В рамках прошедшего в конце минувшей недели круглого стола «Пути развития инновационного потенциала города Москвы» представители городских властей, науки, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, московских инновационных центров и технопарков обсуждали вопрос о реализации городской инновационной политики. Темами обсуждения стали: защита интеллектуальной собственности; совместные действия власти и бизнеса по финансированию инновационных проектов; механизмы поддержки прикладной науки, коллективов РАН и высшей школы в инновационном процессе; методология оценки результатов НИОКР и отбора перспективных проектов; практика реализации в городе инновационных проектов; методология подготовки кадров для инновационного процесса. Министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев высказался о необходимости доработки ранее предложенной на заседании правительства города концепции инновационной политики. По его словам, нужно предложить конкретные меры реализации инновационной политики с тем, чтобы инновационный бизнес стал прибыльным. Основная трудность, считает министр, состоит в решении нескольких проблем: создании инновационной стратегии и комфортных условий для всех участников инновационного процесса в Москве и РФ; создании методик оценки интеллектуальной собственности и механизма задействования в этом процессе вузовской и отраслевой науки; формировании класса технологических брокеров и легализации инновационной сферы. Глава ДНиПП подчеркнул, что для предприятий, желающих реализовать на рынке инновационные технологии, департамент готов предложить разнообразные льготные условия, если наука и промышленность будут реализовывать совместные проекты. Это может быть предоставление кредита предприятиям на закупку инновационных технологий, обеспечение финансирования НИОКР. Заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Самсон Резник высказал мнение, что в первую очередь необходимо согласовать интересы и действия правительства и бизнеса, создать условия для внедрения инноваций. Для этого правительство, по его мнению, должно обеспечить меры по стабилизации промзон, поддержке землепользователей, упрощению налогообложения. Кроме этого, он предложил разработать целевые программы каждого научного направления с учетом новых разработок, создать схему «кустования» - совмещения инициативы бизнеса и города. Георгий Егоров, генеральный директор ОАО «НИИ экономики и комплексных проблем связи», затронул вопрос финансирования инновационной политики. По его словам, лучше, если выделяемые бюджетные средства будут ориентированы на программно-целевое планирование НИР и НИОКР. «Промышленности, науке и бизнесу необходимо ориентироваться на пользователя, который задает цели инновационных разработок. Деньги на инновации должны идти через пользователя», - сказал Г.Егоров. Генеральный директор ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова» Петр Иванов считает, что надо создать управление поддержки инновационной политики – некое акционерное общество, деятельность которого курировалась бы городом. По его мнению, необходимо "обновлять" науку, создавать условия для людей, работающих в инновациях, объединить усилия науки, промышленности и бизнеса, так как отдельное предприятие не может обеспечить развитие и внедрение инноваций. Проректор Московского государственного университете им. М.В. Ломоносова Михаил Кирпичников считает основной проблемой «нежелание науки самостоятельно осуществлять маркетинг рынка». По его мнению, государство должно подтолкнуть промышленность на использование инноваций. Кроме этого, необходимо создавать готовые технологии или готовый бизнес, налаживать механизмы финансирования через венчурные фонды, развивать инфраструктуру - создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий. М.Кирпичников настаивает на том, что 10-20% в науку должно вкладывать государство, 80% - промышленность. В свою очередь генеральный директор ЗАО «Академ-партнер» Александр Каширин отметил, что в настоящее время надо выработать системный подход к проблеме инноваций, определить субъекты и объекты деятельности, через которые можно отследить развитие инновационной сферы, контролировать и регулировать ее. К субъектами инновационной сферы он отнес инновационные компании, субъекты в сфере генерации знаний, управления, финансирования инновационной деятельности и др. Объектами инновационной деятельности А.Каширин считает патенты, инновационные продукты, технологии и оборудование, инновационную продукцию. Член совета по конкурентноспособности и предпринимательству при правительстве РФ, генеральный директор «НПО Унихимтек» Виктор Авдеев отметил, что для правильной постановки задачи необходимо выбрать приоритетные направления деятельности, подлежащие реформированию в первую очередь. Таковыми, по его мнению, являются проблемы технического регулирования, отсутствия заказов крупных корпораций и финансирования, недостаточное развитие экспорта наукоемкой продукции. Вице-президент ОАО «Система Венчур» Георгий Юзбашьянц назвал основной проблемой, мешающей реализации инновационной программы города, отсутствие мониторинга мирового рынка по основным потребностям промышленности. Также, по его мнению, необходимо создать экспертный совет, наладить бизнес-планирование, лицензирование внедренческих проектов и создать фонд финансирования инновационных проектов. Георгий Егоров подвел итоги круглого стола. Среди основных проблем он назвал отсутствие экономических и финансовых условий, опыта во внедрении инновационной продукции; отсутствие координаторов в процессе внедрения инноваций; низкую заинтересованность бизнеса в наукоемкой продукции. Решить данные проблемы, по его мнению, можно посредством изменения политики планирования в городе, создания управления по инновационной деятельности, финансирования НИОКР промышленностью, создания законченных технологий и бизнеса, льготирования, создания внедренческих и инжиниринговых фирм. Все вышеназванные меры предложено контролировать Департаменту науки и промышленной политики города Москвы. / |