Строительство особых экономических зон в России привело к настоящей схватке иностранных и российских инвесторов за право получить налоговые и прочие льготы. Пока что побеждают иностранцы—в том числе производители автомобилей и бытовой техники. Крупнейшие мировые производители— Sun, Hewlett Packard, Unilever—готовы стать резидентами особых экономических зон. О том, что привлекает иностранцев в этих зонах, не превратятся ли они в новые оффшоры и стоит ли покупать машину российской сборки, рассказал глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов. ИЗВЕСТИЯ: ОТ каких инвесторов уже есть заявки? Среди них кого больше - российских или иностранных компаний? ЮРИЙ ЖДАНОВ: Все олигархи хотят в зону (смеется). На сегодняшний день 70% — крупные иностранные компании, пятерка сильнейших по соответствующим отраслям, 20% — это крупные российские компании и 10% — средний и мелкий бизнес. Думаю, что это абсолютно закономерно, потому что на первом этапе, когда на месте будущей зоны голое поле, стать резидентами могут только те, кто имеет оборотные средства, кому при необходимости дают крупные кредиты. А удел среднего и мелкого бизнеса — ждать, когда появятся реальные очертания офисов технико-внедренческих зон, куда они могут потянуться со своими проектами. Но им нужно торопиться, ведь через год-полтора, я думаю, все площади будут заняты. ИЗВЕСТИЯ: Почему все-таки там много иностранцев? ЖДАНОВ: Во-первых, сейчас они видят внимание государства к этому проекту. Это для них значимо. Во-вторых, они боятся нашей отечественной бюрократии, которая может обирать, ощипывать и ставить в какие-то неравные условия этот бизнес. А в нашем проекте они видят какую-то защиту и для своих инвестиций. Если бизнесмен просто приходит в регистрационную палату зарегистрировать организацию вне рамок особых экономических зон, то столкнется с тем, что у нас принцип «одного окна» только провозглашен, но не работает. Мы же постараемся какую-то часть согласований выполнить за потенциального резидента. Все будет в одних руках и, наверное, этот механизм поможет более эффективно привлекать иностранный капитал в Россию и тормозить отток собственного. Плюс к этому общий инвестиционный климат в России в целом устраивает эти компании, они уже верят в то, что у нас можно зарабатывать и прибыли, и сверхприбыли. ИЗВЕСТИЯ: ВЫ наверняка подсчитывали какой-то совокупный инвестиционный эффект от реализации проекта ОЭЗ. Есть какая-то приблизительная цифра? ЖДАНОВ: Да, цифры, конечно, есть, и они есть по каждой экономической зоне. К примеру, суммарный объем инвестиций в две промышленно-производственные зоны ожидается на уровне 50 млрд рублей, из них — около 20 млрд рублей уже к 2008 году. Но, как сказал на заседании правительства министр науки и образования Андрей Фурсенко, наши цифры — очень скромные и приблизительные, потому что мы совершенно не научились считать мультипликативный эффект и общую ауру, которая будет притягивать как магнит все больше и больше людей и денег. «Пока я не вижу недостатка в деньгах» ИЗВЕСТИЯ: На этот год из федерального бюджета на ОЭЗ выделено 8 миллиардов рублей. Хватит ли этих денег? ЖДАНОВ: На 2006 год, безусловно, хватит. На то, за что взялось государство. Кроме этого, мы посмотрим, какие средства будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры — через дорожное агентство и Минтранс, что там у нас планируется по авиапортам. И если мы покажем, что мы не даем разворовывать средства, а вкладываем в конкретные проекты, то я не вижу никаких проблем в получении их меньшего количества в 2007 году и далее. ИЗВЕСТИЯ: И ВЫ не будете просить больше денег из бюджета? ЖДАНОВ: Мне нужно сначала показать, что я израсходовал эти 8 млрд. К тому же есть еще средства регионов, которые сопоставимы с федеральными, и средства частных инвесторов. Пока я не вижу недостатка в деньгах. «Сам я отдыхаю на госдаче в Подмосковье» ИЗВЕСТИЯ: Туристско-рекреационных зон пока нет в законе. Какие льготы получат резиденты этих зон? ЖДАНОВ: К сожалению, льготы там не такие масштабные, как в промышленно-производственных и технико-внедренческих зонах. Но здесь самое главное — это участие государства в строительстве инфраструктуры. Это прежде всего дороги, при необходимости мосты, тоннели, это соответствующая помощь в электрификации этих объектов. И это просто несопоставимо по масштабам, чем все льготы, вместе взятые. Мы выберем несколько точек, верю, что туристско-рекреационных будет больше пяти. ИЗВЕСТИЯ: А где? ЖДАНОВ: Думаю, что это обязательно будет и Сибирь, и юг России, может быть, в средней полосе где-то. Реально участвовать в конкурсе будут до 20 субъектов Российской Федерации. ИЗВЕСТИЯ: А ВЫ бы туда поехали? Сами где отдыхаете? ЖДАНОВ: По-разному. Чаще всего я отдыхаю на государственной даче в Подмосковье. Я очень мало езжу на отдых. За последние годы, может быть, за последние лет 10 я с семьей отдыхал 2—3 раза. В этом году удалось отдохнуть на Новый год в Эмиратах. Посмотрел, как там развивается туристская инфраструктура, посмотрел на строительство, точнее, уже на эксплуатацию круглогодичного горнолыжного курорта. Нам есть чему поучиться и у них и у австрийцев, и у американцев, может быть, у канадцев. «Холодильники будут сами говорить: «Утка испортилась» ИЗВЕСТИЯ: А покупать российское—продукцию промышленных зон вы бы стали? ЖДАНОВ: Те стиральные машины и холодильники, которые производятся сейчас в Липецке, весьма условны. А вот то, что Indesit будет делать в будущем, покупать готов. Cейчас это соответствует рынку, но в зонах должно производиться только передовое оборудование. Мы постараемся не пускать туда устаревшие модификации. Скоро холодильники будут сами говорить: «Утка испортилась» Количество моделей будет расширяться, а их качество улучшаться. ИЗВЕСТИЯ: А к автомобилям российской сборки какое отношение? ЖДАНОВ: Пока мы ведем переговоры с рядом серьезных иностранных партнеров, которые предлагают свои проекты по сборке автомобилей в рамках Елабуги. Буквально в субботу были переговоры с известной китайской фирмой «Beликая китайская стена», которая делает недорогие джипы ценового диапазона 15-16 тысяч долларов. Думаю, что, безусловно, некоторые проекты найдут свое место в рамках особых экономических зон. Постараемся перебороть стереотипы. Сейчас жизнь развивается быстрее, ставит новые условия. Наш покупатель уже более придирчив, требователен, что абсолютно правильно. «Хотелось бы отменить федеральные налоги совсем» ИЗВЕСТИЯ: Как еще можно, на ваш взгляд улучшить положение резидентов ОЭЗ? ЖДАНОВ: Предоставить им налоговые каникулы. Мы складываем усилия тех наших единомышленников, которые готовы на каком-то этапе попытаться убедить Министерство финансов и постараться усовершенствовать в этом плане основной закон, по которому я работаю. Но даже то, что нам удалось договориться с регионами, что они отказываются от всех местных налогов, что отменяет транспортный налог, налог на прибыль уже большой успех. Дальше мы будем продолжать работу с регионами для того, чтобы они постарались удлинить время действия этих льгот. Пять лет это крайне мало. Я считаю, что срок действия этих льгот должен быть около 10 лет, и здесь нам не нужно согласие федерального правительства. Отменить совсем федеральные налоги, думаю, мне не удастся, Hо максимально их снизить я постараюсь. / |