Лекция 10. Типовая сделка с использованием венчурного финансирования. Презентация компании (Summary Presentation)</


  • Презентация – основной документ для привлечения инвестиций. Основная задача – продать ваш проект и идею венчурному капиталисту, подцепить его на крючок
  • Презентация призвана возбудить интерес венчурного капиталиста к проекту и компании и убедить его, что именно данная инвестиционная возможность (opportunity) является наиболее привлекательной, побудить его вступить в контакт с компанией
  • Поэтому презентация должна рассматриваться и строится как рекламный материал, ориентированным на продажу (selling orientation), с выверенным (polished) текстом и четко сформулированными бизнес-идеей и посланием (message), которое будет конкурировать за получение венчурного капитала с тысячами других
  • При этом, надо стремится избежать формирования у венчурного капиталиста впечатления, что вы – продавец, во-первых, а результативными деятель (achiever) – лишь, во-вторых
  • Частая ошибка – использование формата Проспекта (Prospectus) – но там иная задача – по требованию SEC – сухой текст, показывающий, где и почему деньги могут быть потеряны
  • 10.1. Что может заинтересовать венчурного капиталиста:

  • Наличие компетентного менеджмента с опытом, который мог бы реализовать новый новое решение в понятной и традиционной отрасли
  • Возможности получения значительной и даже большей, чем планируется прибыли
  • Уникальность предлагаемого решения или ситуации на рынке, если используется традиционное решение
  • Возможность для компании стать публичной или по иному обеспечить выход для инвестора
  • Все эти базовые идеи должны найти найти отражение в презентации

    10.2. Эффективный формат презентации:

  • Компания
  • Контактное лицо
  • Тип бизнеса
  • Краткое описание компании (Company Summary)
  • Менеджмент
  • Продукт/услуга и конкуренция
  • Требуемые инвестиции (Funds Requested)
  • Обеспечение (Collateral)
  • Использование инвестиций (Use of Proceeds)
  • Финансовые показатели
  • Финансовый план
  • Выход (Exit)
  • Если предполагается сложная структура финансирования, следует описать и ее
  • 10.2.1. Компания

  • Название, адрес – как не смешно – часто забывается
  • Нельзя полагаться только на адрес на конверте – их часто выбрасывают до того, как презентация прочитана
  • Не следует давать в конце
  • Если используется инвестиционный посредник – может быть условное название компании и адрес посредника
  • 10.2.2. Контактное лицо

  • Именно контактное, а не руководство
  • Лицо, ответственное за привлечение денег для финансирования данного проекта
  • Телефон именно этого лица, в т.ч. мобильный
  • 10.2.3. Тип бизнеса

  • Коротко – максимум одна-две строчки, 10-15 слов – отрасль и стадия развития бизнеса
  • Венчурный капиталист может не инвестировать в некоторые типы бизнеса и задача – помочь ему идентифицировать бизнес и сразу же понять, стоит ли продолжать чтение
  • Аналогично, венчурный капиталист может не инвестировать в “старт-ап” (start-up) или реструктуризацию бизнеса (turnround) и задача – помочь ему идентифицировать стадию развития бизнеса и сразу же понять, стоит ли продолжать чтение
  • Быстрый отрицательный ответ лучше задержки в его получении
  • 10.2.3. Краткое описание компании (Company Summary)

  • Требуется представить краткую историю компании вплоть до настоящего дня
  • Требуется заинтересовать венчурного капиталиста
  • Необходимо подчеркнуть сильные стороны компании
  • Если описание компании превышает половину страницы – оно не считается кратким
  • 10.2.5. Менеджмент

  • Наиболее важная часть презентации, но она не должна быть излишне подробной
  • Чем лучше представлена характеристика опыта менеджмента в данном бизнесе и/или реализации нового решения – тем лучше презентация
  • Не следует описывать качества, лучше сосредоточится на конкретных результатах менеджмента
  • Достаточно ограничиться двумя-тремя лицами и по каждому привести до двух строчек описания опыта (background)
  • Венчурному капиталисту придется исследовать этот опыт, но презентация – не место перечисления заслуг
  • 10.2.6. Продукт/услуга и конкуренция

  • Требуется краткое описание продукта или услуги
  • Если это уникальный продукт или услуга, необходимо объяснить почему
  • Если нет – необходимо объяснить чем продукт или услуга лучше того, что уже предлагаются на рынке
  • Описание конкуренции должно быть кратким, но показывать рыночную нишу для данного продукта или услуги
  • Максимум – половина страницы
  • 10.2.7. Требуемые инвестиции (Funds Requested)

  • Сколько требуется денег и зачем
  • Ни в коем случае нельзя приводить интервал
  • Требуемый тип источника финансирования (долг, акционерный капитал) имея в виду, что некоторые фонды вообще не вкладывают в акционерный капитал и используют конвертируемый субординированный долг (debentures) в сочетании с опционом
  • Можно дать варианты типов источников и/или их сочетания, но необходимо указать, что является предпочтительным
  • 10.2.8. Обеспечение (Collateral)

  • Только в случае привлечения долгового финансирования
  • Можно указать, что имеется ограниченное обеспечение или его не имеется
  • Чем больше имеется обеспечения, тем больше может быть привлечено долгового финансирования и тем меньшую долю акционерного капитала придется отдавать инвестору
  • 10.2.9. Использование инвестиций (Use of Proceeds)

  • Описание использования привлекаемых инвестиций
  • Не требуется излишней детальности (будет необходима на более поздней стадии), но надо указать, будет ли это строительство, покупка оборудования, маркетинг и реклама и т.п.
  • Надо избегать использования широких понятий, типа “оборотный капитал”, “прочие расходы”
  • 10.2.10. Финансовые показатели

  • Традиционно, но сочетание Отчета о прибылях и убытках (P&L) и баланса (Balance Sheet), например:
  • Доходы (Revenues)

    EBITDA/IBITDA

    Чистая прибыль (Net Income)

    Активы (Assets)

    Пассивы (Liabilities)

    Чистая стоимость (Net Worth)

  • Если компания новая – не используется
  • 10.2.11. Финансовый план

  • Несмотря на то, что привлекательный срок выхода редко превышает 3-4 года, а прогноз на 5 лет редко бывает обоснованным многие венчурные капиталисты предпочитают 5-летний план/прогноз
  • Традиционно, но сочетание Отчета о прибылях и убытках (P&L) и баланса (Balance Sheet), например:
  • Доходы (Revenues)

    EBITDA/IBITDA

    Чистая прибыль (Net Income)

    Активы (Assets)

    Пассивы (Liabilities)

    Чистая стоимость (Net Worth)

    10.2.12. Выход (Exit)

  • Выход – один из важнейших вопросов для венчурного капиталиста, который предпочитает капитализировать (get capital gain) накопленную в компании стоимость (value) в достаточно ограниченный период времени (как правило, 3-4 года)
  • Как правило, возврат на инвестиции начинается на 2-3 году после их осуществления
  • Число вариантов выхода – ограничено – их всего три – IPO, strategic sale, MBO
  • Каждый из вариантов предполагает ответ на “трудные” вопросы
  • - достаточен ли размер компании для IPO и обеспечения ликвидности акций

    - почему стратегический инвестор купит компанию и заплатит столько, чтобы обеспечить среднюю доходность

    - сможет ли менеджмент привлечь долговое финансирование для MBO

  • Если с выходом нет ясности еще до момента инвестирования – инвестиций не будет
  • 10.3. Рассылка презентации

  • Презентация имеет одну задачу – возбудить интерес венчурного капиталиста к проекту и компании – поэтому она играет ту же роль, что и реклама
  • Презентацию лучше посылать совместно с детальными предложениями – в противном случает письмо с презентацией может быть воспринято как массовая рассылка рекламы и все равно в лучшем случае будет получен ответ – пришлите предложения
  • Получение запроса на предложения – ничего не значит и проект может быть отклонен
  • Поэтому лучше ориентироваться на рассылку полного пакета (презентация и запрос) ограниченному числу фондов
  • 10.4. Подготовка презентации

  • Готовится до подготовки полного предложения
  • Содержит только наиболее существенные моменты
  • После подготовки предложений – пересматривается и корректируется
  • Стоит дать почитать постороннему, чтобы убедится, что презентация
  • - действительно говорит о великолепной возможности

    - проста для понимания

    - может быть улучшена

    10.5. Соглашение о конфиденциальности (Non-Disclosure Agreement – NDA)

  • Необходимость возникает, когда реакция на презентацию – положительна и пора начинать переговоры, задавать и отвечать на вопросы
  • Защищается бизнес-идея и конкретные сведения о компании
  • Часто вопрос инициируется инвестиционным посредником, заинтересованным в собственной защите
  • Часто можно встретить отказ венчурного капиталиста и уверение, что конфиденциальность нарушена не будет
  • Венчурные капиталисты, как правило, не нарушают конфиденциальность, опасаясь судебного преследования и потери репутации
  • Принятие венчурным капиталистом презентации к рассмотрению, как правило, означает возникновение ответственности за конфиденциальность информации
  • 10.6. Вознаграждение инвестиционному посреднику

  • Часто инвестиционные посредники предлагают венчурному капиталисту заплатить им вознаграждение при принятии проекта к финансированию
  • Практически всегда венчурные капиталисты отказываются, т.к. не должны платить за привлечение проектов
  • Иногда это вознаграждение может быть заплачено по просьбе компании из инвестируемых средств