Инновационная модель регионального планирования

России нужны новые инфраструктуры, способные обеспечить всем регионам равный доступ к инновационному развитию
Альтернативы инновационному развитию у России нет. Инновационная экономика должна стать не только самостоятельным сектором российской экономики, но и условием повышения конкурентоспособности других отраслей. Кардинальное увеличение добавленной стоимости, создаваемой в инновационном секторе и с помощью инноваций в традиционных отраслях, необходимо сделать одним из важнейших государственных приоритетов. Государственная региональная политика России, в свою очередь, простимулирует переход к инновационной модели развития, придаст новый культурный и геоэкономический смысл региональным проектам и инициативам. Основная задача региональной политики — обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Необходимо сформировать новые — инновационные — технологии управления развитием территорий, работающие на повышение конкурентоспособности российских регионов и страны в целом.

Общедоступность инноваций
Принятие инновационной модели развития порождает ситуацию, в которой основная доля добавленной стоимости достается центрам управления инновационными процессами. Они, как правило, контролируются крупнейшими транснациональными компаниями, значительно более мобильны, чем традиционное индустриальное производство, могут достаточно свободно перемещаться поверх административно-территориальных границ. Таким образом, наиболее прибыльная деятельность, финансовый и человеческий капитал концентрируются в небольшом количестве мест (центрах развития), где скапливаются основные мощности инновационного

уклада— центры принятия решений, информационные технологии, базы знаний. Остальные территории автоматически превращаются в сырьевую и технологическую периферию, поставщиков необходимых ресурсов и зоны для сброса устаревших технологий, в производственные цеха — фактические центры затрат, несущие на себе еще и экологические и социальные риски.

Все это порождает диспропорции в территориальном развитии современных государств. Новая региональная политика России должна быть соразмерна и сомасштабна инновационным процессам. Нужны инфраструктуры, способные обеспечить всем регионам равный доступ к инновационному развитию.

Инструментарий региональной политики
Инструменты реализации региональной политики на страновом уровне делятся на шесть основных групп:

— административно-управленческие (пример: придание северным территориям Канады особого статуса ресурсной зоны общестранового значения и выделение их из традиционной сетки административно-территориального устройства);

— средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах (как во Франции в отношении Парижа и его пригородов);

— пространственное распределение экономической деятельности государства (так, в Италии через размещение предприятий государственного сектора воздействовали на региональные рынки труда, а также до какого-то времени действовала схема предпочтительных государственных закупок у поставщиков из определенных районов);

— финансовое стимулирование компаний (дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.);

— организация физических инфраструктур (включая механизмы концессии в области транспорта, которые используются, например, в скандинавских странах);

— так называемые «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок).

Искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая использование этих инструментов, дать региону минимум — но минимум, достаточный для развития.

Оргструктура регионального развития
Важной характеристикой региональной политики считается ее централизм. Всегда существует некий штабной центр, в котором принимаются основные решения и который обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации региональной политики. Но реализация региональной политики в федеративных государствах заметно усложняется. Осложнения обусловлены в основном не появлением еще одного уровня управления (необходимость согласования, больше бюрократии и т.п.), а политико-психологическими факторами и препятствиями в достижении консенсуса между основными участниками процесса регионального планирования.

Необходимость принятия решений «наверху», то есть на уровне, на котором можно оценить ситуацию, взвесить проблемы и понять перспективы регионов, вовсе не означает, что региональная политика должна и реализовываться «сверху». Часто именно сами регионы наилучшим образом используют представившиеся возможности в рамках принятых штабным центром решений. В результате этого в ряде стран роль центрального правительства смещается в сторону разработки и координации политики, а не ее проведения.

Система регионального развития может выглядеть следующим образом:

— министерство региональной политики (выполняет функции штабного центра: принимает основные решения в области региональной политики, организует их реализацию и финансирование, координацию и контроль);

— комитеты по пространственному планированию (как правило, объединяют ряд административно-территориальных единиц и обеспечивают публично-правовой характер и нормативную структуру региональной политики. Их функции: лицензирование, стандартизация, унификация, оценка и т.д.);

— агентства регионального развития (преимущественно экстерриториальны, представляют собой операторов рыночного типа: интегрируют инициативу бизнеса, территориальных и профессиональных сообществ).

Институциональная матрица: власть, бизнес, общество
По мере продвижения в процессе определения приоритетов могут возникнуть дополнительные требования к анализу ситуации, понадобится самоопределение в новом контексте, оценка реальных ресурсов и проектной активности приведет к корректировке приоритетов, и т.д. Большое значение имеет выбор такого пространственного и временного масштаба анализа, который обеспечивал бы максимально точное и взвешенное стратегическое позиционирование.

В процессе организационного проектирования очень важно выделить группу людей, которая приняла ценности регионального развития и субъективировала тот или иной приоритет, сделав его предметом концентрации сил и основой личного, профессионального и делового успеха. Организационные формы, которые создаются для реализации приоритетов, должны обеспечивать эффективное разграничение (перераспределение) полномочий в отношении использования инструментов региональной политики, т.е. подкреплять конкретные управленческие функции необходимыми нормативно-правовыми статусами и ресурсами.

Однако весь комплекс предстоящих работ невозможно запаковать в одну институциональную форму, будь то Госплан или правительство. Требуется развернутая структура с вертикальными, горизонтальными и диагональными связями, обеспечивающими движение необходимых интеллектуальных процессов. Это означает, что в перспективе должна быть выстроена новая кооперация институтов: федеральных, окружных, региональных и муниципальных — с одной стороны; государственных, предпринимательских и гражданских — с другой. Населению территории необходимо дать возможность участвовать в принятии решений, которые затрагивают его жизнь. Выполнение договоренностей является одной из ключевых проблем российской региональной политики и должно стать как предметом правового регулирования, так и объектом внимания со стороны различных общественно-политических институтов. При этом участникам процесса нужно четко понимать, что реализация ни одного из приоритетов не может быть обеспечена без консолидации усилий. Каждый должен внести вклад в общее дело: кадровый, финансовый, инфраструктурный, политический и т.д.

Приоритет интеллектуальных технологий
Анализ современных институциональных моделей регионального развития показывает, что они в конечном счете представляют собой институциональную «зашнуровку» трех разных технологий:

— интеллектуальной, отвечающей за разработку картины будущего, формулирование проблем и поиск наиболее эффективных решений (она все больше приобретает характер коллективной мыследеятельности и находит новые институциональные формы, выходя за рамки традиционных научных учреждений и университетов);

— управленческой (или технологии территориального планирования и правоприменения), призванной обеспечить реализацию поставленных целей регионального развития с учетом реальных временных, финансовых, организационных, человеческих и других видов ресурсов;

— политической (к ней можно отнести и идеологию «пространственного развития»), необходимой для учета различных факторов регионального развития, согласования интересов, целей и приоритетов разного уровня, формирования консенсуса участников, контроля за соблюдением установленных «правил игры».

Любые институциональные реформы, проводимые без учета интеллектуальной технологии, обречены на провал: в результате сложных политических торгов создаются организационные структуры, они наполняются людьми, которым даются определенные полномочия, но потом выясняется, что интеллектуальный процесс в этих структурах не идет. Известная фраза «хотели как лучше, а получилось как всегда» хорошо отражает данную ситуацию. В этой связи можно утверждать, что институционализируется в первую очередь именно интеллектуальная технология, а управленческие структуры и политические форматы призваны обеспечить ее поддержку, воспроизводство и «общую дуракоустойчивость».

«Эксперт-Урал»