6 ноября 1998 года N 219-ОД ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ Принят областной Думой 22 октября 1998 года (в ред. Законов Волгоградской области от 04.02.1999 N 241-ОД, от 01.04.2003 N 807-ОД, с изм., внесенными Законами Волгоградской области от 26.12.2001 N 649-ОД, от 30.12.2002 N 777-ОД, от 10.12.2003 N 897-ОД, от 28.02.2005 N 1013-ОД, от 29.12.2005 N 1161-ОД) Настоящий Закон определяет региональную научно-техническую политику, порядок ее формирования, осуществления и управления научно-технической деятельностью в интересах Волгоградской области, а также регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг). Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона Целями настоящего Закона являются: увеличение вклада теоретической и прикладной науки в обеспечение устойчивого развития Волгоградской области; региональное регулирование научной, образовательной и научно-технической деятельности; обеспечение региональных научных и научно-технических программ и проектов бюджетными и иными финансовыми средствами; кооперация заказчиков, потребителей и производителей научной и научно-технической продукции (работ, услуг) на основе региональных научных и научно-технических программ и проектов; создание организационной структуры управления субъектов научной и научно-технической деятельности в интересах Волгоградской области. Задачами настоящего Закона являются: создание необходимых условий для сохранения и развития региональной научной и научно-технической деятельности и системы подготовки научных кадров; определение приоритетных направлений в научно-технической сфере и концентрация на этих направлениях имеющихся ресурсов; использование результатов научно-технических разработок в развитии инвестиционных и инновационных процессов; сохранение ведущих научных и (или) научно-технических школ и преодоление разобщенности науки, образования и производства; повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства; организация независимой научно-технической экспертизы и региональной аккредитации субъектов научной и научно-технической деятельности; обеспечение бюджетного и иного финансирования научной и научно-технической деятельности на конкурсной основе; организация и эффективное использование интеллектуальных знаний и опыта научно-технической интеллигенции; повышение показателя наукоемкости (отношение объема затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу к объему продаж продукции (работ, услуг) товаропроизводителей исходя из структуры цены продукции (работ, услуг). Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение, распространение и применение новых знаний, включающая: фундаментальные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных процессов и явлений, не преследующая целей быстрого практического применения; прикладные исследования - исследования, направленные преимущественно на принесение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; разработки (опытно-конструкторские работы) - научно-техническая деятельность, направленная на производственную реализацию научно-технических идей. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Образовательная деятельность - деятельность в системе подготовки кадров для научной и научно-технической деятельности, включающая работу со школьниками по выявлению и подготовке к творческой работе одаренных подростков. Региональная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики Волгоградской области, которая определяет отношение органов власти к научной, образовательной и научно-технической деятельности, формирует цели, направления, формы участия в сфере науки, техники и реализации достижений науки и техники. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию научных знаний с целью получения нового или улучшения производимого продукта, технологии, способа, услуги и получение прибыли. Статья 3. Законодательство Волгоградской области о научной деятельности и региональной научно-технической политике Законодательство Волгоградской области о региональной науке и научно-технической политике состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых документов Российской Федерации и Волгоградской области, которые необходимы в процессе реализации настоящего Закона. Статья 4. Предмет и сфера деятельности настоящего Закона Настоящий Закон содержит правовые, организационные, экономические и социальные нормы и гарантии, регулирующие взаимоотношения субъектов научной, образовательной и научно-технической деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области и иных организаций и учреждений. Статья 5. Принципы региональной научно-технической политики Региональная научно-техническая политика основывается на следующих принципах: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил; определение приоритетных направлений научной и научно-технической деятельности, а также инновационной деятельности как определяющей уровень и темпы развития рынка товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику Волгоградской области; (в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) развитие научных, образовательных и научно-технических организаций на основе региональных программ и проектов; управление органами государственной власти Волгоградской области научной, научно-технической и инновационной деятельностью путем реализации областных целевых программ Волгоградской области в пределах своей компетенции; (абзац в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) концентрация финансовых и иных ресурсов на приоритетных направлениях научной и научно-технической и инновационной деятельности; (в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) стабильность финансирования региональных научно-технических программ и проектов; привлечение научной общественности к решению проблем управления научно-технической инновационной деятельностью; (в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) гласность и открытость информации о расходовании финансовых средств, выделенных на научную и (или) научно-техническую инновационную деятельность; (в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) поддержка предпринимательства и конкуренции в сфере науки и техники, противодействие недобросовестной конкуренции; сохранение научно-технического потенциала при конверсии; стимулирование научной, образовательной и научно-технической деятельности через систему налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет; ответственность субъектов научно-технической политики за принятие решений, их несвоевременное принятие или непринятие. Статья 6. Аттестация научных работников и аккредитация научных, образовательных и научно-технических организаций 1. На территории Волгоградской области действуют единые государственные квалификационные требования и правовые основы оценки научных работников и специалистов, установленные Правительством Российской Федерации, которые обеспечиваются государственной системой аттестации. 2. На территории Волгоградской области действует региональная система аккредитации научных организаций, о чем уполномоченный орган администрации Волгоградской области выдает субъектам научной, образовательной и научно-технической деятельности свидетельство о региональной аккредитации. Порядок проведения региональной аккредитации определяется администрацией Волгоградской области. Свидетельство о региональной аккредитации выдается по заявлению организации, в которой объем научной, образовательной или научно-технической деятельности составляет не менее пятидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ. Отказ в выдаче свидетельства о региональной аккредитации научной организации не может являться препятствием в осуществлении научной и научно-технической деятельности. 3. Аккредитованные научные, образовательные и научно-технические организации получают налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации и Волгоградской области. Статья 7. Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности 1. Экспертиза является неотъемлемой системной частью научной и научно-технической деятельности, разработки и реализации научно-технической политики, программ, проектов и т.п. 2. Экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, технологических процессов и оборудования организовывает уполномоченный орган администрации Волгоградской области с участием совета по научно-технической политике. 3. Экспертиза проводится на платной основе организациями, осуществляющими независимую экспертизу, а также экспертами уполномоченного органа администрации Волгоградской области, экспертами организаций, финансирующих научную и научно-техническую деятельность, в следующих случаях: определения приоритетных направлений региональной научно-технической политики, а также программ и проектов развития науки, техники и образовательной деятельности; проведения конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, а также полученных результатов, в том числе финансово-экономических; аккредитации, реструктуризации, перепрофилирования научной или научно-технической организации. 4. Проектная документация, предусматривающая размещение производительных сил на территории Волгоградской области, проходит региональную научно-техническую экспертизу. 5. В экспертизе научной и научно-технической деятельности не могут участвовать специалисты или организации, заинтересованные в ее результатах. Глава II. УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) Статья 8. Принципы управления 1. Управление научной деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного федерального и регионального, регулирования, составляющих основу региональной научно-технической политики, разрабатываемой с учетом предложений научной общественности. 2. Взаимодействие Российской Федерации и Волгоградской области в лице их государственных органов власти осуществляется путем: участия в разработке программ и планов научно-технического и образовательного развития Российской Федерации, составлении и реализации соответствующих федеральных и региональных программ и проектов, образовании на добровольной основе совместно с субъектами Российской Федерации фондов: межрегиональных, инновационных, природоохранных и других для финансирования федеральных, межрегиональных и региональных научных и научно-технических программ и проектов; участия органов государственной власти Волгоградской области в разработке и совершенствовании законодательства Российской Федерации о науке и государственной научно-технической политике, разработке федерального бюджета в части финансирования научной и (или) научно-технической деятельности и ее реализации на территории Волгоградской области. 3. Решения, связанные с управлением научной, образовательной и научно-технической деятельностью, субъекты научной и научно-технической деятельности принимают самостоятельно в рамках, своей компетенции. 4. Законодательные акты и управленческие решения в сфере науки, образования и техники в Волгоградской области принимаются с привлечением научной и технической общественности для их независимой экспертизы и обсуждения. Статья 9. Компетенция Волгоградской областной Думы Волгоградская областная Дума: рассматривает и принимает основные положения региональной научно-технической политики по приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности в Волгоградской области; совместно с администрацией Волгоградской области осуществляет законодательное и нормативное обеспечение региональной научной и научно-технической политики, а также контролирует целевое использование бюджетных средств; устанавливает налоговые и иные льготы субъектам научной, образовательной и научно-технической деятельности. Статья 10. Компетенция администрации Волгоградской области Администрация Волгоградской области: разрабатывает и представляет в Волгоградскую областную Думу основные положения региональной научной, образовательной и научно-технической политики и приоритетные направления научной деятельности в Волгоградской области; обеспечивает эффективное использование и развитие научного, образовательного и научно-технического потенциала Волгоградской области; обеспечивает финансирование региональной научной, образовательной и научно-технической и инновационной деятельности в соответствии с областными целевыми программами по бюджетному законодательству Волгоградской области; (в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) определяет уполномоченный орган администрации Волгоградской области, ответственный за реализацию научно-технической политики; обеспечивает организацию и финансирование экспертизы региональных научных, образовательных и научно-технических и инновационных программ и проектов; (в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) создает совет по научно-технической и инновационной политике и фонд развития науки и техники; (в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) поддерживает информационную систему в сфере науки и техники; осуществляет федеральную и региональную аккредитацию субъектов научной и научно-технической деятельности; может учреждать государственную научную организацию в форме учреждения или унитарного предприятия, выделять средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества организации в порядке, установленном законодательством Волгоградской области; (абзац введен Законом Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) может размещать государственный заказ на выполнение научных исследований; (абзац введен Законом Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) осуществляет управление государственными научными организациями регионального значения, в том числе по вопросам их создания, реорганизации и ликвидации; (абзац введен Законом Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) осуществляет контроль за деятельностью государственных научных организаций регионального значения, а также за расходованием средств, выделенных из бюджета Волгоградской области на научную и инновационную деятельность; (абзац введен Законом Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) может привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в сфере науки, техники, к проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению целевых программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных средств. (абзац введен Законом Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) Статья 11. Система органов управления научной и научно-технической деятельности 1. В систему управления научной деятельности в Волгоградской области входят: уполномоченный орган администрации Волгоградской области; совет по научно-технической политике; фонд развития науки и техники; государственные, общественные и иные научные, образовательные и научно-технические организации и учреждения. 2. Положения о совете по научно-технической политике и фонде развития науки и техники разрабатывает администрация Волгоградской области. Статья 12. Совет по научно-технической политике Волгоградской области В состав совета по научно-технической политике Волгоградской области, работающего на общественных началах, входят представители: исполнительных и представительных органов Волгоградской области и города Волгограда; совета ректоров высших учебных заведений города Волгограда; фонда развития науки и техники; представители субъектов научной, образовательной и научно-технической деятельности; совета директоров предприятий Волгоградской области. К ведению совета по научно-технической политике Волгоградской области относятся: разработка концепции научно-технической политики и согласование программ и проектов развития науки, техники, производства и образования в Волгоградской области; формирование направлений научно-технической деятельности, включая тематику образовательных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инновационных мероприятий; развитие гибких организационных форм интеграции науки, техники, производства и образования; организация независимой экспертизы научных, научно-технических, образовательных, экономических, социальных, экологических и иных программ и проектов, осуществляемых на территории Волгоградской области, а также технологических процессов и оборудования; стимулирование, кооперирование и координация предприятий и организаций Волгоградской области в осуществлении региональных научно-технических программ и проектов; участие в контроле за выполнением научно-технических программ, проектов, решений, процессов и т.п.; подготовка заключений для главы администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думы; дача рекомендаций к поощрению научно-технических организаций, учреждений, научных школ, инициативы, предпринимательства и инновационной деятельности, а также отдельных ученых и практиков, внесших большой вклад в развитие науки, образования и техники. Статья 13. Фонд развития науки и техники Фонд развития науки и техники является некоммерческой организацией. Положение о фонде разрабатывает администрация Волгоградской области, а утверждает Волгоградская областная Дума. Основными направлениями деятельности фонда являются: участие в разработке и реализации научных, образовательных и научно-технических программ и проектов; формирование фонда научных, научно-технических и образовательных программ и проектов; разработка экономического обоснования направлений развития научных, научно-технических и образовательных программ и проектов; организация научно-технического и иного прогнозирования; формирование концепции устойчивого развития Волгоградской области; обеспечение рыночных отношений в научно-технической деятельности; проведение научных, образовательных и научно-технических конкурсов и иных мероприятий; финансирование научных, образовательных и научно-технических программ, проектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, преимущественно на возвратной основе; концентрация финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов. Фонд развития науки и техники имеет право предоставлять эмблему фонда производителям продукции (работ, услуг) на договорной основе. Глава III. РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Статья 14. Формирование региональной научно-технической политики 1. Основные направления региональной научно-технической политики на долгосрочный период (концепция) одобряются советом по научно-технической политике Волгоградской области и принимаются Волгоградской областной Думой по представлению администрации Волгоградской области. (в ред. Закона Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) 2. Представление должно сопровождаться: оценкой текущего состояния развития науки, техники, высшего образования и их влияния на решение социально-экономических проблем Волгоградской области; перечнем и обоснованием приоритетных направлений научно-технической политики; объемами и источниками финансирования; заключением научно-технической и экономической экспертизы. 3. Принятые приоритетные направления региональной научно-технической политики передаются в органы государственной власти Российской Федерации для учета при формировании государственной научно-технической политики Российской Федерации. Статья 15. Задачи государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности (введена Законом Волгоградской области от 01.04.2003 N 807-ОД) Основными задачами государственной политики в научной, научно-технической и инновационной деятельности являются: обеспечение увеличения регионального валового продукта за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширение на этой основе рынков их сбыта; выявление отраслевых проблем, для решения которых требуется развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности с целью обеспечения динамического развития производительных сил Волгоградской области; определение приоритетов выявленных проблем и концентрация необходимых для их решения ресурсов; формирование областных целевых научных, научно-технических и инновационных программ для решения выявленных проблем; информирование населения Волгоградской области о принципах и ходе реализации научно-технической политики. Статья 16. Гарантии приоритетности научной и научно-технической деятельности 1. Основой гарантий приоритетности научной и научно-технической деятельности в Волгоградской области являются: политика, которую проводят исполнительные и представительные органы власти Волгоградской области; стимулирование роста затрат товаропроизводителей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; стимулирование товаропроизводителей с целью повышения качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг); обеспечение федерального и областного финансирования научных и научно-технических программ и проектов в интересах развития Волгоградской области. 2. Основными документами, гарантирующими реализацию региональной научно-технической политики, являются целевые: научные, образовательные и научно-технические программы. 3. Коммерческим и некоммерческим организациям, а также физическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие научно-технической и образовательной деятельности по утвержденным региональным научно-техническим и образовательным программам и проектам, предоставляются налоговые льготы согласно действующему законодательству Российской Федерации и Волгоградской области. 4. Имущество, находящееся в собственности Волгоградской области, сдается субъектам научной, научно-технической и образовательной деятельности в аренду по ставкам арендной платы, действующим для бюджетных организаций. 5. Органы государственной власти Волгоградской области содействуют созданию информационных систем обеспечения научной деятельности. 6. Администрация Волгоградской области способствует организации и деятельности на территории области общественных академий наук и других объединений научных и научно-технических работников. Глава IV. ЭКОНОМИКА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 17. Организация финансирования научной и научно-технической деятельности 1. Научная, научно-техническая и образовательная деятельность основывается на множественности источников финансовых средств, их целевой ориентации и может осуществляться из бюджетов всех уровней, внебюджетных и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами Волгоградской области. Действие пункта 2 статьи 17 приостановлено на 2006 год Законом Волгоградской области от 29.12.2005 N 1161-ОД. Действие пункта 2 статьи 17 приостанавливалось на 2005 год Законом Волгоградской области от 28.02.2005 N 1013-ОД. Действие пункта 2 статьи 17 приостанавливалось на 2004 год Законом Волгоградской области от 10.12.2003 N 897-ОД. Действие пункта 2 статьи 16 приостанавливалось на 2003 год Законом Волгоградской области от 30.12.2002 N 777-ОД. 2. Научные и научно-технические исследования и разработки регионального значения, экспертиза и исполнение региональных программ и проектов финансируются в размере до пяти десятых процента расходной части областного бюджета. Распределение финансовых средств по программам и проектам осуществляется только на конкурсной основе с учетом мнения совета по научно-технической политике. 3. Фонд развития науки и техники финансируется за счет: добровольных отчислений предприятий, учреждений и организаций на исполнение региональных научных и научно-технических программ и проектов, которые относятся на себестоимость производимой ими продукции; (в ред. Закона Волгоградской области от 04.02.1999 N 241-ОД) договоров с предприятиями, организациями или учреждениями по долевому участию в исполнении региональных научных, образовательных и научно-технических программ и проектов, создания новой или усовершенствования производимой продукции (работ, услуг), в частности затрат на внедрение изобретений; (в ред. Закона Волгоградской области от 04.02.1999 N 241-ОД) прибыли от выполненных фондом научных и научно-технических работ, включая изобретения, посреднические услуги, издательскую деятельность, информационные услуги и т.д.; средств территориального дорожного фонда, направленных на исследования и разработки в сфере развития автомобильных дорог; средств экологического фонда; средств иных фондов, использующих достижения науки и техники по соответствующим направлениям. 4. Контроль за использованием финансовых средств, выделенных из бюджета Волгоградской области на региональные научные, образовательные и научно-технические программы и проекты, осуществляет контрольно-счетная палата Волгоградской областной Думы. 5. Фонд развития науки и техники обеспечивает сохранность информации в случае ликвидации государственных научных и научно-технических организаций и учреждений, при которых имелись банки данных и базы данных научной и научно-технической информации. Глава V. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 18. Правовые основы международного и межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Органы государственной власти Волгоградской области создают правовые, экономические, материальные, организационные и другие условия для наиболее эффективного международного и межрегионального сотрудничества субъектов научной, образовательной и научно-технической деятельности, поддерживают свободные контакты научных, учебных и инновационных организаций, научных работников и специалистов Волгоградской области с международным сообществом. Статья 19. Порядок введения настоящего Закона в действие Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Волгоградской области Н.К.МАКСЮТА 6 ноября 1998 года N 219-ОД |