями, например, в местной ликероводочной компании, что в текиле инновационного? Мне объяснили: «Сейчас в ходу не рыночная, а технологическая ориентация управления. Сначала находим технологию с рыночным потенциалом, а затем вкладываем средства в ее развитие. На своем рынке (алкогольных напитков) инвестиционная политика конкурентов сопоставима. А вот если мы найдем чемпионскую технологию в другой области и цивилизованно захватим ее, совершив внутрикорпоративный венчур, вот это будет прорыв». Любая компания делает не товар, а прибыль. На стабильном рынке она не бывает большой. Вырваться можно, только осваивая совершенно новые товары и рынки. Так вот, инновационный менеджмент грамотно управляет такими процессами. У нас нет альтернативы, кроме инновационного развития экономики, ведь в стране из бюджета финансируется две параллельные, не связанные между собой экономики. С одной стороны, финансируется наука, которая работает на зарубежье, так как не созрел наш внутренний покупатель. Причем до сих пор не утверждены механизмы передачи созданных за средства бюджета результатов. С другой - промышленность, которая покупает зарубежные технологии - зачастую доведенные там до ума наши, российские разработки. Внутри страны объем заказов промышленности на новые НИОКРы на два порядка ниже объемов закупок технологий за рубежом. Мы продаем разработки на ранней стадии как технологическое сырье. И как всякое сырье продаем на порядки дешевле, чем могли бы, доработав. Говорят, что необходимы административно-командные решения. Но помилуйте, в советские времена такие решения не создавали конкурентоспособной продукции. Поэтому если мы говорим о задаче развития инновационной деятельности, то должны иметь в виду развитие предпринимательства в самом широком смысле этого слова. Можно профинансировать из бюджета НИОКР, затем опытное и серийное производство, а в результате получить никому не нужную продукцию, нередко даже лучшую по отдельным параметрам, но не получается новый товар. Зачем тратить ресурсы, чтобы достичь только самоокупаемости, в чем тогда успех? Инновационный же подход ориентирован на реальный рынок, а значит и на реальный риск, который должен кто-то взять на себя, чтобы появился товар, востребованный рынком и приносящий прибыль. Этому всему учат, потому что алгоритм выведения нового продукта или новой услуги, нового программного продукта или нового лекарства в принципе всегда одинаков. Но только в принципе, потому что каждая предметная область имеет свою специфику. Программный продукт живет год-два, лекарства 15-20 (в среднем). И это меняет всю внутреннюю систему разработки, испытаний и доведения новшества до потребителей, в разных отраслях это делается по-разному. Научить человека управлению инновациями вообще, на мой взгляд, - лишено смысла. Инновациям надо учить в какой-то конкретной предметной области. К нам приходят учиться уже сложившиеся специалисты со своими реальными проблемами освоения новшеств. - Кто те люди, которым надо этому учиться? - Контингент меняется. Вначале мы ориентировались на тех, кто создал уже свои собственные инновационные предприятия и на научно-технических работников, но выяснилось, что они, за редким исключением, не могут купить наше предложение. Да и реальная мотивация у них встречается не так часто, как об этом говорят. Потом к нам начали приходить предприниматели, в основном из торговли, желающие стать бизнес-ангелами – частными инвесторами. Они вслух о своих планах много не скажут, зачем им учиться отбирать и управлять инновационными проектами, которые хотят сами инвестировать. Они не афишируют свою деятельность, потому что сказать, откуда у тебя деньги, в России достаточно сложно по разным причинам. Эти люди имеют приличное базовое техническое или естественно-научное образование. Им повезло в коммерции, появился новый опыт, и им хочется сыграть в этот высокорисковый бизнес. Для них это как казино, только интересней в силу того, что базовое образование делает их компетентными в технической стороне дела, да и товарищи остались в научно-технической сфере. Таких слушателей у нас все больше и больше становилось. В прошлом году весной мы проводили анкетирование и выяснили, что 71% слушателей платит лично свои деньги. За 22% - оплачивают организации, остальным оплатили какие-то физические лица – спонсоры. С каждым годом к нам все больше слушателей стало приходить из промышленности. В прошлом году впервые на заочное отделение пришло 80% из промышленности. Такого не было никогда. Приходят к нам руководители, заместители руководителей либо руководители подразделений, которые отвечают за стратегическое развитие, освоение новой продукции, бывают руководители маркетинговых служб. Программу также покупают те, кто управляет разработками в крупных научно-технических организациях, где есть такие подразделения, которые должны выбирать из идей то, что можно коммерциализировать. Они очень ясно объясняют, что хотят повышать конкурентоспособность бизнеса путем управления инновациями. Это знак экономического роста нашей промышленности. Факультет инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства появился не сразу. До него был Центр коммерциализации технологий АНХ. Расскажите, пожалуйста, как возник этот центр, кто в нем работал. Словом, как все начиналось? Центр коммерциализации технологий был образован как структурное подразделение Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации в декабре 1994 года в рамках выполнения программы «Международный инкубатор технологий», финансировавшейся из средств гранта USAID (Агентство международного развития, США). Грант имел целью практическую поддержку стартовой фазы в России малого инновационного технологического предпринимательства и подготовку персонала для инновационного бизнеса, основанного на новом, товаре, услуге, технологии. Исполнителями программы стали с американской стороны компании «Atlas Group» и «Fenix Technology International, Inc.». (президент обеих компаний – Леонид Кельнер), с российской стороны – Центр коммерциализации технологии и созданная в 1996 году самостоятельная некоммерческая организация Фонд "Международный инкубатор технологий" (первый директор – Нина Михайловна Фонштейн). Эта структуры два года за деньги гранта отбирали различные разработки и выделялись начальные средства на доработку этих проектов. Мы научились отбирать проекты, научились управлять этими проектами, но не имели, по условиям этого гранта, прав становится совладельцем управляемых бизнесов. Из поступивших более чем 600 технологических предложений 30 были профинансированы на общую сумму более $500.000, причем, удалось дополнительно привлечь свыше $1.000.000 через российские федеральные и региональные фонды, а также через зарубежных партнеров. Это позволило большинству профинансированных малых предприятий уже через год-два выйти в своем развитии на стадию продаж инновационной продукции, 10 из них было отобрано для венчурного финансирования. Это было в 1994-96 гг. В 1996 г. грант кончился и Центр коммерциализации технологий АНХ сосредоточил усилия на образовательной и научно-методической деятельности, а Фонд "Международный инкубатор технологий" – на консультировании авторов и предпринимателей. Еще в рамках работы гранта появилась очень актуальная задача повышения квалификации сначала участников проектов, а потом к нашим семинарам стали присоединяться то, кто создавал различную инфраструктуру. Мы стали печатать серию книг, всего издали 20 книг на эту тему. Вначале это были переводные зарубежные статьи, потом – наш опыт. В 1996 г. академик А.Г. Аганбегян поставил задачу – кроме кратких курсов повышения квалификации создать двухлетнюю программу для взрослых. Сначала была лицензирована магистерская программа «Технологический менеджмент». Потом АНХ стала одним из первых вузов, кто инициировал программы МВА в виде эксперимента. Мы также предложили свою специализированную программу, которая сегодня называется «МВА: Инновационный и проектный менеджмент». Эта программа до сих пор остается единственной в России программой обучения менеджеров инновационной деятельности, которая осуществляется исключительно на коммерческой основе, без всякой бюджетной поддержки. Первые наши покупатели были из научно-технической сферы, из инфраструктуры поддержки научно-технической деятельности. На первый наш набор Иван Михайлович Бортник (председатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) выделил средства для оплаты 50% стоимости обучения 10 слушателей. Они пришли из научных институтов. Вскоре нам Фонд фундаментальных исследований дал небольшой грант, который мы тоже использовали для обучения первой группы. Это был 1997 г. После дефолта эти средства не покрывали и 15% стоимости обучения. Мы учили слушателей из научно-технической сферы, в общем-то, за средства, которые зарабатывали, выполняя различные НИРы, издавая книги, получая гранты на стажировки. Все, что могли, вкладывали в развитие программы. Потом появилась Президентская программа, куда мы прошли по конкурсу с единственной программой по управлению инновациями, которая называется сейчас «Инновации и тиски в бизнесе». Это нам очень помогло, потому что Президентская программа бюджетная, мы в этой программе обкатывали наши курсы МВА. Ибо программа без слушателей не может существовать. Нам очень помог брэнд АНХ как бизнес-школы №1, что привлекало слушателей и, конечно, наше упорство в развитии специализации. Со временем, созданные нами программы нашла своих покупателей. - В чем отличие той подготовки, которую даете вы, от других экономических вузов, где есть кафедры инновационного менеджмента, управления научно-технической деятельностью и т.д.? - Наша программа состоялась именно в таком ключе – как программа бизнес-образования. Мы не университетское экономическое образование – мы бизнес-образование. Мы подтягиваем слушателей по экономике до уровня бакалавриата, но наша основная цель сформировать у них определенные навыки. Мы строим программу так, чтобы в процессе обучения слушатели приобрели практические навыки комплексного решения проблем управления на каждом этапе цепочки «вложение денег – возврат денег»: кто инвестор, что поможет снизить издержки и риски, как и когда лучше выйти из бизнеса и т.д. Учебные курсы концентрируют в себе оригинальные методики, процедуры и конкретные инструменты, помогающие компаниям минимизировать издержки по разработке и реализации инновационных проектов с первых шагов, обходить реальные проектные и финансовые риски и избавиться от «фатальных» ошибок при продвижении и внедрении бизнес-идей. Мы готовим людей для позиции project manager инновационного проекта. Не важно, создается ли этот проект на основе технологической инновации или на основе нового бизнес-решения. Алгоритм работы с коммерчески интересной идеей и навыки, которые требуются от менеджера проекта, едины: это умение оценить идею на предмет ее коммерческого потенциала, управлять процессом реализации идеи, рассчитывать финансовые показатели. Прежде всего, слушателей Факультета учат оценивать "реальность" идей, выявлять и отбирать наиболее перспективные для рынка. В случае целесообразности дальнейших действий по реализации идеи бизнеса, необходимо провести ее многостороннюю маркетинговую «проработку» для того, чтобы сформировать ту стратегию реализации, которая, в зависимости от имеющихся ресурсов, позволит извлечь наибольший доход от ее использования. Ведь идею бизнеса можно продать просто как информацию, можно «одеть» ее в оболочку, превратив в готовое решение для бизнеса, можно довести до создания нового бизнеса. В результате анализа проектов, с которыми работали наши слушатели и которые закончились неудачей, выяснилось, что во многих случаях неизбежность неудач могла быть выведена из той информации, которой руководители располагали на момент отбора и старта проекта. Бессмысленной траты сил и средств можно было бы избежать, если бы менеджеры проводили комплексную экспресс-экспертизу, а не полагались исключительно на интуицию и здравый смысл. Кому-то из наших слушателей после трезвого анализа приходится расставаться со своими задумками, другие, наоборот, от мысли переходят к плану действий. Многие участники считают, что главное достоинство наших программ – то, что они дают конкретные ответы на вопрос: как мне превратить новую идею в деньги? А это ключевая проблема любого бизнеса. - Что главное в обучении? - Основа обучения – это работа над индивидуальным проектом. Слушатели сами формулируют свою конкретную актуальную задачу. Обычно это либо стратегия развития бизнеса через инновации, либо стратегия выведения нового товара на рынок, либо обоснование проекта внедрения какой-то информационной технологии в компании. Не все занимаются техническими инновациями. Добрую половину интересуют организационные инновации. Но алгоритм одинаковый: как считать риски, как отбирать проекты, как управлять ими. - Кто учит этому? - Стараемся, чтобы преподаватели были из реального бизнеса, чаще из профессионального консалтинга, потому что у практика опыт шире, чем тот курс, который он читает. Как школьный преподаватель выглядит в вузе не на своем месте, так и для бизнес-образования вузовский преподаватель не подходит в полной мере. Если слушатели не воспринимают материал, мы разговариваем с преподавателем, объясняем, если он не меняется, мы отказываемся от его услуг. Преподавателей у нас около семидесяти. Все они с удовольствием работают с нашими слушателями. Это не основной их заработок, скорее они испытывают интерес к нашим слушателям как к потенциальными заказчиками. Также им хочется обобщить свой опыт, это своеобразное повышение квалификации для них. Наконец, престижно преподавать в АНХ, потому что по сравнению с другими бизнес-школами России, АНХ точно на первом месте. Мы стараемся, чтобы слушатели сформировали навыки прежде всего через серьезную работу над своими проектами. Мы стараемся, чтобы их профессионально консультировали наши преподаватели, т.е. они, по сути, покупая программу, покупают двухлетнюю возможность консультаций с нашими преподавателями. Если отношения с преподавателем-практиком переходят в более углубленные деловые отношения – это нормально. Отталкиваясь от реальных бизнес-задач, которые волнуют слушателей, мы подбираем каждому из них специалиста-куратора из числа действующих бизнес-консультантов, задействованных в нашей программе (они составляют 75% от числа всех преподавателей) - из технологических, юридических и лицензионных консалтинговых фирм (Национальный венчурный фонд, ЗАО «Техноконсалт», ЗАО «Текора» и др). Эти задачи становятся темой проекта (выпускной работы), над которой слушатель вместе с преподавателем-консультантом работает в процессе всего обучения. Результатом обучения по двухгодичным программам должна стать выпускная работа, напоминающая отчет консалтинговой фирмы по заданной проблеме. Нашу программу выбирают практики из бизнеса. Они пришли научиться управлять проектами, управлять рисками, оценивать эффективность инновационного проекта на разных стадиях, управлять персоналом. Им нужна не просто теория, а теория, облаченная в форму практических рекомендаций с примерами из личного опыта преподавателя, из реального бизнеса. Большинство экономических курсов у нас читают кандидаты и доктора экономических, технических, физико-математических наук, имеющие достаточный опыт профессионального консалтинга. Сергей Алексеевич Цыганов (начальник управления распространения инноваций Российского фонда фундаментальных исследований) – он доктор физ-мат. наук, специалист по управлению НИОКР, «многолетний» и авторитетный, читает «Управление научными исследованиями и разработками». Доктор физ-мат наук, профессор Сергей Юрьевич Симаранов (гендиректор ЗАО «Техноконсалт») преподает «Менеджмент на рынке инноваций». Александр Александрович Петруненков, кандидат физ-мат наук, до недавнего времени был вице-президентом Российского национального венчурного фонда, преподает курс «Управление процессом разработки нового товара». Владимир Анатольевич Первушин (гендиректор ЗАО «Техноконсалт-менеджмент») заведует кафедрой управления инновационными проектами. Это базовое направление. Сергей Яковлевич Бабаскин (начальник научно-консультационного отдела факультета) прекрасно читает «Управление рисками», «Бизнес-планирование», ведет тренинговые курсы по стратегическому менеджменту». Какого рода люди у нас учатся, такого рода и преподаватели востребованы. Еще раз повторюсь, в системе школа – университет – бизнес-образование в разных структурах обучения решаются разные задачи и востребованы разные квалификации преподавателей, разные мотивации. - Сколько всего прошло уже слушателей через ваш центр/факультет за все годы? - По Президентской программе прошло уже человек около 400, а по МВА и магистерской программе в прошлом учебном году выпущено 202 человека. С каждым годом обучаем все больше и больше, но сейчас мы вышли на такой оптимум: у нас примерно 300 человек учится, вечернее и заочное отделение, т.е. фактически 10 потоков. АНХ ограничена в площадях, поэтому мы не думаем расширяться. Наша задача улучшить качество нашего продукта, предложить дополнительные возможности. Зарубежную стажировку, например. Мы ищем сейчас такого партнера, который имеет аналогичную программу. Потому что люди не просто хотят поехать за рубеж, а стажироваться в какой-нибудь продвинутой high-tech фирме по выбранному направлению или в венчурном фонде. Наши слушатели в своем бизнесе уже достаточно приличные профессионалы. Подавляющее большинство. Им нельзя дать просто бизнес-образование: как бухгалтерию вести, бизнес-план написать или что-то в этом роде. У них подчиненные это делают. Они чаще стратеги – они должны принять решение по стоящим перед ними актуальным задачам и понимать, как это решение обосновать. А если это кто-то может сделать, то им надо знать, кому и как поставить задание. Мой курс, например, «Управление интеллектуальной собственностью». Я учу их не как оформлять патенты, а зачем это делать. Какие доходы может дать использование этого правового механизма. Потому что для «как» - это они наймут человека, и он им все сделает. - Часто людей, особенно уже среднего возраста, отпугивает возможность повышения квалификации, получения дополнительного систематического образования: нужно время, зачеты, экзамены, домашние задания… Насколько сложно учиться у вас? - Кого отпугивает, тот просто не набил шишек – тот не наш клиент. Люди нас выбирают – тратят время, деньги, стараются учиться. Насколько сложно учиться – мы исповедуем принцип зарубежных бизнес-школ: к нам легко поступить, но нелегко окончить. Это в советском университете – трудно поступить, и легко окончить: хочешь – учись, хочешь не учись. Ко мне люди приходят за допуском к защите диплома. Они сдали все экзамены, все зачеты, они заплатили деньги, они написали итоговую работу –смотрю – работа слабая, и начинаю ему объяснять, почему не могу допустить к защите. Мы требуем, чтобы итоговая аттестационная работа должна быть как отчет консалтинговой фирмы, за которую сам слушатель заплатил бы деньги. Нам не нужны компилятивные обзоры, добиваемся, чтобы каждый слушатель сделал такую аналитическую работу, которая после окончания лежала бы на его рабочем месте как настольное руководство, либо обоснование проекта. В общем, им это ведь реально надо, зачем они инвестируют свою учебу. Чем более аналитична работа, тем выше оценка. Так и при аттестации по специальным дисциплинам. Я думаю «трудно» это неточно. Не трудно, а полезно. Слушатель платит деньги ведь не за всю программу сразу, а частями – у нас три семестра в год. Заплатит ли он за следующую треть года – это зависит от нас. Покупателю решать, трудно ли ему, удобно ли ему, полезно ли ему… - Раньше у вас был партнер – Техасский университет. Как теперь обстоит дело с зарубежными партнерами? - Семь наших преподавателей стажировались на магистерской программе «Коммерциализация науки и технологий» в университете города Остин. Вначале мы думали, переведем методические материалы, и все будет в порядке. Оказалось это бесполезно переводить. Содержание бизнес-образования всегда отражает национальную деловую практику и национальное законодательство. Но идеи организации обучения, суть содержания, мы, конечно, взяли. Стажировка нам очень помогла. Потом мы получили небольшой грант Фонда Евразия после возвращения, благодаря которому смогли все методически описать и оформить свои курсы. Это совсем не перевод американских курсов, хотя и включает ряд аналогичных методических подходов. Мы продолжаем с американскими коллегами сотрудничать, участвуем в конференциях, стажируемся. Но речь о получении их диплома не идет, наши слушатели не стремятся получить зарубежный диплом. При создании программы мы учитывали опыт существующих в зарубежных бизнес-школах и в научных парках программ обучения, суть которых отражает деятельность «инкубаторов технологий», в которых оригинальная бизнес-идея проходит все стадии разработки и развития вплоть до момента, когда она уже готова к воплощению. Такой инкубатор более 20 лет назад появился в Техасском Университете, и сейчас является одним из ведущих инкубаторов США, поэтому сотрудничество с ним для нас особенно важно. Методику взаимодействия факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ и Фонда Международный инкубатор технологий мы перенесли в наши условия. - Кто вы по базовому образованию? - Я оканчивал физико-технический факультет Харьковского университета, потом в Инженерно-экономическом институте получил дополнительное образование по менеджменту. Потом обучался в Российском институте интеллектуальной собственности и получил диплом патентоведа. Трудно сказать сейчас, кто я по специальности – чем занимаюсь, такой и специалист. - Как Вы оцениваете рынок образовательных услуг в сфере инновационной деятельности, управления проектами? - Мы не просто оцениваем. Мы с прошлого года проводим исследование – «Потребность в менеджерах инновационной деятельности». Года три тому назад мы окончили разработку профессионального стандарта профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственных сферах». В прошлом году Минтруд России его утвердил, теперь есть обобщенное мнение работодателей о профессиональных навыках управленцев разного квалификационного уровня. По репрезентативной выборке были проинтервьюированы в Санкт-Петербурге предприятия. Для крупных и средних предприятий Питера требуется в год до 1800 специалистов по управлению инновационной деятельностью с 5% ежегодным ростом. В Пензе поговорили предметно с областным руководством, с теми, кто знает, у кого планы развития на предприятиях, посчитали – около 800 управленцев разных квалификационных уровней нужно в год. Спрос есть в промышленности. Мы считаем, что этот вид образовательных услуг быстро развивается. Это очень востребовано в России. У нас большой потенциал не только сырьевых ресурсов, но и творческого потенциала людей, которые умеют придумывать нестандартные решения. На мировом рынке инноваций Россия имеет все шансы занять свое место. Совершенно реально продавать на мировом рынке не только результаты исследований, а разработки более высокой стадии, которые всегда на мировом рынке продаются. Эту задачу все больше и больше осознают те научные организации, которые склонны стать фирмой, а не только фундаментальными исследованиями заниматься. Таких все больше. Но промышленность самый главный потребитель менеджеров инновационной деятельности. Спрос есть, и учить этому надо именно в бизнес-школе, а с другой стороны, учить управлению инновациями надо и при подготовке самых разных специалистов, потому что управление инновациями в основе имеет одинаковый алгоритм, но в каждой предметной области он проявляется по-разному. Поэтому биотехнологи должны получать специализацию свою, инженеры-транспортники – свою, физики – свою и т.д. В вузах должны быть дополнительно введены курсы по инновациям при обучении старшекурсников, аспирантов. Аспирант приходит в научный коллектив, там прикладные результаты имеются, но народ там уже пожилой. Они не будут заниматься рисковым бизнесом. Вот бы этому аспиранту понимание того, как прикладной результат на рынок вывести. А наши вузы очень консервативны, чтобы изменить учебный план и вставить курсы по коммерциализации технологий – что-то надо убрать. Для этого воля нужна. Мы года три тому назад за счет бюджетных средств мы провели курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку вузовских преподавателей в шести городах России. Был такой проект «Коммерциализация интеллектуальной собственности». Мы повышали квалификацию разных преподавателей (семеноводства, физики, экономики, менеджмента, прикладных технологий и пр.), а потом мы от них от всех потребовали представить, как они эти знания будут использовать. Они очень толково все написали, преподаватели вузов очень восприимчивы. Вот на что нужно деньги тратить бюджетные - на их переподготовку. Они сами пристроят эти знания к предметной области. - Насколько это распространено сегодня в российских вузах? - Двухлетней специализированной программы МВА в бизнес-школах больше нет нигде. Но разных курсов повышения квалификации очень много на эти темы. В прошлом году аккредитовано несколько программ «Инновационный менеджмент» в рамках Президентской программы в разных регионах. Но, правда, это только начало, и только годичные программы. Очень уважительно относимся к аналогичной магистерской программе в ГУУ и к годичной программе в питерском Политехе. У них тоже есть опыт, а так… Понимаете, инновационная деятельность в России пока не имеет существенных объемов… Должна быть конкурентная среда. Нет конкурентной среды – нет инновационной деятельности. У нас не во всех секторах сложилась конкурентная среда. Должен быть достаточный уровень научно-технического развития и конкурентная среда в конкретной отрасли экономики. Без этих внешних условий деятельность по управлению инновациями не востребована. Когда будет необходима внутри любой компании инфраструктура управления знаниями, возникнет мотивация новшества показывать, управление процессом освоения новшеств. Это все реально. Инновации – это способ повышения конкурентоспособности и товара, и компании. Промышленность к этому расположена, многие институты склонны создавать структуры, например, отдел коммерциализации. Мы имеем опыт создания такой структуры в Черноголовке, в Институте проблем химфизики РАН. Нас поддержал директор института академик С.М. Алдошин. Он это предложил, а мы помогли создать такую службу, вырастили команду, которая этим там занимается. Нам никто не помогал. Нас поддержал Британский Совет, но в основном он заплатил консультантам. Очень важно, что сам институт это финансировал. Это было четыре года назад сделано, причем, сделано без бюджетной поддержки. Для меня было очень интересно отработать модель коммерциализации в институте, это один из крупнейших институтов России. Далеко не каждый институт хочет делать что-то подобное. Планы создания служб коммерциализации, которые есть в каждом зарубежном институте, только начинают поддерживаться в наших научных институтах и университетах. Нам пришлось немало усилий приложить для научно-методического обеспечения не только программ факультета, но и для построения системы кадрового обеспечения управления инновационной деятельности. Были разработаны не только профессиональный стандарт, о чем уже говорил, но и на основе его были сформированы базовые учебно-методические планы профессиональной переподготовки менеджеров трех квалификационных уровней. Это опубликовано и может помочь всем, кто начинает составлять учебные планы профессиональной переподготовки и повышения квалификации менеджеров инновационной деятельности. Мы предложили региональную систему кадрового обеспечения планов социально-экономического развития, включая методику оценки потребности в управленческих кадрах для инновационной сферы. Был очень обрадован, когда прочел в Основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденную Правительством РФ 5.08.2005 г., задачу развития непрерывной подготовки специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности. Наши наработки будут востребованы. Ведь, действительно, нужны, прежде всего, управленческие кадры. Практика бизнеса убеждает, что не перспективная технология привлекает инвестиции в инновационный процесс, а команда управленцев, способная вырастить успешный технологический бизнес. Важно подчеркнуть не только роль непосредственно специалистов по коммерциализации и трансферу технологий, управлению интеллектуальными ресурсами компании, инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, но и многих других специалистов, которые должны прогнозировать коммерческую значимость новых продуктов и технологий в своих предметных областях и обеспечивать продвижение их на рынок. Только органическое взаимодействие специалистов по управлению инновационной деятельностью, разбирающихся в существе технологий, с учеными, инженерами, технологами, конструкторами, понимающих специфику инновационного процесса, может обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. Со всей очевидностью можно подчеркнуть, что в рыночных условиях участие в инновационной деятельности становится нравственным императивом всех специалистов научно-технической и производственной сфер. Потому практически все учебные заведения высшего и дополнительного профессионального образования не могут не формировать свои программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации по вопросам управления инновациями, причем не вообще, а в конкретной предметной области своей специализации. К сожалению это пока не так в большинстве регионов. В этом плане очень актуальна задача, поставленная перед нами Федеральным агентством по науке и инновациям – разработать научно-методическое обеспечение создания Национального информационно-аналитического центра мониторинга подготовки кадров для научно-инновационной сферы и обеспечения их мобильности. Основные цели деятельности Центра – мониторинг субъектов образовательной деятельности инновационной инфраструктуры, оценка потребности в специалистах по управлению в инновационной сфере и оказание информационно-аналитических услуг для органов управления всех уровней и организаций. Мы разработали ряд предложений, как построить систему кадрового обеспечения инновационной деятельности и планируем обсудить их 24.03 на всероссийской конференции «Менеджмент инноваций : кадровое обеспечение». Тематика конференции охватывает широкий круг проблем, связанных с совершенствование форм и методов кадрового обеспечения инновационной сферы и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в научном и бизнес сообществах, органах исполнительной власти федерального и регионального уровня. Приглашаем всех, кого интересует система подготовки, аттестации и трудоустройства кадров для управления инновационной деятельностью, обсудить, как качества этой работы с участием механизмов привлечения работодателей, какие необходимы мероприятия по правовому, нормативному и методическому обеспечению непрерывной подготовки специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, и пр. Источник: |