Призвать бизнес-ангелов


21 февраля в Центральном доме предпринимателя состоялась пресс-конференция «Поддержка инновационного бизнеса в Москве: на что может рассчитывать предприниматель». Мероприятие получилось куда более скромным, чем можно было ожидать, и чрезвычайно коротким: на все про все ушло не более часа, что, в общем-то, вполне наглядно иллюстрирует положение дел.

Суть в следующем: Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Москвы решил выделить в отдельное направление вопросы развития инновационного бизнеса. Еще 20 июня прошлого года московское правительство приняло постановление №420-ПП «О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007–2009 годы», а в начале 2007 года было создано НП «Агентство по развитию инновационного предпринимательства», призванное обеспечивать поддержку малым инновационным проектам. Пресс-конференция была созвана в первую очередь в разъяснительных целях, однако все равно осталось впечатление, что выступавшие вопияли в пустыне.

У России, по правде говоря, с малым бизнесом и инновациями на данный момент дела обстоят неважно. В странах с развитой экономикой на малый и средний бизнес приходится львиная доля ВВП, в то время как в РФ «сырьевая» ориентация экономики ставит малое предпринимательство «за скобки», чуть ли ни в маргинальные области. Новаторов — особенно.

Оставляя в стороне вопрос о чистоте чьих бы то ни было намерений, необходимо констатировать, что попытки создать структуру, которая осуществляла бы поддержку МП на рыночных (а не административно-бюрократических) началах, — дело как минимум полезное.

Такими структурами стали вновь появившееся Национальное сообщество бизнес-ангелов России (СБАР) и ОАО «Фондовая биржа высоких технологий», чьи руководители (Александр Каширин и Владимир Виноградов соответственно), разъясняли немногочисленной аудитории задачи своих организаций.

«Бизнес-ангелами» (Angel Investor) называют инвесторов, вкладывающих средства в инновационные проекты на самых ранних этапах, еще на довенчурной, или «посевной», стадии. Явление для России новое, про «инвесторов-ангелов» здесь мало кто слышал, и, как отметил Александр Каширин, многие состоятельные люди могли бы стать такими «ангелами», но не ассоциируют себя с этим понятием. СБАР собирается заниматься как разъяснительной работой, так и практической поддержкой начинающих предпринимателей, которые предлагают какие-либо инвестиционные проекты.

Что касается отраслевых предпочтений, то Александр Каширин заявил, что, в принципе, каких-то «особо избранных» направлений СБАР для себя не выделяет, хотя, конечно, наиболее перспективными являются информационные технологии, медицина и биотехнологии. Среди наиболее существенных проблем Каширин выделил следующие.

Во-первых, сами менеджеры инновационных проектов, как правило, слишком слабо подготовлены, чтобы даже представить свой проект нужным образом нужным людям, то есть тем самым потенциальным «бизнес-ангелам».

Во-вторых, взаимоотношения между «бизнес-ангелами» и новаторами в любом случае будут строиться отнюдь не только на формальной основе. Личный контакт имеет чрезвычайно большое значение, а среди новаторов попадаются люди весьма и весьма сложные, что отнюдь не способствует укреплению отношений.

Ну и, в-третьих, технологические проекты могут весьма скоро устаревать, так что работать приходится быстро. В качестве примера Каширин привел проект нового спортивного тренажера для легких — год назад это была лишь идея, но к лету уже будет налажено массовое производство и продажа этого тренажера.

Естественно, речь не идет о том, чтобы обращаться в СБАР с одной лишь идеей: как отметил Каширин, необходимо, чтобы уже были какие-то наработки и результаты. Уровень риска очень велик, как и всегда с венчурным финансированием, а следовательно, инвесторы не будут браться за маниловские проекты, как бы хорошо они ни смотрелись. СБАР требует представить формализованное описание проекта, чтобы было что оценивать, — это, естественно, помимо оценки самой идеи и уже достигнутых результатов.

Заинтересованность в инновационных проектах проявляют и государственные структуры: как уже сказано, НП «Агентство по развития инновационного предпринимательства» было создано при непосредственной поддержке правительства Москвы. Глава НП А. Костров рассказал, что в начале этого года ДПиРМП были конкретизированы цели, на которые могут выделяться субсидии инновационному предприятию. А именно — оплата затрат на патентно-лицензионную работу, брэндинг и защиту интеллектуальной собственности, оплата затрат малого инновационного предприятия на участие в специализированных мероприятиях по продвижению продукции (выставках, ярмарках, конференциях) и оплата затрат на финансовое обеспечение какого-либо этапа реализации инновационного проекта начинающего МП.

В отношении последнего варианта он пояснил, что это может быть любой целостный этап, главная задача — чтобы по его итогам были достигнуты определенные результаты: покупка оборудования, маркетинговые исследования, выпуск опытного образца продукции. Компенсация затрат на патентную деятельность может достигать размера 500 миллионов рублей на отечественные изобретения и 1 миллион рублей — на зарубежные. На выставочно-ярмарочную деятельность — 200 тысяч рублей, на коммерциализацию разработок — 500 тысяч рублей.

Субсидии подразумевают, что возвращать их не требуется, но необходимо отчитаться по целевому расходованию средств.

Кроме того, будет оказываться «имущественная поддержка» — предоставление нежилых помещений инновационным МП путем массового создания технопарков и бизнес-инкубаторов в столице. Звучит слишком уж громко, однако «Агентство по развитию инновационного предпринимательства» объединяет сразу 17 организаций, в том числе ведущие технопарки города, крупные финансовые учреждения и известные вузы. Поэтому можно исходить из того, что реальные возможности для реализации обещанного имеются.

Наконец, как пообещали выступавшие, так или иначе преуспевшие инновационные предприятия смогут выходить на ту самую вышеупомянутую Фондовую биржу высоких технологий (ФБВТ), на которой будут котироваться акции высокотехнологичных компаний и производиться публичное размещение ценных бумаг АО, создаваемых под научно-технические проекты.

Впрочем, как отметил Владимир Виноградов, избирательность будет очень высокой: только 10% инновационных проектов оказываются прибыльными, и работать ФБВТ собирается только с более или менее успешными структурами.






/Business-magazine, 22.02.07/