Что такое интеллектуальная собственность? Впервые термин интеллектуальная собственность в нашей стране появился в статье 2 Закона "О собственности в РСФСР", где в качестве объектов интеллектуальной собственности указывались произведения науки, литературы и искусства, а также результаты иных видов творческой деятельности. Существование такого правового института как интеллектуальная собственность в нашей стране закреплено, в первую очередь, в Конституции РФ, в статье 44, в которой говорится, что "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом". Статья 138 Гражданского кодекса РФ раскрывает содержание понятия интеллектуальная собственность. В соответствии с данной статьей, интеллектуальной собственностью являются "исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)". Таким образом, интеллектуальная собственность распространяется на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Обладателями интеллектуальной собственности могут выступать гражданин или юридическое лицо. Основной характеристикой интеллектуальной собственности является то, что только обладатель интеллектуальной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование, а также то, что никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллектуальную собственность без его разрешения. В соответствии с современными представлениями интеллектуальная собственность включает в себя в основном две крупные категории результатов творческой деятельности - объекты авторского и смежных прав, а также объекты промышленной собственности (например, изобретения, средства индивидуализации, коммерческая информация). В свою очередь к авторскому праву отнесены права на литературные, художественные и научные произведения. Что такое авторское право? В соответствии с положениями международного законодательства и Закона РФ "Об авторских и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве) отнесены права на произведения науки, литературы и искусства. Авторское право, т.е. право автора на выраженное в материальном носителе произведение творческого труда, включает неимущественные права (статья 15 Закона об авторском праве) и имущественные права (статья 16 Закона об авторском праве). Неимущественными правами являются: а) право на авторство (право признаваться автором); б) право разрешать или запрещать использовать произведение под своим именем или псевдонимом; в) право разрешать или запрещать обнародование произведения; г) право защищать произведение от искажений или других посягательств. К имущественным правам автора относится право на воспроизведение (копирование) произведения, которое распадается на ряд отдельных правомочий: права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, перевод, переделку и т.д. Неимущественные права вечно остаются за автором. Ни по договору, ни по наследству эти права по российскому законодательству переходить к другим лицам не могут. Они не продаются и не покупаются. Имущественные права это то, что обеспечивает доход его создателю. Они по договору могут передаваться: на определенный срок; на весь срок охраны авторских прав; за вознаграждение или бесплатно; на исключительной или на неисключительной основах. Если права переданы на исключительной основе, то это означает, что только тот, кому переданы права на воспроизведение и распространение произведения, может ими пользоваться. Личные неимущественные права автора не отнесены законодательством к интеллектуальной собственности. В отношении них действуют те нормы гражданского законодательства, которые обеспечивают защиту нематериальных благ. Основной формой защиты этого рода прав автора является возмещение морального вреда. В свою очередь, имущественные права могут защищаться с помощью традиционных гражданско-правовых мер защиты (возмещение убытков, взыскание штрафа, неустойки, принуждение к устранению допущенных нарушений), а также специальных мер защиты, предусмотренных законом об авторском праве (конфискация контрфактных материалов, выплата компенсации от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда; взыскание дохода вследствие нарушения авторских прав и другое). Какие результаты творческой деятельности защищаются авторским правом? Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения. Поясним те признаки, наличие которых необходимо для обеспечения защиты произведения со стороны закона: - признак творческого характера произведения означает, что произведение может быть объектом охраны, если оно является результатом творческого труда его автора; - признак объективной формы произведения означает, что произведение может быть объектом охраны, если оно существует в объективной форме (книги, видеозаписи, аудиозаписи, картины, рукописи и другое); - признак содержания произведения означает, что произведение любого содержания может быть объектом охраны с некоторыми ограничениями, налагаемыми законодательством (например, недопустима пропаганда войны, бандитизма, геноцида, терроризма; разжигание расовой или национальной розни; порнография, призывы к свержению конституционного строя); - признак обнародования произведения означает, что оно может быть объектом охраны независимо от того, обеспечен к нему свободный доступ других лиц или нет. В Законе об авторском праве дан перечень основных форм произведений, являющихся объектами авторского права. К таковым относятся: - литературные произведения (включая программы для ЭВМ); - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; - хореографические произведения и пантомимы; - музыкальные произведения с текстом или без текста; - аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и теле-произведения); - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. К объектам авторского права также относятся: - производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); - сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Необходимо обратить внимание на тот факт, что данный перечень не является исчерпывающим, то есть, если в процессе развития цивилизации появляются виды произведений, ранее не известные человечеству, то их новизна не будет являться препятствием для защиты прав авторов. Примером могут служить аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ и базы данных. Необходима ли специальная регистрация произведения для обеспечения его защиты? Закон об авторском праве не предусматривает совершение каких-либо специальных действий для возникновения авторского права на произведение. Авторское право на произведение возникает с момента его создания, дальнейшее осуществление и защита авторских прав могут производиться без каких-либо формальностей. Однако в международном законодательстве предусмотрен перечень мер, которые автор может использовать для подтверждения принадлежности авторских прав на произведение. Перечень этих мер указывается в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства. Эти меры доказывания принадлежности авторского права успешно используются на территории РФ. Например, если автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях. Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) или филиалом РАО. Эта регистрация - платная. Размер оплаты зависит, в частности, от суммы, в которую заявитель оценивает регистрируемый объект. Охраняются ли идеи авторским правом? Как уже было указано выше, одним из признаков объекта авторского права является наличие объективной формы. Отсутствие такого признака лишает результат творческой деятельности возможности воспользоваться мерами защиты, представляемыми авторским правом. Статья 6 Закона об авторском праве содержит в себе указание на результаты творческой деятельности, на которые не распространяется авторское право: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Непредоставление правовой охраны идеям, методам, процессам, системам, способам, концепциям, принципам, открытиям и фактам вызвано тем, что они могут быть воплощены в каком угодно количестве произведений. Невключение этих результатов творческого труда в число объектов авторского права не означает, что законодательство никак не охраняет интересы тех лиц, которые затратили силы и средства для создания и разработки перечисленных объектов. В частности, законодательство предоставляет возможность их защиты путем отнесения к коммерческой тайне. Что означает знак ©? Знак © означает знак охраны авторских прав. Для оповещения об исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторских прав, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов: - латинской буквы "с" в окружности - ©; - имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав; - года первого опубликования произведения. Никакого принципиального юридического значения он не имеет, поскольку российское законодательство исходит из принципа презумпции авторского права, т. е. автором произведения считается то лицо, чье имя указано на произведении в качестве его автора, пока не доказано иное. Этот знак призван показывать, у кого в данный момент находятся исключительные права на использование этого произведения. Как правило, эти значки помогают другим заинтересованным лицам, желающим использовать это произведение, сориентироваться относительно настоящего (в данный момент времени) владельца исключительных авторских прав. Какие существует особенности использования и распоряжения авторскими правами на произведение, созданное в процессе трудовых отношений (служебное произведение)? Основным правилом, связанным с использованием авторских прав на произведение, созданное в рамках выполнения служебного задания, является то, что имущественные права на его использование принадлежат работодателю. При этом за работником продолжают сохраняться так называемые личные неимущественные права: право именоваться автором произведения, право на защиту своей репутации. Договором найма работника может быть оговорено иное, то есть сохранение имущественного права на произведение за работником. Презумпция перехода к работодателю исключительных авторских прав на использование служебных произведений должна применяться и к трудовым договорам, заключенным до 3 августа 1993 года, если эти договоры продолжали действовать после 2 августа 1993 года и сами служебные произведения были созданы после 2 августа 1993 года. В отношении служебных произведений, созданных до 3 августа 1993 года, следует считать, что все исключительные авторские права на использование таких произведений принадлежат работодателю. Однако если произведение было создано работником, хотя и в рамках своих должностных обязанностей, но при отсутствии служебного задания на его создание, то имущественные права на него будут принадлежать работнику, и его использование должно будет осуществляться по усмотрению автора. В любом случае, остаются ли имущественные права за работником или работодателем, работник будет иметь право на получение дополнительного дохода за каждый вид использования произведения. Правда, в случае принадлежности имущественных прав на созданное произведение работодателю последний будет сам определять размер этих дополнительных выплат, но не ниже минимальных ставок за некоторые виды использования произведений, утвержденных Постановлением Правительства от 21.03.94 года № 218. Возникают ли авторские права на произведения, созданные в рамках учебного процесса? Под произведениями, созданными в рамках учебного процесса, здесь понимаются учебные работы, созданные студентами, слушателями, проходящими обучение в рамках образовательной программы в одном из образовательных учреждений. Вопрос о правовой охране данного вида произведений не нашел специального отражения в законодательстве, поэтому можно сделать вывод, что на такие произведения распространяются общие требования законодательства об авторском праве. Однако таков лишь общий подход к такого рода произведениям. Основной спорный момент, возникающий в отношении учебных работ, связан с возможностью признания за ними правового статуса произведения, точнее, степени творческого вклада обучающегося в создание учебной работы. Как правило, учебные работы создаются с целью проверки овладения обучающимся теми навыками, которые стремилась привить ему образовательная программа, и при создании учебной работы от него, в первую очередь, требуется доказать успешность овладения этими навыками. Кроме того, учебная работа создается под контролем специального руководителя, что создает дополнительные затруднения в определении принадлежности общего замысла учебной работы. Таким образом, если учебная работа является результатом самостоятельных творческих усилий обучающегося (содержание учебной работы является новым аспектом рассмотрения существующей в науке проблемы, углубляет существующие исследования на эту тему, либо иным образом позволяет оценить ее творческий характер), то в отношении нее действуют все положения законодательства об авторском праве. Порой определить творческий характер учебной работы можно только путем проведения экспертизы силами специалистов в той области, в которой была создана данная учебная работа. Попытки правоприменительной практики использовать в отношении учебных работ положений закона, касающихся служебных работ, в данном случае представляются безосновательными, поскольку не соблюдается принцип предварительной оплаченности этих работ, как это имеет место в отношении служебных произведений. Каким образом осуществляется использование произведения, созданное усилиями нескольких авторов? В случае, если у произведения несколько авторов, то порядок его использования будет зависеть от того, является ли такое произведение неразрывным целым или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение. Основным принципом использования произведения, созданного в результате совместного труда авторов, является согласие всех авторов на любые случаи его использования. При этом ни один из авторов не может без достаточных на то оснований запретить использование совместного произведения. Однако в случае так называемого раздельного соавторства, то есть когда возможно выделить часть произведения, созданную самостоятельно одним из соавторов, каждый из соавторов вправе, если иное не установлено соглашением между ними, самостоятельно распоряжаться своим произведением, являющимся частью общего произведения. Но в этом случае гражданин будет выступать уже не в качестве соавтора совместного произведения, а как автор самостоятельного произведения. Какие особые права существуют у авторов произведений изобразительного искусства? В соответствии со статьей 17 Закона об авторском праве автор произведения изобразительного искусства обладает правом доступа к созданному им произведению вне зависимости от того, кто является его владельцем и где оно хранится. Это право гарантируется авторам произведений изобразительного искусства для реализации их права на воспроизведение произведения - изготовление копии. Поэтому для того, чтобы автор мог осуществить творческий повтор своего произведения изобразительного искусства, ему необходим доступ к самому оригиналу произведения. Собственник (или иной законный владелец) оригинала вправе потребовать от автора возмещения своих расходов, связанных с предоставлением автору права доступа. Закон наделяет автора произведения изобразительного искусства еще одним особым правом - правом следования, которое заключается в возможности получения вознаграждения в случае каждой последующей перепродажи произведения. Предоставление авторам произведений изобразительного искусства данного права связано с особенностью данного вида произведений, возможности распространения которых путем тиражирования ограничены. Следовательно, ограничиваются и права автора на получение достойного вознаграждения, поскольку при первоначальной продаже цена произведения может быть невелика, но со временем его стоимость может многократно возрасти. Если авторы иных произведений могут продолжать извлекать выгоду от использования своих произведений после приобретения славы, известности, популярности, то автор произведения изобразительного искусства лишен такой возможности, передав свое право собственности на созданный им оригинал произведения другому лицу. Право следования возникает при наличии следующих условий: - в случае публичной перепродажи произведения (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее); - если цена продажи произведения превышает предыдущую не менее чем на 20 процентов. При соблюдении этих условий автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены. Право следования признается далеко не всеми странами мира. Оно противоречит принципу исчерпания авторских прав (см. ниже). Многие полагают, что оно выходит за рамки авторского права. Бернская конвенция, хотя и признает право следования, причем в более широком объеме, чем предусмотрено российским законодательством, вместе с тем устанавливает, что это право применимо к иностранным авторам не на основе обычно применяемого в авторском праве принципа национального режима, а на основе более строгого принципа взаимности. Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права. Кто может иметь авторские права? Лицом, обладающим неимущественными авторскими правами (право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора), может быть только автор, т.е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Обладателями исключительных имущественных авторских прав могут быть как физические, так и юридические лица (организации). Приобретение таких прав может происходить либо в силу закона, либо по договору. Владельцами исключительных имущественных авторских прав по закону являются: - автор произведения; - наследники умершего автора; - наниматель (работодатель) автора служебного произведения; - производитель аудиовизуального произведения; лицо, выпускающее в свет энциклопедии, энциклопедические словари и периодические издания (газеты, журналы и другое). По договору владельцами исключительных имущественных авторских прав могут становиться любые лица, которым были переданы такие права другим лицами, которым эти права действительно принадлежали. Какой срок действия авторского права? Срочный характер действия авторских прав установлен законодательством только для исключительных имущественных прав автора. Личные неимущественные права автора, т. е. право авторства, право на имя, право на защиту репутации, охраняются законодательством бессрочно. По общему правилу, срок охраны исключительных имущественных прав по действующему законодательству РФ - в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, за исключением случаев анонимных произведений и совместных произведений. Моментом исчисления 50-летнего срока охраны авторского права является 1 января следующего года, в котором произошло событие, дающее начало исчислению этого срока. Для анонимных произведений срок охраны авторских прав составляет 50 лет с момента опубликования. Если автор произведения раскроет свое имя, то в отношении этого произведения начинает действовать обычный порядок исчисления сроков. В отношении совместных произведений 50-летний срок охраны начинает исчисляться с момента смерти последнего из соавторов. Законодательством установлены особые случаи, которые являются началом исчисления срока действия авторского права. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны авторских прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года. Теряются ли имущественные права автора на произведение в случае его продажи? Что означает выражение "исчерпание прав" на произведение? Когда речь об исчерпании прав на произведение, то речь идет о продаже отдельных экземпляров произведения, поскольку утрата имущественных прав автора на произведение происходит только в одном случае - истечения срока действия авторского права. В случае заключения договора на использование произведения с передачей всех имущественных прав автора на весь срок их действия тоже можно говорить о том, что автор фактически потерял имущественные права на произведение. Однако в последнем случае утрата имущественных прав автора отличается от их утраты в полном смысле слова, так как договор может быть расторгнут по самым различным причинам, и автор вновь обретет свои права. Вместе с тем, в случае продажи экземпляров произведения, действительно, происходит утрата одного из имущественных прав автора, но только в отношении проданных экземпляров. Если экземпляры произведения были проданы, то их дальнейшее распространение производится без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Использование остальных имущественных прав автора может осуществляться только с его согласия. Это правило, закрепленное в статье 16 Закона об авторском праве, называется принципом исчерпания авторских прав. Экземпляры произведения, на которые распространяется данное правило, должны отвечать следующим требованиям: - быть правомерно опубликованными, то есть быть выпущенными в обращение с согласия автора в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики; - быть выпущенными в обращение посредством их продажи, то есть возмездной передачи права собственности на них. Допускается ли использование авторских прав без согласия автора (правообладателя) и без выплаты ему вознаграждения? Закон об авторском праве устанавливает достаточно широкий перечень случаев, когда авторские имущественные права ограничиваются, при этом допускается использование произведений без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Вместе с тем, необходимо отметить, что все указанные ниже ограничения авторских прав носят либо объективный, либо социально оправданный характер. 1. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Такое ограничение носит объективный характер, поскольку современная копировальная техника предоставляет практически неограниченные возможности для воспроизведения авторских произведений. Однако законодатель, признавая сложившуюся ситуацию как нарушающую права авторов, обязал производителей копировальной техники (аудио- и видеомагнитофоны, светокопировальное и иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители) производить отчисления в одну из организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами (как правило, это Российское авторское общество), на основании специального соглашения. В свою очередь эта организация должна распределять полученное ею вознаграждение среди творческих работников в определенных законом пропорциях. 2. К использованию произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения относятся также случаи частичного использования произведения, такие как: - цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях; - использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в учебных целях; - воспроизведение опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам; воспроизведение публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью; - воспроизведение в обзорах текущих событий произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. 3. Воспроизведение произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. 4. Использование произведений путем репродуцирования (изготовления копий) библиотеками и архивами для замены испорченных экземпляров, для учебных или исследовательских целей. 5. Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения. 6. Свободное публичное исполнение произведений на свадьбах, похоронах и так далее в объеме, оправданном характером мероприятия. 7. Свободное воспроизведение для судебных целей. 8. Свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания. 9. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора и без выплаты дополнительного вознаграждения осуществлять свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных для личных целей, а также осуществлять их декомпилирование. Что понимается под переходом произведения в общественное достояние? Переход произведения в общественное достояние означает возможность любого лица использовать произведение по своему усмотрению без выплаты авторского вознаграждения. Переход произведения в общественное достояние происходит по истечении 50-летнего срока охраны исключительных имущественных прав. Таким образом, в общественное достояние переходят только имущественные права автора. Присвоение права авторства на произведение или его искажение, негативно отражающееся на репутации автора, не допускается даже по истечении этого срока, поскольку охрана личных неимущественных прав автора осуществляется бессрочно. Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние. Это, как правило, относится к произведениям зарубежных авторов, опубликованным на территории бывшего СССР до 1973 года, то есть до времени вступления СССР во Всемирную конвенцию по авторскому праву. Что представляет собой право автора на отзыв произведения? В соответствии с п.2 ст.15 Закона об авторском праве автору принадлежит право отзыва, т.е. право отказаться от обнародования произведения. Хотя данное право определяется законодателем как личное неимущественное, но осуществление его автором тесно связано с осуществлением права на использование произведения. Как личное неимущественное право отзыва принадлежит только автору, и никакое другое лицо не может воспользоваться этим правом. Осуществить право отзыва автор может только при обнародовании произведения. Обнародованием считается действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Ограничением данного права является то, что автор может воспользоваться этим правом при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков. Автор может воспользоваться правом отзыва независимо от того, переуступил ли пользователь право на использование произведения третьим лицам или нет, хотя осуществление этого права автором в данном случае будет связано с дополнительными трудностями, и, прежде всего, с финансовыми. |