Для перехода к инновационной экономике и ее диверсификации требуются мотивационные механизмы, и, прежде всего, надо обеспечить благоприятные налоговые условия. Недавно Комитет по экономической политике и предпринимательству Государственной думы подготовил для этих целей проект закона, которым предусматривается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс. В частности предлагается не взимать НДС за услуги по передаче патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Устанавливается перечень освобождаемых от налогообложения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции. Научно-исследовательским организациям предоставляется право применять к основной норме амортизации основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, специальный коэффициент. При применении упрощенной системы налогообложения предлагается включить в расходы затраты на патентование и научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Хотя законопроект требует доработки, но то, что он подготовлен, не может не вызывать одобрения. Однако всего этого недостаточно для нормальной научной и конструкторской деятельности. Финансово-экономическое положение многих институтов и КБ, в частности в Росатоме, остается сложным (недостаток финансирования, старение кадров и оборудования, ограниченные возможности решения социальных проблем и т.д.), и это отрицательно сказывается на работе отрасли и перспективах ее инновационного развития. К тому же из-за отмены аккредитации научных организаций они лишились даже тех немногих льгот, которые были предусмотрены Законом «О науке и государственной научно-технической политике». Кроме того, в отличие от Гражданского Налоговый кодекс не содержит понятия «разработка технологических процессов», которая является неотъемлемой частью НИОКР, что лишает права институтов на освобождение этой части работ от НДС. До сих пор не утвержден порядок признания земель, изъятых из оборота в соответствии с Земельным кодексом, в т.ч. санитарно-защитных зон, дающий право на освобождение от налогообложения. Проблемы, возникшие в результате прекращения финансирования ранее утвержденных федеральных программ (неиспользуемое имущество, незавершенное строительство и земельные участки), ложатся тяжким бременем на скромные бюджеты научных организаций, поскольку источник финансирования соответствующих затрат законодательно также не определен. Институты исправно направляют в бюджет 100 % средств, получаемых от сдачи в аренду временно не используемых помещений, а также налог на имущество, и в соответствии со ст. 295 Гражданского кодекса перечисляют собственнику часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении организации. В доходной части бюджета России сумма вышеуказанных платежей институтов отрасли составляет доли процента. Поэтому представляется более эффективным и экономически оправданным направлять эти средства на обновление и модернизацию изношенных основных фондов и поддержание инфраструктуры, что впоследствии даст гораздо больше доходов казне. Исключительно коммерческий подход не может быть единственным критерием принятия решений в отношении инновационной деятельности научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций. Хотелось бы, чтобы это мнение разделяли и те, от кого зависит решение перечисленных вопросов, прежде всего, финансовые структуры исполнительной власти. Нельзя в связи с этим не привести слова первого вице-премьера С. Б. Иванова, сказанные им на коллегии Росатома 16 марта 2007 г.: «Ключевая задача сегодня – восстановление отраслевой науки, тем более, что у нас есть надежный задел для инновационного развития». С этим невозможно не согласиться. Источник: |