Концепция инновационной политики Ростовской области на 2003 – 2006 годы


Одобрена решением коллегии администрации области  № 51 от 23.06.03


Концепция инновационной политики Ростовской области на 2003-2006 годы (далее - Концепция) определяет:

  • основные цели, задачи и роль инновационной деятельности в социально-экономическом развитии региона;
  • формы и методы создания, поддержки и развития инфраструктуры инновационной деятельности;
  • систему экономических и иных мер, стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Концепция разработана с учетом Федерального закона от 24.08.96 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технический политике»; Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены 30.03.02 Пр-576 Президентом Российской Федерации В.В. Путиным), Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы (одобрена правительственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 24.04.02 №2), постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.99 №1460 «О комплексе мер по развитию государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.02 №1174-Р «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологии», «Концепции экономической политики Ростовской области».

I. Основные понятия и термины

Инновация (нововведение) – конечный результат творческого труда, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, технического процесса, реализуемых на рынке и используемых в практической деятельности.

Инновационная деятельность – процесс использования результатов научной и научно-технической деятельности, направленный на их воплощение в новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы, предназначенные для реализации на рынке и применения в практической деятельности.

Инновационная деятельность включает в себя как деятельность непосредственно по освоению инноваций, так и содействие этой деятельности (информационные, консультационные, образовательные и иные услуги), а также создание и развитие инновационной инфраструктуры.

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний в ходе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленная на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура – совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций, учреждений, предприятий, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления и развития инновационной деятельности.

Инновационно-технологический центр – имущественный комплекс, предназначенный для нормального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности (прежде всего малого предпринимательства), а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг.

Инновационные фонды - фонды, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из различных частных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Венчурные инновационные фонды - фонды, объединяющие средства частных инвесторов и специализирующиеся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций.

Инновационная программа – комплекс взаимосвязанных по времени и ресурсам мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры и обеспечение государственных и иных мер поддержки реализации приоритетных инновационных проектов в Ростовской области.

Инновационный проект – комплекс взаимосвязанных технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и продвижение на рынок нового вида продукции, технологического процесса с целью получения прибыли или иного общественно-полезного эффекта.

Интеллектуальная собственность – исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки) и др. результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом. Данные права признаются в случаях и порядке, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 138).

Объекты инновационной деятельности – интеллектуальная собственность, научно-техническая продукция, инновационные проекты.

Субъекты инновационной деятельности – высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и учреждения, предприниматели и частные лица, осуществляющие научную, научно-техническую и (или) инновационную деятельность.

Научно-технический и инновационный потенциал – способность решать текущие и перспективные задачи научно-технического и социального прогресса на основе имеющихся кадровых, производственно-технических, информационных и финансовых ресурсов.

 

II. Общие положения

На современном этапе развития отечественной экономики ключе­вым звеном усиления рыночных позиций страны является соответствие высшим стандартам мирового технологического уровня.

 Основные направления развития инновационной деятельности, приоритеты инновационной политики определяются потребностями национальной экономики в техническом и технологическом перевооружении и необходимостью обеспечить высокий уровень производительности труда и соответственно достойного качества жизни населения страны. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и повысить уровень конкурентоспособности отечественной продукции до мировых стандартов.

Одним из первоочередных вопросов устойчивого функционирования территории является перевод региональной экономики на инновационный путь развития в условиях реформирования межбюджетных отношений, расширения самостоятельности и повышения ответственности субъекта Федерации за темпы социально-экономического прогресса. Эффективность работы в этом направлении требует формирования региональной инновационной политики, ориентированной на тенденции развития мировой экономики. При этом основная роль государства должна состоять в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры и развития инновационного предпринимательства.

Мировая экономика обозначила приоритетные направления инновационного развития. Это новые технологий в области информационных систем и защиты окружающей среды; исследования в области живой материи, медицины, технологий создания альтернативных источников энергии и энергосбережения. В последнее время важнейшими считаются направления, связанные с искусственным интеллектом, сверхпроводимостью, нанотехнологиями и микромашинами, использованием солнечной энергии, глубокой переработкой отходов.

Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. Аналогично дело обстоит и в Ростовской области – удельный вес инновационной продукции в промышленности составляет около 15%, а инновационно активных предприятий – не более 5%.

Анализ научно-технического развития передовых стран показывает, что его осуществление основывается на инновационно ориентированную политику, причем одним из ключевых моментов является поддержка малого инновационного бизнеса.

На основе учета мировых тенденций определены три основных направления государственной инновационной стратегии в Российской Федерации.

Первое направление – поддержка прорывных технологий, основанных на собственных изобретениях и разработках (прежде всего, в рамках малого инновационного предпринимательства), которые могут обеспечить высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации проектов.

Второе направление – организация совместной с иностранными участниками разработки, производства и поставки на рынок конкурентоспособной современной продукции с опорой на отечественные и зарубежные лицензии, рассекреченные отечественные изобретения и технологии двойного назначения.

Третье направление – использование зарубежного опыта в отраслях, где нет достаточного отечественного научного задела и инновационного потенциала.

Обобщение и анализ зарубежного опыта развития инновационных процессов показали, что сегодня на региональном уровне при разработке стратегических направлений необходимо обеспечить:

-            концентрацию ресурсов на развитие профильных отраслей региона и приоритетных направлений его развития;

-            максимальное использование геополитических и социально-экономических преимуществ региона;

-            создание действенных механизмов стимулирования инновационного развития, в том числе систем венчурного кредитования инновационных разработок (проектов) и страхования инновационных рисков.

- сочетание современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов, а также защищающих их интересы союзов и организаций.

На основе анализа сложившегося положения в отечественной и региональной экономике и с учетом объективной необходимости активизации инновационной деятельности для обеспечения поступательного социально-экономического развития разработана настоящая Концепция инновационной политики Ростовской области.

III. Цели и задачи областной инновационной политики.

 Главной целью инновационной политики Ростовской области является создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы для использования достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития территории, а также формирование условий для повышения технологического уровня и конкурентоспособности промышленного производства и обеспечение на этой основе устойчивого роста производительности труда в материальной сфере региональной экономики.

Основными целями инновационной политики Ростовской области, вытекающими из главной цели являются:

1) рациональное размещение, эффективное использование и развитие научно-технического потенциала области;

2) увеличение вклада научно-технического потенциала области в создание новых рабочих мест, улучшение экологической обстановки и здоровья населения;

3) создание эффективной взаимосвязи образования, науки и производства развитие процессов импортозамещения;

4) защита интеллектуальной собственности и поддержка ведущих ученых, научных коллективов и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований.

Государственная политика при осуществлении инновационной деятельности в Ростовской области осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1) научность, системность, целенаправленность и непрерывность развития;

2) признание инновационной сферы экономически и социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства и его регионов;

 3) поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

4) стимулирование создания, эффективного функционирования и развития рыночной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ростовской области;

5) стимулирование межрегионального и международного научно-техническою сотрудничества;

6) единство образовательного, научного и производственного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;

7) оптимальное сочетание государственного регулирования и самоорганизации рыночных структур;

8) концентрация ресурсов на преимущественном развитии в Ростовской области таких факторов производства как «земля» и «предпринимательство»;

9) полномасштабное информационное обеспечение развития инновационного комплекса области;

10) разработка собственной технологической политики и её координация с технологической политикой Российской Федерации при разграничении уровней компетенции.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:

 - координация действий органов исполнительной и законодательной власти области, муниципальных образований в целях создания эффективной системы реализации инновационной политики, обеспечению благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и опережающего развития высокотехнологичных производств;

 - выбор рациональных стратегий и приоритетных направлений науки и техники в Ростовской области, критических технологий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности регионального производства и конкурентоспособности продукции;

 - сочетание исследований и разработок на федеральном, региональном и отраслевом уровнях с эффективным управлением госсобственностью, включая интеллектуальную;

 - переориентация действующих целевых программ на обеспечение приоритетных направлений науки, технологий и техники;

- поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе импортозамещающих товаров и услуг, расширение международной интеграции в этой области, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций;

- формирование целостной системы государственных органов координации научной, научно-технической и инновационной деятельности;

-          создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области менеджмента инноваций, научно-технического предпринимательства и дизайна, обеспечивающих повышение инновационной активности, коммерциализацию результатов научных исследований, создание сети центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием;

-        развитие законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в процессе создания объектов промышленной собственности и авторского права (интеллектуальной собственности), их правовой охраны и введения в хозяйственный оборот путем обеспечения сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая инвентаризацию результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального и областных бюджетов;

-        концентрация и вовлечение внебюджетных финансовых средств в процесс создания инновационных продуктов и продвижения их на рынок.

 

IV. Стратегия инновационного развития области и механизмы её реализации

Сегодня Ростовская область обладает достаточно большим научным, научно-техническим и инновационным потенциалом. На территории области расположено 22 крупных и средних научных организаций, в большинстве своем - государственных академических и отраслевых институтов и научных центров. Общая численность работников в организациях науки составляет около 20000 человек, в том числе более 1000 докторов наук и 4500 кандидатов наук.

Однако, как и в целом по стране, так и в области сложилось несоответствие между достаточно большой численностью занятых в сфере научного обслуживания, количеством получаемых патентов отечественными разработчиками и низким технологическим уровнем производства. Такое положение дел определяется, прежде всего, состоянием инновационного климата и отсутствием целостной инновационной системы, способной обеспечить проводящие пути от научного потенциала и непосредственных результатов его деятельности к рынку.

 Основными причинами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования являются:

-    несовершенство механизма хозяйственного оборота интеллектуальной собственности;

-    недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности;

- невысокий социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя-инноватора, отсутствие значимых стимулов для занятия инновационной деятельностью и, как следствие, «утечка мозгов» за границу;

- значительное использование командных методов в системе управления на всех её уровнях;

- нерыночный менеджмент в научно-технической сфере и слабые знания большей части управленцев основ инновационного развития экономики и общества;

- старение технологической и исследовательской базы;

- недостаточный уровень доверия к банковской системе страны и вывоз капитала;

-    неразвитость фондового рынка;

-    неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;

-    низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса.

В целях повышения эффективности использования инновационного потенциала Ростовской области необходимо обеспечить практическое взаимодействие научно-технической сферы со сферой производства и иными сферами жизнедеятельности. Для этого необходимо решение трех ключевых задач:

1.       Создание маркетинговых центров для изучения спроса производственной, социальной и иных сфер регионального хозяйственного комплекса на новые и информационные технологии, современные материалы, продукты, услуги и доведение результатов анализа до структур, занятых в сфере научно-технических исследований и разработок.

2.       С целью развития конкуренции в инновационной сфере создание рынка предложений по совершенствованию существующих и созданию уникальных технологий и продуктов на основе обеспечения прав и гарантий владельцев интеллектуальной собственности.

3. Всемерное содействие в возникновении и развитии рыночной инновационной инфраструктуры, в том числе:

- создание регионального центра координации технологического, технического и инновационного развития региона;

- создание инновационно-технологических центров, ориентированных на содействие трансферту новых знаний из области науки в производство, широкому внедрению двойных технологий и реализации наукоемкой продукции;

- развитие малого инновационного предпринимательства на базе создаваемых «бизнес инкубаторов», технопарков и технополисов;

- образование центров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций и производственных комплексов, занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники;

- реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой инфраструктурой;

- создание системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.

Таким образом, возможности экономического роста связаны с развитием научно-технического потенциала области для создания и восприятия инноваций, концентрацией ресурсов для выполнения крупных проектов, опережающей подготовкой инженерного и научного корпуса, охватывающего весь спектр специальностей и технологий.

Интеграция образования, науки и производства, расширение сферы деятельности вузов требуют институциональных преобразований и развития на их основе инновационно-внедренческих комплексов.

Установка правильного баланса между различными этапами инновационного цикла «идея – технология – производство продукции» даст возможность качественно изменить масштаб реализуемых программ и проектов, сделав их соразмерными задачам, стоящим перед экономикой Ростовской области.

Принципиально новыми задачами для экономики Ростовской области являются формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности и вовлечение в хозяйственный оборот ее объектов и результатов научно-технической деятельности.

Способствовать решению этих задач может создание Учебно-консультативного центра по вопросам авторского права и смежных прав. Его назначение должно состоять в том, чтобы помочь заинтересованным лицам получить необходимую информацию в указанной области.

 В организационном плане необходимо обеспечить комплексность решения программных задач, обозначенных в настоящей Концепции, и более тесную увязку научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) и инновационных проектов, осуществляемых на территории области, с соответствующими федеральными программами.

Важнейшими инструментами инновационной политики должны стать:

1. Программа развития инновационной деятельности в Ростовской области до 2006 года, разработанная на основе данной Концепции.

В рамках решения инновационного развития программно-целевым методом формирование программы должно осуществляться на основе ряда следующих системообразующих принципов :

- бюджетные ассигнования должны выступать в роли «катализатора» для привлечения значительно большего объема внебюджетных средств;

- создание условий для продуктивного сотрудничества органов исполнительной власти, частного бизнеса, некоммерческих и общественных организаций, основанного на сочетании экономических интересов и взаимных обязательств.

При этом в рамках Программы, построенной на указанных принципах, должна быть обеспечена:

непрерывность инновационного цикла «обучение - научные исследования - опытно-конструкторские разработки - технологии – промышленное производство – рыночная реализация»;

сбалансированность этапов при общей ориентации на конечный результат – серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной, в том числе социально ориентированной, продукции;

ориентация прикладных НИОКР и инноваций на решение наиболее актуальных задач технологического перевооружения, повышения эффективности производства и социального прогресса;

концентрация средств из внебюджетных источников для создания наукоемких производств мирового уровня.

2. Программный метод вывода экономики на инновационный путь развития должен сочетаться с реализацией отдельных инновационных проектов высокой степени коммерциализации.

Инновационные проекты, формируемые в рамках стратегий развития отраслей и включенные в областной реестр инвестиционных проектов, составляют основу Инновационной программы Ростовской области.

Главной целью проектов технологического развития должно являться обеспечение выпуска определенных видов (групп) конкурентоспособной продукции, рыночные ”ниши” для которых достаточно хорошо известны, и, платежеспособный спрос, на которые уже сформировался и подтвержден рыночной практикой.

Наибольший эффект инновационные проекты могут дать в отраслях экономики с быстрым оборотом капитала, высокой бюджетной эффективностью и быстрой сменяемостью продукции.

Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.

Ориентируясь на основные направления развития науки и техники в Ростовской области выбраны следующие приоритетные области реализации инновационных проектов:

-             информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

-             новые технологии в животноводстве и переработке с/х продуктов, биотехнологии;

-             энергосберегающие технологии в ЖКХ;

-             новые материалы и химические технологии;

-             экология и рациональное природопользование.

Очагом инновационного оживления станут, прежде всего, наукоемкие и потребительский сектора экономики: выпуск бытовой техники, пищевая, легкая и медицинская промышленность, лесной комплекс.

Для обеспечения реализации настоящей Концепции требуется максимальное использование информационных ресурсов.

Информационные ресурсы инновационной деятельности необходимо развивать в двух направлениях: содержательном и структурном.

В содержательном плане информационные ресурсы должны:

- обеспечить доступность получения и трансферта (обмена) знаниями и информацией;

- реализовать комплексную информационно-методическую поддержку образовательного процесса, научных исследований, инновационной деятельности в рамках центров коллективного пользования образовательными, научными, инновационными ресурсами, открытого доступа к ним, постоянного мониторинга качества поставляемой информации, необходимых мероприятий по защите информационных ресурсов;

- обеспечить развитие геоинформационных систем.

 В структурном плане информатизация должна развиваться на двух уровнях:

- создание сетевой инновационной инфраструктуры, объединяющей локальные сети в пределах города или региона;

- организация удаленного доступа к высокопроизводительным информационно-вычислительным ресурсам, освоение сетевых технологий нового поколения.

Для эффективной реализации инновационной политики Ростовской области необходимо усиление международного научно-технического сотрудничества. Развитие данного направления должно быть ориентировано:

- в области фундаментальных, поисковых и прикладных исследований на реализацию крупных совместных международных программ;

- в области инновационной деятельности - на совместную деятельность и коммерциализацию научно-технических результатов на внешнем и внутреннем рынках, а также совместную работу по привлечению целевых грантов и прямых иностранных инвестиций.

Для решения этих проблем необходимо развитие системы подготовки менеджеров международного уровня для инновационной деятельности и соблюдение мер по обеспечению патентной (и иной) охраны интеллектуальной собственности.

V. Формы и методы поддержки инновационной деятельности

Формы и методы государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Ростовской области включают в себя:

- формирование программы развития инновационной деятельности в Ростовской области;

- формирование областного заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию;

- содействие во включении в федеральные инновационные программы и направление в органы государственной власти Российской Федерации ходатайств о выделении финансирования за счет средств федерального бюджета на реализацию научных, научно-технических и (или) инновационных проектов;

- содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций;

- содействие в становлении и развитии института интеллектуальной собственности;

- участие в формировании и развитии рыночно ориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ростовской области;

 - представление (по согласованию) интересов научных и инновационных организаций на федеральном, межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;

- разработка и введение в действие законодательных и нормативно-методических документов, способствующих развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Финансовая поддержка инновационной деятельности должна осуществлятьcя по следующим основным направлениям:

- субсидирование предприятиям и организациям инновационной сферы процентных ставок по привлеченным кредитам (займам) за счет средств областного бюджета;

- предоставление предприятиям и организациям инновационной сферы государственных гарантий Администрации Ростовской области;

- поддержка лизингополучателей при реализации инновационных проектов;

- предоставление предприятиям и организациям инновационной сферы налоговых кредитов;

- предоставление льгот по уплате региональных налогов организациям, осуществляющим разработку и реализацию научных, научно-технических или инновационных программ (проектов) по приоритетным направлениям социально-экономического развития Ростовской области.

 Претендовать на государственную поддержку может проект, имеющий необходимые экспертные заключения и одобренный научно-техническим советом Ростовской области.

Предпочтение должно отдаваться конкурентоспособным и эффективным по бюджетным, коммерческим и социальным показателям проектам, содержащим качественно подготовленную документацию, включая бизнес-план, а также документы, подтверждающие гарантированную реализацию продукции в условиях разумного риска и реального рынка.

 В рамках реализации программы развития инновационной деятельности должны быть созданы механизмы привлечения к финансированию научно-технических и инновационных проектов различных частных источников, в т.ч. венчурного финансирования, взаимодействия с банковскими, страховыми и другими финансовыми структурами.

 Для расширения базы венчурных фондов необходимо принять нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков.

Приоритетная финансовая поддержка будет осуществляться при наличии долевого финансирования со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах регионального и национального масштабов, но и в создании методологии и формировании "команд" предпринимателей, способных самостоятельно организовать и вести подобные проекты.

 Государственная инновационная политика способствует созданию и обеспечению эффективного функционирования в Ростовской области целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу с высокими

переделами и большой добавленной стоимостью и на сферу высококвалифицированных услуг, т.е. на экономику, основанную на знаниях, на рост на мировом рынке доли отечественной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и занятие видного места в международной кооперации и разделении труда.

План мероприятий по реализации Концепции инновационной политики Ростовской области на 2003 – 2006 годы

 

Мероприятия

Наименование документа, отчетных материалов

Срок исполнения Ответственный исполнитель

Основные результаты от реализации указанного нормативного документа

I. Законодательное, нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности

1. Подготовка предложений по  нормативно-правовой базе, регламентирующей осуществление инновационной деятельности на территории Ростовской области.

Пояснительные записки,

решения коллегии Администрации Ростовской области.

2003 г.

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области

(МЭТМ и ВЭС РО),

министерство промышленности, энергетики и природных ресурсов области

 (МПЭ и ПР РО),

отраслевые министерства,

органы исполнительной власти Ростовской области,

научные организации

Формирование правового поля и создание условий для активизации инновационной деятельности на территории Ростовской области.

2. Разработка нормативно-правовых документов по вопросам инновационной деятельности на территории

 Ростовской области.

Решение коллегии Администрации Ростовской области,

законы Ростовской области.

2003-2004 гг.  те же  те же

3. Разработка программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на   2003–2006 годы, в т.ч.:

3.1 Оценка научного, технологического и инновационного потенциала области;

3.2 Разработка положения о порядке финансирования инновационных работ в области науки, техники и технологий;

3.3 Создание и развитие  инновационной инфраструктуры, позволяющей реализовывать комплексную технологию информационного, финансово-экономического, правового, маркетингового и организационного обеспечения выполнения инвестиционных проектов.

2003 г.

МЭТМ и ВЭС РО,

МПЭ и ПР РО,

Министерство общего и профессионального образования РО, отраслевые министерства

Формирование научно-производственных комплексов, технологических центров, технопарков,  ориентированных на поддержку и развитие инновационной деятельности и  реализацию инновационных проектов в рамках программы развития инновационной деятельности в Ростовской области до 2006г.

4. Подготовка предложений по включению инновационных проектов области в федеральные целевые программы поддержки инновационной деятельности.

Решения коллегии Администрации Ростовской области,

закон Ростовской области.

Решения коллегии Администрации Ростовской области.

2003-2004гг.

МЭТМ и ВЭС РО,

отраслевые министерства

 II. Институциональные преобразования и развитие инфраструктуры инновационной деятельностив производственно-технологической и научно-технической сферах

1.      Создание научно-технического совета  Ростовской области.

Постановление Администрации Ростовской области.

2003 год МЭТМ и ВЭС РО

Формирование и продвижение единой научно-технической и инновационной политики на территории области с использованием потенциала области (кадровый,  финансовый, информационный).

2. Формирование системы мониторинга научного, научно-технического, образовательного и инновационного потенциала, обмена инновационной информацией.

Электронная база данных НИОКР, инновационных разработок и предложений (с выходом в сеть ИНТЕРНЕТ), электронная биржа интеллектуальной собственности.

2003-2004гг.

МЭТМ и ВЭС РО,

МПЭ и ПР РО,

Министерство общего и профессионального образования РО

Создание «прозрачного» информационного поля о потребностях в инновационных разработках и о перспективных инновационных проектах.

3. Подготовка предложений по реализации на территории области принципа «единого окна» для оформления и регистрации авторских прав, патентов, сертификации продукции инновационной деятельности.

Решения коллегии Администрации области.

2003-2004 гг. МЭТМ и ВЭС РО

Упорядочение подготовки документов на территории области.

Содействие разработчикам в подготовке необходимых документов.

Содействие органов исполнительной власти институциональных областных организаций в продвижении документов региональных разработчиков на федеральном уровне.

4. Подготовка предложений по вопросам создания венчурных инновационных фондов финансирования инновационных проектов.

2003-2004 гг.

МЭТМ и ВЭС РО

Создание системы привлечения финансовых ресурсов к реализации инновационных «рисковых» научно-технических разработок и проектов.

 III. Международное сотрудничество

1. Развитие международного сотрудничества в инновационной сфере деятельности.

Договора, соглашения о сотрудничестве.

постоянно

МЭТМ и ВЭС РО,

отраслевые министерства

Использование международного потенциала (консалтинг, финансы, технологии) в развитии реального сектора экономики региона.

2.      Участие в международных конференциях, форумах и выставках по вопросам развития инновационной деятельности.

Подготовка и реализация совместных проектов инновационного развития.

Изучение возможностей сотрудничества инновационной инфраструктуры Ростовской области с инновационными институтами зарубежных стран.

постоянно

МЭТМ и ВЭС РО,

отраслевые министерства

Продвижение региональных инновационных разработок на международный рынок.

Обмен опытом.

 

IV. Информационное обеспечение и повышение профессионального уровня участников инновационного процесса

 

1. Проведение тематических семинаров по вопросам инновационной политики и инновационного развития.

Методическое руководство.

IV квартал 2003 г.

МЭТМ и ВЭС РО,

МПЭ и ПР РО,

министерство общего и профессионального образования РО,

ВУЗы области

Повышение информированности участников инновационного процесса по вопросам инновационной политики как в целом по России, так и на территории области.

2. Создание межвузовской системы подготовки и переподготовки руководителей и специалистов инновационных проектов. Разработка и практическая реализация новых методик обучения, ориентированных на подготовку менеджеров и специалистов сферы инновационной деятельности, в том числе создание учебно-иммитационных фирм в области наукоемкого бизнеса.

постоянно

МЭТМ и ВЭС РО,

МПЭ и ПР РО,

министерство общего и профессионального образования РО,

ВУЗы области

Повышение профессионального уровня участников инновационного процесса (в том числе и представителей реального сектора экономики).

3. Разработка Положения  об именных стипендиях, грантах и иных формах финансовой поддержки ученых, исследователей, внесших наибольший вклад в развитие инновационной сферы.

Положение.

3 квартал 2003 г.

МЭТМ и ВЭС РО

Активизация инновационной деятельности.

4. Участие в региональных, российских конференциях, форумах и выставках по вопросам развития инновационной деятельности, проведение ежегодной региональной научно-практической конференции по обсуждению приоритетных направлений развития инновационной деятельности.

Отчеты, рекомендации.

постоянно

МЭТМ и ВЭС РО,

отраслевые министерства

Обмен опытом.

Использование потенциала регионов Российской Федерации (консалтинг, финансы, технологии) в развитии реального сектора экономики области.

Продвижение региональных инновационных разработок на внутреннем рынке.

5. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство (законы РФ «О науке и научно-технической политике» и «О таможенном тарифе») в части создания благоприятных условий для ввоза на территорию России приборов и оборудования для научных целей.

Поправки к законам Российской Федерации

2003-2004гг.

МЭТМ и ВЭС РО,

МПЭ и ПР РО,

министерство общего и профессионального образования РО

Создание условий для обновления материальной базы научных организаций и активизации научной деятельности, вовлечение в научную деятельность молодых российских ученных.