Комаров Лев Евгеньевич, Президент Российской ассоциации владельцев товарных знаков, профессор, к.т.н., патентный поверенный РФ Как известно, наиболее эффективным и надежным способом достижения коммерческого успеха является обеспечение устойчивого спроса на продукцию или услуги. А такой спрос, как правило, будет тем выше, чем больше товары и услуги будут отвечать запросам потребителей. В свою очередь, основой популярности продукции и сервиса является высокое качество товаров и услуг, которое требует применения при производстве передовых технологий в соответствующей области. Для придания товарам привлекательного вида, обеспечения удобства пользования ими необходимо также использование современных достижений дизайна и эргономики. Неотъемлемым элементом обеспечения и ускорения достижения коммерческого успеха является проведение комплекса маркетинговых мероприятий. Теперь представим себе, что современный грамотный руководитель предприятия, прежде чем налаживать или модернизировать производство какого-либо продукта, провел всю необходимую работу для обеспечения высокого качества продукции, ее конкурентоспособности и благоприятных условий реализации. Это означает обычно, что проведена большая организационная работа, самостоятельно разработаны или приобретены по лицензии (патенту) (либо на иных условиях) новая или обновленная рецептура и технология, подобрано и закуплено необходимое оборудование, осуществлены их опытно-экспериментальная проверка, отработаны определенные навыки работы и найдены секреты производства (так называемые ноу-хау). В результате разработаны все технические условия и технологические карты, установлены оптимальные режимы работы оборудования, определены виды, методы контроля и соответствующая контрольно-измерительная аппаратуры на этапах технологического процесса и на выходе продукции, Дизайнерами разработана тара для транспортировки, элементы фирменного обозначения с отображением названия предприятия, его продукции. Проведены необходимые маркетинговые исследования, определены объемы потребления и наиболее выгодные условия реализации продукции. В итоге вы вышли со своей продукцией на рынок и успешно начали завоевывать в нем достойное место. При любых условиях вся эта работа требует больших затрат. Эти затраты отражаются, естественно, на себестоимости, а значит и цене продукции. Далее представим себе такое, в наше время и по нашей практике, вполне реальное развитие событий. Какое-то юридическое или физическое лицо (например, ваш сотрудник, партнер, соучредитель, акционер), имело легальный или даже нелегальный доступ ко всей производственно-технической и экономической информации или какой-то ее существенной части. Такое лицо несанкционированно использует само или передает для использования другим лицам эту информацию в коммерческих целях, то есть для производства и реализации аналогичной продукции. Даже если качество выпускаемой по вашей технологии продукции не пострадает, вам будет нанесен материальный ущерб, так как при этом соответственно уменьшится на рынке сектор реализации вашей продукции. И это уменьшение будет тем существеннее, чем больший объем продукции будет производиться вашим конкурентом, который использует возможности снижения себестоимости продукции за счет исключения затрат, понесенных вами на проведение перечисленных выше работ по подготовке производства и реализации высококачественной продукции. Материальный ущерб коммерческим интересам вашего предприятия будет еще больше, если качество аналогичной продукции, производимой под маркой вашего предприятия, будет ниже. В этом случае ваше предприятие, его продукция начнут быстро терять у потребителя популярность, а количество реализуемой вами продукции будет падать. Такого рода ситуации не плод теоретических измышлений, а реальное положение дел на российском рынке, практический опыт нашей работы. Но тогда возникает вопрос: можно ли это предотвратить? Исключить? Как известно, организация предприятия, порядок подготовки производства, техника и технология, дизайн представляет собой интеллектуальную собственность, исключительное право владения которой защищается в соответствии с Законами РФ об авторском праве, о патентах на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров. Для того, чтобы избежать пиратских (как это принято сейчас называть) действий в отношении вашей интеллектуальной собственности, необходимо ее хорошо охранять, своевременно защищать свои права на нее. Применительно к промышленным предприятиям, наибольший практический интерес представляет собой особо выделяемая законодательством часть интеллектуальной собственности - промышленная собственность. Она включает в себя, в первую очередь, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки. Выделение перечисленных объектов в промышленную собственность связано с их спецификой, которая заключается, прежде всего, в непосредственном влиянии на развитие производства и экономику в целом. Отнесение объектов промышленной собственности к разновидности рыночного товара, имеющему свою конкретную стоимость, дает все юридические основания для их правовой защиты. Начнем с патентов на изобретения. Ими защищаются новые разработки устройств, веществ, способов их производства и применения в самых различных областях производства, обладающие мировой новизной и высоким изобретательским уровнем. Если в процессе подготовки производства или его совершенствования у вас появились новые разработки, то необходимо уделить им должное внимание. Их следует всесторонне проанализировать, при необходимости посоветоваться со специалистами, сделать заказ на патентный поиск или провести его своими силами. В случае положительных результатов информационно-технических исследований появляются все основания для рассмотрения и решения вопроса патентования вашего новшества и, тем самым, защиты его от не санкционированного использования другими юридическими или физическими лицами в коммерческих целях. То же относится к новым технологическим процессам производства или их этапам, производственному, контрольно-измерительному и другому вспомогательному оборудованию либо отдельным его узлам. Конкретно объектами патентования могут быть новые конструктивные решения (машины, механизмы, узлы, сочленения изделий и т.д.), вещества (материалы, составы), способы производства (новая или усовершенствованная технология, режимы, оптимальное соотношение параметров), а также применение этих объектов по новому назначению. С целью экономии средств (либо в случаях разработки конструктивных новшеств невысокого технического уровня) правовую защиту можно осуществлять путем подачи заявок на полезные модели или, как их еще называют, малые изобретения. В этом случае в качестве охранного документа выдается свидетельство на полезную модель, юридически приравненное к патенту. Сам факт подачи заявки дает правовую гарантию исключения недобросовестного использования в дальнейшем вашего изобретения или полезной модели в случае выдачи на них охранных документов. Реальным способом, позволяющим иметь довольно надежные гарантии высокого качества художественно-конструкторской проработки и защиты от недобросовестного копирования дизайна и эргономических характеристик готовящихся к выпуску изделий, является их правовая защита патентом на промышленный образец. В качестве промышленного образца может быть защищено художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Для этого также необходимо подать в государственный патентный орган заявку на выдачу патента на промышленный образец, оформленную в соответствии с установленными требованиями. Обязательными условиями охраноспособности промышленного образца является новизна, оригинальность и промышленная применимость. При этом новизна признается в том случае, когда защищаемое изделие обладает определяющими его внешний вид теми или иными эстетическими и эргономическими особенностями, нигде ранее официально не опубликованными, то есть не известными на момент регистрации данного промышленного образца. Для установления такого рода новизны, оригинальности, а также промышленной применимости изделия необходимо проведение поиска в фондах патентной и другой, особенно рекламно-информационой литературы, каталогов, содержащих данное изделие. Регистрация изделия промышленным образцом и выдача на него патента, помимо правовой защиты даст больше оснований надеяться на успех коммерческой реализации соответствующих изделий, так как будет свидетельствовать о признании их современного дизайна. Патентами на промышленный образец может быть защищен самый широкий круг изделий, - в том числе этикетки, тара, посуда, оборудование, интерьер помещений и т.п. Требующая определенных затрат средств и времени художественно-конструкторская проработка изделий и оформление документов для получения патента на промышленный образец обычно с лихвой окупается. В последующем этому способствует увеличение гарантии успеха при реализации, наличие исключительных прав на выпуск такой продукции, и, соответственно, возможность продажи патентной лицензии на производство вашего промышленного образца другими производителями. Именно этим объясняется широкая практика правовой охраны изделий в промышленно развитых странах. Количество ежегодно регистрируемых в мире промышленных образцов характеризуется сотнями тысяч. В нашей же стране это количество не превышает пока тысяч. Это объясняется многими причинами. В их числе недооценка и крайне слабая пропаганда этого вида промышленной собственности, а как следствие, значительные сложности, связанные с выявлением промышленного образца и оформлением заявки на выдачу патента. Все эти сложности, как показывает практика работы, преодолеваются при обращении к дизайнерам, специалистам-патентоведам, которые дают необходимые консультации и оказывают помощь по вопросам, связанным с промышленными образцами и их патентованием. Чтобы процесс завоевания доверия и популярности у потребителя и рекламный процесс были достаточно эффективными, необходимо обозначение, позволяющее идентифицировать товары и услуги с их производителями и продавцами (вывеска с названием, ярлык, этикетка и т.п.). Такими обозначениями в большинстве стран, в течение столетий, являются товарные знаки (знаки обслуживания), предназначенные, в первую очередь для того, чтобы отличить товары или услуги одних предприятий и фирм или физических лиц от других. Таким образом, товарный знак - это средство индивидуализации товаров и их производителей. В качестве товарных знаков (и приравненных к ним законодательством знаков обслуживания) могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. В интересах их владельцев товарные знаки должны обладать благозвучностью, хорошо запоминаться, быть легко различимыми среди других знаков, художественно выразительными, а также обладать возможностью несложно наноситься на производимые товары, тару, на документацию, на все элементы фирменного стиля. Принятое вами в виде товарного знака обозначение может быть уже ранее разработано, зарегистрировано и применено какой-то фирмой или лицом. В этом случае следует ожидать претензий со стороны этой фирмы или лица с весьма существенными материальными, а может быть и моральными издержками. С другой стороны, как уже отмечалось, разработанный и введенный вами в стадию использования товарный знак может быть недобросовестно скопирован и зарегистрирован на свое имя другой организацией или физическим лицом. В этом случае также возникает реальная возможность несения вами материальных и моральных издержек. Чтобы избежать такого рода сложных и неприятных проблем, возникает настоятельная необходимость быть обладателем товарного знака, гарантированно оригинального и юридически защищенного от несанкционированного использования другими предприятиями, в первую очередь конкурентами. Такую гарантию дает государственная регистрация товарного знака с получением свидетельства на исключительное право его использования. |