Существует также так
называемся беспатентная лицензия, которая относится уже не к области
патентного права. При продаже лицензии на ноу-хау действует не патентная
монополия, а "монополия секретности", сохраняемая за владельцем ноу-хау. На практике под ноу-хау понимаются технические знания, опыт, секреты производства, необходимые для реализации предмета лицензий. К ноу-хау относятся и техническое решения, выполненные на уровне изобретений, которые в силу ряда причин не были запатентованы в какой-либо стране или же вообще непатентоспособны по законам данной страны. Первоначально в лицензионные соглашения включались условия предусматривающие передачу покупателю технических знаний и опыта /ноу-хау/, являющихся производственным секретом продавца, необходимых только для реализации права на использование изобретения. Однако, с развитием техники значение передачи этой информации возросло до такой степени, что ноу-хау превратилось в самостоятельный объект лицензионных сделок /беспатентных лицензий/ и эти лицензионные договоры стали основной формой правовой формой оказания технической помощи. Понятие ноу-хау имеет чрезвычайно широкое содержание, оно может охватывать всевозможную техническую и иную информацию, необходимую для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность. Одним из основных признаков ноу-хау следует считать элемент секретности информации и документации Передача, обмен ноу-хау происходят на основе лицензионных договоров. Повышается роль ноу-хау в качестве предмета лицензионных соглашений. При этом количество лицензий на ноу-хау значительно возрастает по сравнению с чисто патентными лицензиями. Первое место (более 50%) занимают патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства Второе место (около 30%) -лицензии на ноу-хау, и Третье - чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачу ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большинства изобретений без предоставления ноу-хау либо практически невозможно, либо ведет к большим непроизводительным затратам. Следует отметить, что ноу-хау не пользуются такой правовой охраной как изобретения, промышленные образцы и товарные знаки. Поэтому обеспечение прав на ноу-хау заинтересованных лиц зависит прежде всего от правильно и четко сформулированных положений в договоре, а также от применения в случае необходимости мер юридической защиты на основе правил о недобросовестной конкуренции и других норм национального законодательства. Таким образом, договор между сторонами имеет решающее значение. Особенность договора о передаче ноу-хау заключается в том, что обе договаривающиеся стороны, заключающие соглашение, подвергаются определенному риску. Когда продавец предоставляет ноу-хау, он раскрывает принадлежащий ему секрет производства. Не исключено, что покупатель в будущем раскроет этот секрет третьим лицам, и продавец потеряет преимущества, которые имел перед конкурентами. То же самое относится и к покупателю. Он не может знать, на какой период времени ноу-хау сохранит свою экономическую и техническую ценность при быстром развитии науки и техники. Если эта ценность будет утрачена, продавец не получит полностью вознаграждение за передачу ноу-хау, которое выплачивается ему по частям, а покупатель не получит ожидаемой прибыли и, возможно, даже не возместит понесенных расходов. Обычно составлению договора предшествуют переговоры, касающиеся области применения ноу-хау и длительности обязательств сторон При приобретении лицензии на ноу-хау лицензиар боится раскрыть ноу-хау до заключения договора, опасаясь, что лицензиат воспользуется полученной информацией и откажется от подписания договора. С другой стороны, лицензиат опасается, что секретом уже владеют или в ближайшее время будут владеть конкуренты, и он не получит экономические преимущества, на которые рассчитывает. Поэтому на практике применяется заключение опционного соглашения, по которому лицензиат обязуется не сообщать, не разглашать, не использовать до момента заключения лицензионного договора сведений, полученных от лицензиара и имеющих конфиденциальный характер. Лицензиар обязуется в течение этого же времени не вести переговоры с другими потенциальными покупателями. Кроме того, при заключении опционного соглашения устанавливаются основные условия возможного лицензионного договора. По лицензионному договору о передаче ноу-хау лицензиату предоставляется право на использование секретов производства и опыта, не запатентованных их владельцами. 2 В лицензионной практике наиболее типичным является соглашение, по которому покупателю лицензии предоставляется право на использование запатентованного изобретения с одновременной передачей технической документации и технического опыта. Договором определяются предмет сделки, его цена, срок действия, время и место исполнения договора, права и обязанности сторон /включая передачу, прием, платежи и сроки/, ответственность сторон в случае невыполнения обязательств, основания для освобождения от ответственности или прекращения действия договора. В предмете договора определяются и описываются точно и недвусмысленно все права и сведения, которые предоставляются, объем этих прав, порядок и условия их передачи и использования. 3 В договор включается условие о неразглашении ноу-хау как в период срока действия договора, так и после его окончания, что должно гарантироваться лицензиатом. Часто в соглашениях оговаривается порядок ознакомления сотрудников лицензиата с ноу-хау во избежание разглашения. Наиболее характерным условием в лицензионных соглашениях, ограничивающим лицензиата в использовании ноу-хау, является обязанность: не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окончания срока его действия; указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы, не предоставлять сублицензий на ноу-хау, так как это может повлечь его утрату. Источник: |