Бизнес-план – это документ, позволяющий инвесторам принять обоснованное решение о начале работ над проектом или отказе от его реализации. Смысл написания бизнес-плана заключается в сведении всех целей проекта к такой системе координат, с помощью которой каждую цель можно было описать и измерить. Всегда ли нужен бизнес-план? Нет не всегда. В проектах с небольшим бюджетом и несложными задачами вместо бизнес-плана вполне сгодится простое описание концепции будущего проекта. Бизнес-план необходим, если ты ожидаешь от своего проекта конкретную измеряемую выгоду (прибыль, увеличение покупателей и т.п.). Бизнес-план необходим и в ситуации поиска финансирования для осуществления проекта, когда тебе предстоит разговаривать с возможными инвесторами. Процесс разработки бизнес-плана – это планирование «с нуля», когда нужно думать о будущих результатах и их обосновании. Бизнес-план является прогнозом и поэтому не может считаться поэтапным руководством к действию. Эти функции выполняют другие документы, технико-экономическое обоснование и т.п. Бизнес-план – это комплексный документ, позволяющий инвесторам принять обоснованное решение о начале работ над проектом или отказе от его реализации. Смысл написания бизнес-плана заключается в сведении всех целей проекта к такой системе координат, с помощью которой каждую цель можно было описать и измерить с точки зрения:
Затраченного времени; Достижимости при имеющихся в наличии ресурсах; Взаимосвязанности с другими целями; Эффективности. Поэтому бизнес-план должен представлять собой подробное описание продукта (услуги) и среды, в которой он будет функционировать. К задачам большинства бизнес-планов, относятся:
Определение сильных и слабых сторон; Предварительная оценка затрат и источников дохода; Описание инструментария управления сайтом; Указания альтернативных стратегий выживания. Аннотация Аннотация должна быть краткой презентацией всего бизнес-плана. Она непременно должна содержать все сильные стороны твоего предложения, что с большей вероятностью побудит потенциального инвестора принять в пользу твоего бизнеса. Помни: большинство инвесторов и финансистов не станут читать твой бизнес-план дальше, если в аннотации не будут даны краткие и четкие ответы на следующие вопросы:
Каковы конкурентные преимущества твоего предложения? Сколько этот проект будет стоить в будущем? Каковы цели и задачи твоей компании? Какова текущая ситуация в отрасли или сегменте рынка? Какова рыночная ниша, которую ты планируешь занять (перечисли все возможности)? Какую потребность аудитории удовлетворяет твой продукт (услуга)? В чем заключаются уникальные характеристики твоего продукта (услуги)? Что делает твой продукт (услугу) дешевле и/или лучше конкурирующих? Каков план возврата привлеченного капитала? Как ты прогнозируешь получение доходов в первом году? Что даст создание ресурса? В чем будут заключаться его функции? Что потребуется в процессе его создания и поддержки? Что ты теряешь в случае низкой эффективности проекта Миссия и цели компании: кратко и четко определите миссию и цели твоей деятельности. Менеджмент: окончательный состав команды менеджеров, краткие резюме менеджеров (с указанием квалификации, образования, навыков, накопленного опыта, круга обязанностей, значимых результатов, достигнутых в процессе работы), корпоративные принципы принятия решений и управления, партнеры и сотрудники (их квалификация). Функции каждого менеджера. Ключевые вопросы инвестиционного рассмотрения: ключевые доводы и рассуждения, которые убедят инвесторов в том, что предлагаемый бизнес-план достоин серьезного рассмотрения. Компания О компании: историческая справка о компании и причинах ее создания. Основные этапы развития компании. Основные достижения. Текущее положение дел. Перспективы роста и успешного развития компании. Форма собственности. Организационно-правовая форма предприятия, местонахождение (юридический адрес). Организационная структура компании: ключевые фигуры, должности, должностные обязанности. Совет директоров: квалификация каждого члена совета директоров и его вклад в повышение эффективности управления компанией и принятия решений. Стратегические партнеры: названия компаний и основных поставщиков, с которыми установлены партнерские отношения, способствующие росту конкурентоспособности твоей компании. Цели и задачи: список важнейших краткосрочных и долгосрочных целей и задач. Программа реализации бизнес-плана: ориентировочный календарный план работ по достижению поставленных целей. Описание продукта (услуги) Описание продукта (услуги). Приведи подробное описание предлагаемого тобой продукта (услуги). Идея создания, основное предназначение. Зарегистрирована ли торговая марка твоего продукта (услуги)? Имеет ли твоя компания патенты и/или авторские права на этот продукт (услугу)? Какова специфика представления продукта на Интернет-ресурса? Потребительские свойства продукта (услуги): качество, упаковка, отличительные свойства, цена, себестоимость, марка. Потребительская ценность продукта (услуги): специфические преимущества, которые получат твои клиенты, приобретая предлагаемый продукт (услугу) у тебя. Сравнительный анализ: сильные/слабые стороны твоего продукта (услуги), новые возможности, которые он предоставляет потребителю по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов. Обслуживание и техническая поддержка клиентов: принципы организации и поддержания обратной связи с твоими клиентами в целях наиболее полного удовлетворения их ожиданий, а так же своевременного реагирования на вопросы и претензии. План по совершенствованию продукта (услуги): если ты рассматриваешь возможность инновации существующего продукта (услуги) и/или расширения ассортимента, укажи примерные сроки начала и завершения работ. Анализ рынка Целевой рынок: оцени собственную долю на рынке и потенциал ее расширения (прогноз на 2-3 года вперед). Современные рыночные тенденции: текущее положение дел на рынке и тенденции его перспективного развития с учетом экономических факторов и политической ситуации, динамика развития деятельности компаний, продающих аналогичные продукты. Рыночная ниша: специфические ниши или сегменты, которые предполагают самый большой потенциал продаж для твоего продукта (услуги). Анализ конкурентной среды: конкуренты, их задачи и стратегии, сильные/слабые стороны. Целевая аудитория: необходимая социально-демографическая информация (возраст потребителей, их доход, образование, примеры трат, местожительство и т.д.). Барьеры при вхождении на рынок: основные препятствия, которые тебе придется преодолевать для того, чтобы успешно продвигаться на рынке. Маркетинговый план Задачи и проблемы: задачи компании, включая вопросы продаж, доли рынка, прибыли, а так же проблемы, с которыми может столкнуться компания при выполнении этих задач. План реализации: в виде графиков или таблиц представьте ожидаемый объем продаж продукта (услуги), стоимость, средняя стоимость одной покупки. Обзор маркетинговых мероприятий: краткое изложения основных способов коммуникации с потенциальным клиентом. SWOT-анализ: описание конкурентных преимуществ или недостатков, имеющихся возможностей и потенциальных угроз. Маркетинговая стратегия: демонстрация общего маркетингового подхода, который будет использоваться для достижения запланированных целей. Одним из ключевых вопросов маркетинговой стратегии является выбор путей достижения и поддержания стратегического преимущества. Маркетинговая программа: определение того, что, кем, когда будет сделано, оценка затрат на 1-2 года. Бюджет: предлагаемые расходы на маркетинг, которые обеспечат выполнение доходной части. Бюджет на рекламу является составным элементом маркетингового бюджета. Контроль: указания на то, каким образом будет контролироваться реализация плана. Финансовый план Финансовое обеспечение деятельности: ответ на вопрос об источнике финансирования. Например, можно представить структуру капитала инвестора, включая собственные фонды и средства, полученные из других источников. Покажи, как ты планируешь использовать привлеченный капитал, после того как получишь необходимое финансирование. Прогноз на 2-3 года: определи и опиши финансовые предпосылки, из которых ты исходил для того, чтобы планировать объем продаж и получение дохода от своей деятельности. Анализ путей выхода из стадии безубыточности: определите точку безубыточности, на которой твой доход превысит расходы. Анализ рисков: определи и опиши потенциальные риски, которые могут возникнуть после начала деятельности. Какие шаги ты предполагаешь предпринимать в каждой из перечисленных ситуаций? Полноценный бизнес-план немыслим без раздела, в котором учитываются возможные риски, могущие повлиять на развитие проекта в целом. Финансовая отчетность: информация о финансовых возможностях компании, прибыльности/убыточности хозяйственной деятельности и перспективах развития. Автор: Стенли Соммерсби, бизнес консультант, основатель и президент бизнес-проекта Источник: |